В русской истории существуют темы, полное раскрытие которых выходит за рамки учебников. Эстафету памяти о Великой Отечественной войне, воспитание настоящих патриотов, сохранение связей между поколениями возможно передать только в семейной обстановке.
Следует ли рассказывать детям о событиях Великой Отечественной войны? Однозначно да. Последующие поколения должны знать историю своей страны, её прошлое, ведь им в ней жить после нас. Необходимо помнить, какими усилиями предки смогли остановить врага, сколько жертв было принесено на алтарь Победы ради того, чтобы родились и жили они и мы.
Тематические занятия о событиях 1941–1945 годов проходят как в детских садах, так и в школах. Уважение к памяти погибших воинов и мирных граждан, гордость за подвиг прошлых поколений, истинный патриотизм, подобно другим ценностям, прививаются прежде всего в семье. Ребенок слышит разговоры взрослых, наблюдает за фильмами и книгами родителей, усваивает на подсознательном уровне их отношение к событиям прошлого и настоящего в стране и мире. По каждому вопросу ребенок принимает наши объяснения без сомнений и фильтров.
Рассказать ребёнку о войне, подчеркнув её ужасность, но объяснив и причины конфликта, и важность защиты Родины, не навредив его психике – задача непростая. Нам повезло больше: мы слышали рассказы от дедушек и прадедушек, ведь в каждой семье был свой герой. Сейчас живых ветеранов единицы. Но прервать цепь памяти нельзя. Дети и внуки должны помнить их подвиг.
Когда начать рассказывать ребенку о Великой Отечественной войне?
Дошколятам
В детских садах детям рассказывают о воинской службе, военных профессиях, видах войск, границах Родины и необходимости её защиты. Материал закрепляют в основном играми. Вот несколько игр для ребёнка 4–6 лет.
«Военные профессии»
Рассказав ребёнку о том, что на воинской службе каждый солдат выполняет свою работу, предложите ему следующее занятие: вы бросаете ему мяч, называя действие, а он возвращает его вам, называя профессию, соответствующую этому действию. Например:
- лечат раненых – военные врачи;
- водят самолёты – лётчики;
- обезвреживают мины – сапёры;
- Военные почтальоны доставляют письма солдатам.
- совершают прыжки с парашютом – десантники;
- охраняют границы страны – пограничники;
- служат на флоте – моряки;
- налаживают связь – связисты;
- водят танки – танкисты;
- обслуживают военную технику – механики.
«Посылка герою»
В эту игру можно играть с мячом: называйте разные вещи и бросайте их малышу. Если вещь можно отправить на фронт в посылке, ребенок ловит её; если нет — отбрасывает.
Что используется для охраны наших границ?
Рассмотрите с ребёнком карту страны, расскажите, что у каждого государства есть границы, которые нельзя пересекать. Узнайте, какие виды транспорта охраняют границы на суше (артиллерия, танки), на море (военные корабли) и в воздухе (самолёты).
«Защитники Отечества»
В игре понадобятся изображения атрибутов разных военных профессий. Их можно найти онлайн и распечатать или демонстрировать на экране монитора (в этом случае занятие не должно длиться больше 5-7 минут, согласно СанПиН). Вы показываете картинки, а ребёнок говорит, к какому роду войск мог бы принадлежать тот, кто использует этот предмет.
- танк – танкист;
- самолёт – лётчик;
- парашют – десантник;
- пушка – артиллерист;
- корабль — моряк.
«Назови пословицу о солдате»
Помните вместе с ребёнком пословицы и поговорки о службе в армии.
- «один – в поле не воин»;
- «сам погибай, а товарища выручай»;
- «русский солдат не знает преград»;
- Солдат имеет отца — командира, а мать — службу.
- Русский воин непобедим в бою и стойкий к любым опасностям.
- «для русского солдата граница свята»;
- «солдат без храбрости, что соловей без песни»;
- «Родина – мать, умей за неё постоять»;
- «солдат в беде не плачет»;
- «кто за Родину горой, тот и герой».
Объясните ребёнку их значение.
Младшие классы
Школьникам, которые уже способны понять содержание текста с первого класса, можно предлагать рассказы о Великой Отечественной войне замечательных авторов: Сергея Алексеева, Льва Кассиля, Валерия Воскобойникова, Юрия Яковлева, Константина Паустовского, Владимира Железникова, Алёны Василевич, Леонида Пантелеева. Произведения, в которых кратко и понятно рассказывается о героических подвигах и событиях того времени, о жизни в тылу, включая детей – их сверстников, покажут ребятам, что… Война – это не только празднования и фейерверки, но и огромная беда для всех людей.
Примерный список книг, которые можно порекомендовать детям в возрасте от семи до десяти лет:
- Собрания рассказов Сергея Алексеева «Сто рассказов о войне», «От Москвы до Берлина», «Подвиг Ленинграда».
- Алёна Василевич, автор произведений «Партизанка Книга» и «Красный галстук».
- Владимир Железников, произведения «Ослик и пятый океан», «В старом танке», «Девушка в военном».
- Константин Паустовский «Тёплый хлеб»;
- Юрий Яковлев, рассказы Воспоминания, артефакт, педагог по истории, зимородок, девушки из Васильевского острова.
- «Детская книга войны. Дневники 1941–1945»;
- Лев Кассиль, рассказ «Советскому солдату»;
- Леонид Пантелеев, произведения «Главный инженер», «Платочек».
- Рассказ «Легенда Чёрного моря» написан Леонидом Соловьевым.
- Николай Тихонов, произведения «Девушка на крыше», «Руки», «Зимней ночью».
- Валентина Осеева «Андрейка»;
- Любовь Воронкова «Девочка из города»;
- Ирина Токмакова «Сосны шумят»;
- Валентин Катаев, повесть «Сын полка»;
- Леонид Сергеев «Освещенная сторона улицы»
- Виктор Дубровин «Мальчики в сорок первом».
- Виктор Конецкий «Петька, Джек и мальчики».
- Валерий Воскобойников «Таня Савичева».
Документальный фильм «Дневник девочки Тани из блокадного Ленинграда» (2022) повествует о судьбе девочки, которая боролась за жизнь во время блокады Ленинграда, но не дожила до Победы. Фильм рекомендуется к просмотру после прочтения произведений Валерия Воскобойникова и Юрия Яковлева.
Короткометражный российский мультфильм «Война и дети» (2014) расскажет о российском солдате, который во время боя в Берлине спас маленькую немецкую девочку. Мультфильм можно посмотреть вместе с ребёнком. этого возраста.
Средняя школа
Дети и подростки 11-14 лет, подобно взрослым, могут размышлять о жизни и смерти, любви, справедливости, долге и подвигах. В этом возрасте с ними можно вести беседы, обсуждать книги и фильмы. Им уже проще понять, что списки погибших на мемориальных досках у памятников Великой Отечественной войны – не просто текст, не пустое перечисление имён. Эти люди были когда-то живы, любили, боялись и преодолевали страх, имели семьи – матери, сёстры, жёны и детей. Но они пожертвовали самым ценным – своей жизнью ради спасения Родины, поставив судьбу страны выше личного счастья.
Для учеников пятых-восьмых классов будут интересны следующие произведения для чтения и обсуждения.
- Рассказ Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
- Анатолий Митяев «Лошади»;
- Андрей Платонов «Штурм лабиринта»;
- Анатолий Соболев «Тихий пост»;
- Эммануил Казакевич «Звезда»;
- Василь Быков «Обелиск»;
- Чингиз Айтматов «Ранние журавли»;
- Виталий Сёмин «Ласточка-звёздочка»;
- Владимир Чачин «Король с Арбата»;
- Владимир Богомолов, рассказ «Иван»
- Альберт Лиханов «Последние холода»;
- «Витька с Чапаевской улицы» — Уильям Козлов.
Фильмы для совместного просмотра с ребёнком этого возраста.
- «Звезда» (2002) по книге Э. Казакевича;
- «В бой идут одни старики» (1974);
- «Сын полка» (1946) по произведению В. Катаева;
- «Это было в разведке» (1968);
- «Мальчишки» (1978);
- «Я родом из детства» (1966);
- «Жила-была девочка» (1944);
- «Орлёнок» (1957);
- Цикл видео # про людей и про войну.
Игры
Дети в младшей и средней школе остаются детьми и лучше воспринимают информацию через игры, хотя этот способ обучения уступает другим. Помимо школьных «Зарниц», занятий в военно-патриотических клубах, сбора тематических пазлов, для изучения событий 1941–1945 гг. можно порекомендовать семейную настольную игру «Победа» (12+), игра в которую будет интересна и взрослым.
Эта игра не только учит историческим фактам, но и развивает логику у ребёнка. В комплекте: 151 карточка и 144 фишки для игроков. Технология дополненной реальности оживляет важные моменты истории. Задача – выстроить линию из шести фишек и помешать соперникам сделать то же самое.
Старшие классы
Для размышлений выпускникам школы можно посоветовать более серьезные произведения литературы, которые побуждают к размышлениям и формируют взгляды на жизнь, затрагивая не только исторические факты, но и нравственные вопросы.
Из книг о Великой Отечественной войне стоит обратить внимание на такие произведения:
- Константин Воробьёв «Убиты под Москвой»;
- Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда», «Навечно девятнадцатилетние»
- Борис Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война».
- Светлана Алексиевич «У войны не женское лицо».
- Юрий Слепухин «Перекрёсток»;
- Анатолий Приставкин «Ночевала тучка золотая»
- Михаил Шолохов «Судьба человека» ;
- Александр Фадеев «Молодая гвардия»;
- В августе сорок четвёртого по Владимиру Богомолову.
- Алесь Адамович «Каратели»;
- Александр Твардовский «Василий Тёркин»;
- Андрей Платонов «Взыскание погибших».
Список фильмов, указанный ниже, подходит для просмотра и обсуждения с подростками, в том числе как художественные, так и документальные.
- «Блокада» (1973–1977);
- «Битва за Москву» (1985);
- «Берлин» (1945);
- «Катюша»(1964);
- «У войны не женское лицо» (1980);
- «А зори здесь тихие» (1972);
- «Альпийская баллада» (1966);
- «Горячий снег» (1972);
- Фильм «Иваново детство» (1962), снятый по мотивам рассказа В. Богомолова «Иван».
- «Батальоны просят огня» (1985);
- «Офицеры» (1971);
- «Они сражались за Родину» (1975);
- «Мы из будущего» (2008);
- сериал «Ладога» (2013).
Музеи
Изучение любого исторического события, особенно такого значимого и трагичного, как Великая Отечественная война, невозможно без посещения музеев и мемориальных комплексов. Музеи и мемориалы предоставляют возможность получить информацию не только из книг или интернета, но и увидеть личные вещи участников событий, изучить оружие и технику, с которыми защищали Родину деды и против которой им приходилось сражаться, просмотреть Книги Памяти. В некоторых музеях можно частично окунуться в атмосферу событий, чтобы понять, почувствовать и запомнить их навсегда.
Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
С 1995 года функционирует музей с территорией около 16 гектаров. Вместимость музея позволяет разместить 6 экспозиций-диорам, около 400 экспонатов – образцов военной техники и почти 390 тысяч предметов времён Великой Отечественной войны. Руководство учреждения ставит перед собой задачи патриотического воспитания детей и подростков, а также противодействие искажению исторических фактов и значимых событий истории.
Музей обороны Москвы
Расположен на Мичуринском проспекте. Основан в 1979 году. Функционируют 6 экспозиций в тематических залах и под открытым небом. Экспозиции отражают события 1941–1942 годов, а также весь ход войны до взятия Берлина в хронологическом порядке, быт солдат на фронте и москвичей в тылу. Материалы музея дают полное представление о том, почему хорошо подготовленная армия фашистов не смогла взять столицу Родины и какой ценой её защитили.
Музей-диорама «Огненная дуга» в Белгороде
Музей открылся в 1985 году, а в 1987-м для посетителей доступна масштабная диорама танкового сражения 12 июля 1943 года. В двух залах музея постоянно действует экспозиция «На земле опалённой», посвященная Курской битве и освобождению Белгорода от оккупации. В учреждении установлено интерактивное оборудование, помогающее изучить хронологию переломного момента войны.
Музей-заповедник «Прохоровское поле»
Посещение «Огненной дуги» неполно без визита на Прохоровское поле, где разворачивались события 12 июля 1943 года. Сейчас в этом месте, рядом с посёлком Прохоровка Белгородской области, находится исторический музей-заповедник. Под открытым небом много экспонатов – танков, бронетехники и артиллерийских орудий. В населённом пункте расположен комплекс из музеев «Битва за оружие Великой Победы», «Музей бронетанковой техники» и «Третье ратное поле России».
Мемориал «Командный пункт Центрального фронта»
В селе Свобода Курской области размещался командный пункт Центрального фронта в 1943 году. Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский руководил фронтом именно здесь. В этом месте был определён переломный момент всей войны. Несмотря на скромность экспозиции и небольшую территорию музея, его значение сложно переоценить.
Тульский государственный музей оружия
Музей, один из старейших в России, основанный в XVIII веке, хранит экспонаты, использованные героем Великой Отечественной войны для защиты Родины. Тематические выставки проходят как в головном здании музея, так и на территории Тульского кремля.
Музей-заповедник «Сталинградская битва»
На высоте 102,0, известной как Мамаев курган на фронтовых картах, сейчас находится мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы». Его венчает скульптура «Родина-мать зовет!» – величественная фигура женщины с мечом, призывающая детей к борьбе с захватчиками. В состав комплекса также входят музей «Память», мемориально-исторический музей и музей-панорама «Сталинградская битва».
Музей обороны Севастополя
Музейный комплекс включает объекты, рассказывающие о событиях разных эпох. В изучении Великой Отечественной войны полезно посетить диораму «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» и дом-музей подполья Севастополя.
Музеи, посвящённые блокаде Ленинграда
Важно помнить и страшную историю блокады Ленинграда. В городе и области действуют музеи и комплексы, посвященные этому событию. Среди них диорама «Прорыв блокады Ленинграда», музей «Кобона: Дорога жизни» в Кировском районе, государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, Пискарёвское мемориальное кладбище, подводная лодка «Народоволец» и музей юных участников обороны Ленинграда.
Всё, что ребёнок услышит, увидит или прочитает, будь то рассказ, документальный фильм, информация с экскурсии или игры, обязательно запомнится ему. Наша обязанность – передать следующему поколению гордость за Родину, любовь к своей стране, чтобы дети продолжили её, и нить памяти о подвигах героев не прервалась.
Фото на анонс: Shutterstock / FOTODOM