Вспомните детские опыты с лупой. Вряд ли найдется человек из нашего поколения, кто не пробовал выжигать узоры на дереве при помощи линзы и солнечного света. А что насчёт расписных досок, которые мальчики создавали в подарок мамам к 8 марта на уроках труда?
Пирография, Выжигание по дереву в настоящее время пользуется большой популярностью среди взрослых и детей. Эта техника позволяет развить мелкую моторику, освоить работу с инструментом, потренировать усидчивость, а также успокоиться и расслабиться, как и любая другая творческая деятельность.
Пирографией называют искусство создания рисунков на древесине с помощью нагретого инструмента, обычно из металла.
Существуют различные методы нанесения рисунков на древесину.
- Контурная – Когда надписи и узоры выжигаются только по контурам изображения, не заливая фон и мелкие детали.
- Силуэтная Её отличает темный фон с ярким светло-незакрашенным рисунком.
- Художественная Графика выполнена с плавными переходами света и тени, реалистичной детализацией. Такой стиль пирографии требует навыков работы с карандашом.
Краткий экскурс в историю
Рисование огнём – искусство древнее. В Перу археологи обнаруживали рисунки такого рода возрастом около 2700 лет. На Руси это занятие известно с IX века. Его применяли для украшения игрушек и предметов быта: сундуков, шкатулок, ложек, ковшей, мебели и жилищ. Природные условия способствовали широкому распространению пирографии: в лесистых странах древесина была основным строительным материалом, поэтому выжигание подходило как способ украсить деревянные изделия.
В начале пирография по дереву была достаточно трудоемкой. Раскаленные на открытом огне железные иглы или прутья быстро остывали, поэтому их часто приходилось нагревать до рабочей температуры. Рисование было долгим и кропотливым процессом. До XIX века набор для этого ремесла включал печь с отверстиями для инструментов, котелок и несколько металлических прутьев или кочерёжек с разными наконечниками и асбестовыми рукоятками, чтобы не обжечься. Англичане, среди которых это искусство было особенно популярным, называли его «рисованием горячей кочергой».
Иногда для ускорения процесса работы художникам помогали работники, доставлявшие инструменты из печи. Альбрехт Дюрер, Пабло Пикассо, Рембрандт и даже писатель Виктор ГюгоОсновным ремеслом выжигание мало кто выбирал из-за долгой работы над заказами. Некоторые мастера достигли совершенства в технике выполнения рисунка, подбирая температуру кочерги для получения оттенков линий разной насыщенности. В викторианскую эпоху умельцы усовершенствовали оборудование: появились… пирографыВыжигатели, работающие на газу, спирте и керосине, задействовали с помощью груш. Такие инструменты предпочитали и женщины, поэтому умение рисовать огнем стало привычным для многих.
К середине XX века создали электрический выжигатель. Был он громоздким, сильно перегревался, но значительно превосходил предыдущие модели. В 1962 году пятнадцатилетний юноша усовершенствовал его и привел к тому виду, к которому привыкли сейчас.
Как устроен пирограф
Современный пирограф проще по устройству, чем кажется сначала. Вот его главные части:
- трансформатор;
- рукоятка, на которой закрепляется наконечник;
- Провод, связывающий рабочий узел пирографа с трансформатором.
- В некоторых моделях имеется регулятор, позволяющий изменять мощность.
- наконечник или перо.
Перья изготовлены из нихрома Сплав, основу которого составляют никель и хром, латунь и другие подходящие по своим свойствам металлы, должен выдерживать высокие температуры и не плавиться при этом. Электрический ток от трансформатора нагревает нихромовую насадку до нужной температуры – вот и весь принцип работы устройства для выжигания по дереву.
Существуют два типа пирографов: одни оснащены наконечником из нихромовой проволоки, другие — насадками в форме твердых перьев различной конфигурации.
Пирограф с твёрдым наконечником
Этот прибор похож на паяльник и идеален для знакомства с искусством рисования огнём. Как правило, такие выжигатели стоят сравнительно недорого, компактны, безопасны и просты в использовании – справится даже ребенок. Но у их есть ряд недостатков:
- Не имея регулятора мощности, часто перегреваются.
- долго накаляются до рабочей температуры;
- Из-за возможного перегрева приходится периодически отключать от сети, что замедляет работу.
- Из-за длины рукояти этот инструмент подходит не для работы с мелкими деталями рисунка.
Наконечники для данного аппарата имеют различные формы: универсальная с закруглённым концом, заострённая линейная, ножевидная, в форме лепестка и точечная. Все эти наконечники упрощают процесс рисования, позволяя снизить количество ошибок во время работы.
Пирограф, оснащенный насадкой из проволочной петли.
Предназначено оборудование для профессиональной работы. Выжигатель позволяет четко прорисовывать мелкие детали рисунка, плоскогубцами можно изменять форму проволоки. Регулятор мощности обеспечивает постоянную рабочую температуру, которую возможно менять по необходимости. Благодаря этому прибор редко требуется отключать от сети, так как он не перегревается. Перо быстро нагревается и остывает.
К минусам подобного устройства относят высокую стоимость и частую поломку наконечников, нуждающихся в замене.
Техника безопасности
При работе с выжигателем любого вида следует придерживаться следующих правил:
- Чтобы не обжечься, работающий прибор хватайте только за ручку, не касаясь металлических частей.
- Во время работы и охлаждения используйте предназначенную подставку, чтобы избежать возгорания стола.
- Ребёнок от восьми до девяти лет может использовать выжигатель только при постоянном контроле взрослых. Не оставляйте ребёнка без присмотра с этим аппаратом!
- Без регулятора мощности прибор выключают из сети каждые 10-15 минут.
- Для замены пера применяют плоскогубцы, даже если наконечник кажется холодным.
Замену производят после отключения пирографа от электросети. - Если нужно прервать работу с подключенным устройством, выключите его из розетки. Когда завершится творческий процесс, сделайте то же самое.
- Использование неисправного аппарата небезопасно. При обнаружении обнажённых проводов или повреждений деталей не подключайте его к сети.
- Преждевременное изнашивание пера может возникнуть при чрезмерном давлении.
Материалы для работы
Качество будущего изображения зависит и от материала, на который оно наносится. Не всякая древесина подойдёт для этого. Поверхность должна быть идеально ровной, хорошо ошкуренной, без механических повреждений, трещин и сучков. Древесина не смолистая, с плотной и однородной структурой, не слишком тёмного оттенка. Вишня, тополь, ольха, каштан, липа, берёза и осина. ы, а также на фанереОригинальным фоном может служить естественный узор среза массива как по ширине, так и вдоль его длины.
При выборе МДФ для этой цели необходимо работать в помещении с хорошей вентиляцией, на открытом воздухе или с включенной вытяжкой, так как пары формальдегида, используемые при производстве таких плит, негативно сказываются на здоровье.
Не выполняйте работы с лакокрасочными поверхностями — при нагреве такие поверхности выделяют вредные вещества.
Для создания творческого произведения вам понадобятся наждачная бумага, простой карандаш, ластик, лак и кисть, краски для раскрашивания рисунка, чёрная копировальная бумага, плоскогубцы, ветошь, металлическая губка (можно использовать ту, которая предназначена для мытья посуды), большое полотенце и готовые эскизы.
В магазинах доступны готовые наборы для пирографии, отличающиеся друг от друга по комплектации. Начинающим мастерам рекомендуется начать обучение с таких наборов.
Этапы создания рисунка
Выжигание проходит в несколько этапов.
Подготовка рабочего места
Для работы необходимо иметь все необходимые инструменты рядом. Должен быть доступен свежий воздух и достаточное освещение, а рабочий локоть можно облокотить на валик из полотенца.
Перенос изображения с эскиза на дерево
Сначала обведите контуры рисунка карандашом, после чего перенесите его на рабочую поверхность с помощью копирки.
Непосредственно выжигание
Перед началом работы полезно знать несколько нюансов.
- Лучше всего держать ручку в руке, подобно карандашу.
- Выжигание можно начать, когда наконечник при нагревании станет темно-красным.
- Если линия вышла за контур или допущена незначительная ошибка, этот участок зашлифуйте мелкой наждачкой.
- Для регулировки ширины линий меняйте скорость движения пера: для тонких — быстро проведите по поверхности дерева, для толстых — медленно. Для получения элементов рисунка с разной насыщенностью цвета воспользуйтесь регулятором мощности. Увеличение степени нагрева даёт тёмный цвет, а уменьшение – светлый.
- Для раскрашивания большой площади на рисунке сначала проводят контур, затем заполняют его мазками внутри.
- Дерево – материал неоднородный. При работе обращайте внимание на это: на более тёмных волокнах нужно прикладывать больше нажима, так как
этот вид волокон тверже. - Во время работы чистите нагар с пера металлической губкой.
- Чтобы началом линии было плавное течение, нужно продуть наконечник пирографа перед тем, как начать выводить новую линию на дереве.
Завершающий этап
Устраните угли и окалину, обработайте изображение наждачной бумагой. В случае цветного рисунка раскрасьте его красками, а после высыхания – покрывайте лаком.
Виды выжигания
Помимо традиционного выжигания узоров на деревянной поверхности горячим железом, пирография включает и другие виды обработки древесины.
- Глубокое выжиганиеИзображение рисуют прямо на поверхности полотна, а фон вырезают с помощью инструментов, похожих на ножи. В итоге получается трёхмерная и реалистичная картина.
- Выжигание кислотойВ работе сначала на деревянную поверхность наносят воск, после чего счищают его по контурам будущей картины и травят изображение серной кислотой.
- Пирография на тканиРисунок можно получить методом выжигания на синтетической ткани — атласе, ацетатном шелке или капроне с помощью пирографа. Образуются изысканные узоры, схожие с кружевом или вышивкой ришелье.
- ПиротипияРазогретый металлический штамп переносят на дерево, оставляя на нём надпись, рисунок или логотип.
- Выжигание электричествомЭлектролитом создаётся изображение, а по линиям изображения пропускают электрический ток.
- Выжигание при помощи линзыЭто общеизвестный с детства метод, но у него существенные проблемы: его можно применить только в ясную погоду, и линзой трудно рисовать тонкую линию и мелкие детали.
- Нанесение картинки при помощи лазера. Самая передовая разновидность пирографии выполняется на специальном станке, обрабатывающем не только дерево, но и металлы, резину, пластик. Рисунок загружается в память станка с электронного носителя, оператор лишь следит за процессом. В этом методе минимально участвует творчество, однако для промышленного производства изделий он незаменим.
Новый навык осваивается только с практикой. Пирография – не исключение. Украсьте орнаментом набор кулинарных лопаток и разделочную доску, сделав из них украшение кухни.
Мастер-класс по выжиганию узоров на дереве
Необходимые материалы и оборудование:
- Набор для пирографии, включающий набор фигурных насадок из твердого материала и подставку.
- Доска для резки и кухонные лопатки из необработанного дерева с гладкой поверхностью.
- Твердый, остро заострённый простейший карандаш и резинка.
- Небольшой кусочек фанеры или дерева послужит черновиком.
- большое полотенце;
- мелкозернистая наждачная бумага.
Порядок работы:
Шаг 1. Подготовка рабочего места.
Убираем с рабочего места лишние вещи и подготавливаем все нужное для работы. Обратите внимание на удобство: локтем свободной руки придерживайтесь валика из полотенец.
Шаг 2. Нанесение рисунка на дерево.
Перед работой протестируйте насадки на небольшом куске фанеры или древесины: определите оптимальный нажим и скорость движения пера для достижения нужного результата. На поверхности разделочной доски и лопаток карандашом обведите контуры орнамента.
Шаг 3. Выжигание.
На разделочной доске концом насадки в виде лепестка выжигаем листики с двух сторон по разметке — насадку устанавливаем плоской стороной вниз. Потом точечной насадкой прочерчиваем веточку, связывая листочки.
На первой лопатке той же точечной пишущей ручкой по контуру намечаем точки, заполняем ими пространство рукоятки, расставляя вначале чаше, а ближе к концу — реже.
На второй лопатке точечным пером проводят линию по нарисованному контуру, а от нее — ножевидным наконечником – расходящиеся лучи, которыми удобно выжигать прямые тонкие линии.
Пробуйте различные насадки – что придёт вам в голову по поводу узоров?
Шаг 4. Завершение работы.
Счистите угли с поверхности доски и лопатками, затем аккуратно отшлифуйте их наждачной бумагой.
Пирография, подобно любому творчеству, нуждается в терпении и упорстве на начальных этапах. Хотя не все получается с первого раза, как хотелось бы, постоянные занятия вскоре позволят создавать настоящие произведения искусства.
Фотографии для анонса и заголовка: Shutterstock/FOTODOM.