Вязание образца с флисом Шетланда

Данная публикация рассчитана на новичков в работе с флисом.
Без навыков такой работы можно испортить этот великолепный, но дорогой материал. Он просто отпадет в процессе валяния, и вы получите «лысую» основу без кудряшек. Сколько мастеров – столько и способов раскладки и валяния флисовых изделий. Со временем этот опыт обобщается, и начинают вырабатываться свои методы и способы, которыми я поделюсь с вами.

Материалы:

Шерсть российского производства Allma Wool из г. Невинномысска.

Флис Шетланда (немытый – NN10н и 20н; мытый серый – от N11н, см. в магазине).

волокна вискозы (фиолетовая и серая).

Рис.1. Используемые материалы.

Основное оборудование:

Коврик IKEA; пленка пупырчатая – 2 штуки (минимальный размер – 50 см х 50 см); влагостойкая мебельная ткань; москитная сетка; лейка с водой; мыло (детское или хозяйственное).

Описание работы

Рисуем на коврике квадрат размером 30 см х 30 см и накрываем его пузырчатой пленкой.

Рис. 2 — коврик IKEA

На пористой пленке внутри квадрата раскладываем елочкой три разноцветных шерстяные полосы (тёмно-серая, синяя и белая).

Рис. 3 – 5. Раскладка основы елочкой

Накладываем москитную сетку, поливаем водой и намыливаем мылом. Накрываем полотенцем для удаления излишков воды. Снимаем сетку.

На рис. 6 раскладку смочили водой и намылили хозяйственным мылом.

На подготовленную основу раскладываем флис. В данном случае раскладываю флис кончиками вверх, слегка растягивая прядки у основания. Каждый следующий ряд кончиками перекрывает предыдущий. Сильно пряди не растягиваю. Флис выкладываю более-менее густо.

Таким образом я раскладываю, например, варежки. На изнанку при этом слой вискозы не выкладываю, оставляю изнаночную сторону чисто шерстяной, мягкой и тактильно приятной для рук.

Рис. 7 – Раскладываем флис

Таким образом я разложила два слоя: первый — три цвета шерсти; второй — три оттенка флиса.

Рис.8 – 9 Двухслойная раскладка

В качестве украшений использую волокна вискозы. Раскладываю их ручейками, подчеркивая границы разделения оттенков флиса.

Рисунок 10 – Украшаем раскладку ручейками из волокон вискозы.

Раскладку накрываем сеткой, смачиваем водой и намыливаем мылом. Снимаем сетку и накрываем раскладку пупырчатой пленкой. Работаем ВШМ (на 10 счетов: раз, два, три…десять).

Рис. 11 – Прорабатываем раскладку ВШМ

Заворачиваем образец в мягкий рулон между двумя слоями пупырчатой пленки. Катаем рулон, считая до ста, затем разворачиваем образец под прямым углом и катаем в рулоне так же, считая до ста.

Рисунок 12 – 13 – Катали образ в мягком рулоне с разных сторон…

Далее валяем образец способом агрессивного валяния, чередуя подбрасывания с периодическим притиранием с внутренней стороны.

Рис. 14 – 15 Валяем образец агрессивным способом.

Рис. 16 – Притираем образец с изнанки

Когда образец станет устойчивым, его нужно замочить в горячей воде, затем сполоснуть и снова намылить. Почти вся грязь с немытого флиса сойдет, и дальнейшее намыливание образца даст более обильную и чистую пену.

Рис.17– замачиваем образец в горячей воде

Готовим образец по описанному способу…

Как определить эту самую готовность?

Свалянный войлок становится более упругим, лицевая сторона имеет зернистую фактуру. При полоскании и отжимании на поверхности появляются капельки скатывающейся воды. Если в определении готовности сомневаетесь, ориентируйтесь на коэффициент усадки: при КУ 1,4 – 1,6 получается качественный войлок с флисом. В дальнейшем, когда придет опыт работы с флисами, можно будет определять готовность изделия на глаз и на ощупь.

Рис. 18 – отжимаем готовый образец

Итак, образец прополоскали и отжали обязательно комочком (не выкручивая). С поверхности стекают капли воды и просачиваются на поверхность травки, которую не заметили при раскладке.

Рис. 19 – Капельки воды и сора на поверхности

Отжимаем образец в полотенце, расправляем и отправляем сушиться.

Рис. 20 – отжимаем образец в полотенце

Рис.21 – Расправляем образец и отправляем сушиться

Высушенный образец отпариваем утюгом.

Рис. 22 – Отпариваем образец утюгом

Получили образец размером 20 сантиметров по горизонтали и 21 сантиметр — по вертикали.

Рис. 23 – Определяем коэффициент усадки

В данном случае КУ немного отличается по горизонтали и вертикали, что для раскладки елочкой – обычное явление.

по горизонтали – КУ=30/20=1,5;

по вертикали – КУ=30/21=1,4.

Флис Шетланда – очень деликатный флис. При валянии не пролазит на изнаночную сторону, поэтому хорош для валяния вещей, близких к телу.

Рис.24 — изнаночная сторона

Рис. 25 — Лицевая сторона

Что важно для меня при изготовлении изделий из флиса.

1.Раскладку проводить на пупырчатой пленке;

При раскладке растягивать флис у основания (больше или меньше — в зависимости от желаемого эффекта).

Прокатывать смоченную и прочищенную раскладку после первоначальной притирки (или после ВШМ) в мягком рулонке между слоями пузырчатой пленки до тех пор, пока флис надежно не схватится с основой.

В заключение, несколько слов о полученной фактуре и цветовой гамме. В процессе раскладки флис сильно не растягивала, выкладывала густо на основу. Получилась мелко-зернистая фактура, мягкая, бархатистая и приятная на ощупь. Волнистые ручейки вискозы оттеняют природный красивый цвет Шетланда. Если флис растянуть больше в процессе раскладки, то можно получить тонкий войлок с плюшевой поверхностью.

Разницы между участками, где был разложен мытый и немытый флис, я не заметила.

Красивый небольшой оттенок получился на синей шерсти, где разложен был самый светлый флис. Шетланд смотрится красиво на цветной шерсти при подборе сочетаемых оттенков шерсти и флиса, например, синяя или сиреневая шерсть – серый флис…

Такая раскладка (в основе елочкой) хороша для варежек, шапок, жилетов, пальто. Для шапок и плечевых изделий рекомендую делать с изнанки цельно-валяную подкладку и раскладывать шерсть на слой вискозы или разреженного шелка маргиланского.

Всем желаю творческих успехов!