Воплощение душевного тепла: валяние из шерсти для начинающих

Валяние из шерсти
 

Самый известный в нашей стране предмет, валяный из шерсти, это, безусловно, валенки. Но история данного рукоделия гораздо древнее и богаче. Она развивалась параллельно во многих странах мира, особенно там, где, в силу климатических условий, люди вынуждены были изобретать способы защиты от холода.

История валяния

Легенда гласит, будто бы первый валяный ковёр сделали сами овцы, которых Ной взял на свой ковчег, спасая от всемирного потопа. В процессе линьки они теряли волоски, те осыпались им под ноги. В результате весь пол загона был покрыт шерстью, а своими копытами они сбили её в однородное полотно.

Археологи предполагают, что первые валяные вещи люди стали создавать около 8 тысячелетий назад, используя для этого клочья шерсти диких животных, которые осыпались с них в процессе линьки. После приручения мелкого рогатого скота процесс добычи сырья для изготовления войлока, как назвали полотно, получающееся в процессе, стал гораздо проще.

Наиболее распространено валяние из шерсти было в Азии, Перу, горных районах Европы, среди народов, населявших территорию современной Финляндии, на Кавказе, и конечно же, на Руси. Кочевые азиатские народы делали из войлока практически всё: одежду и обувь, головные уборы, юрты и кошмы, попоны для лошадей.

Кавказская бурка, традиционный элемент одежды для пастухов и охотников, имел ещё и ритуальное значение: бурка была обязательной принадлежностью для старшего в роду мужчины, а ещё являлась первой пелёнкой для младенца. Знаменитый фригийский колпак – символ французской революции, родом из Римской империи. Такие колпаки тоже создавались из войлока. Русичи же заимствовали технику изготовления валяных вещей у кочевников. Войлочные изделия играли в их быту довольно большую роль: верхняя одежда из полувойлока (иначе сукна – тканого материала, на который шерсть подваливали), шапки, попоны, потники, чепраки для лошадей, подшлемники и подкольчужники, стельки, подушки, ковры и разнообразные подстилки… Даже крепостные стены покрывали сверху этим материалом, чтобы при нападении на город вражеские стрелы застревали в стене и не достигали цели.

Конечно же, каждый народ стремился украсить предметы из шерсти традиционным орнаментом, зачастую носившим ритуальный характер. Их красили, украшали вышивкой, кожей, бусинами. А вот знаменитые русские валенки появились гораздо позже, при этом изначально были доступны далеко не всем из-за своей высокой цены.

Особенности валяния

Для каждой страны характерна была своя технология изготовления войлока, но процесс обязательно включал в себя вымачивание шерсти с целью её обезжиривания, вычёсывание и непосредственно валяние. В конце XIX–начале XX веков были изобретены валяльные машины, что значительно упростило производство вещей из войлока. Постепенно выделили два основных направления в этой технике: сухое и мокрое.

Важный момент заключается в том, что сырьём для этого рукоделия может являться только шерсть животных. Строение волоса таково, что на его поверхности есть чешуйки, плотно прилегающие друг к другу. При трении волоски сцепляются между собой этими чешуйками, обеспечивая им довольно прочное соединение между собой. Такого соединения легче всего достичь или путём спутывания волокон специальными иглами, или же смачивания горячей мыльной водой с последующим давлением или раскатыванием.

Сейчас валяние (фелтинг) прочно вошло в число самых популярных техник в рукоделии. Из шерсти создают игрушки, панно и картины, украшения, одежду и обувь, сумки и предметы интерьера. Возможности работы с данным материалом практически не ограничены – он очень пластичен. Войлок можно кроить, сшивать, придавать ему различную форму при помощи каркаса, окрашивать, соединять между собой несколько деталей, комбинировать с другими материалами, применять бусины и бисер, кружева и пайетки, вышивку и аппликации для декорирования готового изделия.

Виды валяния

Виды валяния
Мокрое валяние осуществляют при помощи горячей воды с мылом

Сухое валяние (фильцевание) производят при помощи иглы с насечками. Комочек шерсти многократно протыкают такой иголкой, чтобы как можно плотнее спутать волокна — насечки цепляют отдельные волоски и перемещают их по ходу иглы. В результате объём заготовки постепенно уменьшается, она становится плотнее, приобретает нужную форму. Рисунок создают тем же способом — шерсть другого цвета приваливают к заготовке в нужном направлении, формируя узоры.

Мокрое валяние осуществляют при помощи горячей воды с мылом. На плёнке или другом непромокаемом материале раскладывают прядки шерсти в необходимом порядке, при помощи губки или пульверизатора смачивают мыльным раствором, а затем разглаживают заготовку ладонями. Волоски под воздействием воды и мыла удлиняются, распрямляются, перемешиваются и плотно сцепляются между собой. После этого изделие тщательно прополаскивают, удаляя остатки мыла, и высушивают на горизонтальной поверхности.

В последние годы распространен так называемый нунофелтинг – «раскрашивание» тонких тканей – шёлка, шифона, атласа, шерстяными волокнами. В результате получаются уникальные рисунки на платках, шарфиках или блузках. В такой технике также можно также создавать панно и картины.

Валяние в стиральной машине –- это не совсем фелтинг в традиционном его понимании. В процессе связанное спицами или крючком шерстяное изделие в мешке для стирки кладут в стиральную машину и запускают её при температуре 40°С, добавив порошок для цветного белья. При данном способе нужно учитывать степень усадки шерсти, чтобы не промахнуться с размером заготовки.

Инструменты и материалы для работы

Материалы для работы
Для фелтинга используют только натуральную шерсть

Для фелтинга используют только натуральную шерсть. Чаще всего – шерсть овец пород меринос, корридейл или велинсдейл. Можно брать и верблюжью для небольших и плоских изделий, поскольку она довольно тонкая и лёгкая. В продаже имеется несколько разновидностей данного материала. Поговорим подробнее о каждой из них.

Виды шерсти

Кардочёс создается путём переплетения волокон на кардере – специальной машине, формирующей из шерстяной массы полотно, похожее на вату, которое потом скручивают в рулоны. Используют волокна толщиной 25–30 мкм. Из таких посредством сухого валяния легко создавать игрушки, обувь и сумки, но для чего-то нежного и воздушного лучше взять более тонкий материал. Преимущество кардочёса в том, что изделие получается ровным, без торчащих волосков.

Сливер – промытая и расчёсанная шерсть овец. Имеет некоторое количество посторонних включений. По сравнению с другими видами сырья несколько дешевле. Её используют как основу для изделий, покрывая другими видами шерсти.

Остевая шерсть – хороша для валяния обуви, пледов, сумок, но не подходит для тонких вещей из-за толщины и жесткости. В основном состоит из грубых остевых волокон.

Гребённая лента или топс – тщательно расчёсанные и уложенные в ленту пуховые волоски. Её можно использовать для нунофелтинга, сухого и мокрого валяния. Она мягкая и нежная, поэтому подходит для валяния варежек, шляп, шалей.

Выбеленка – как следует из названия, отбеленная шерсть. Подходит для создания светлого фона или окрашивания.

Сухой фелтинг

Для сухого валяния понадобятся иглы с насечками и щётка или губка.

Иглы для этой цели бывают разной формы и толщины. Все их отличает от обычных наличие насечек, которые цепляют волокна и переплетают их между собой.

Толщину инструмента определяет номер – чем он больше, тем тоньше игла. Например, иголка № 36 считается толстой, а № 40 – тоненькая игла для выполнения ювелирных операций.

Толстые треугольные иголки нужны для непосредственно валяния и придания необходимой плотности заготовке. Средними по размеру хорошо придавать форму детали, наносить верхний слой материала и соединять детали, а самыми тонкими – доводить изделие до совершенства, скрывая следы от ударов толстыми иглами. Есть ещё разновидность игл обратного хода – ими вытаскивают волоски из комочка, например, чтобы сделать ворс или шерстку у фигурки животного.

На щётке или губке заготовку располагают в процессе работы, чтобы не травмировать пальцы и не сломать инструмент о поверхность стола. При этом, если вы используете обычную губку, её толщина должна быть не менее 5–7 см.

Несколько правил для работы с иглами:

  • инструмент держат только вертикально. Недопустимо входить иглой в шерсть под одним углом, а вытаскивать под другим — так она очень быстро сломается;
  • иглы не применяют для мокрого валяния использование их на мокрой шерсти приведёт к повреждению инструмента;
  • при работе с иглами ни в коем случае не отвлекайтесь это первое правило техники безопасности;
  • для профилактики «травм на производстве» желательно приобрести специальные кожаные или силиконовые напёрстки для валяния, они помогут защитить пальцы от уколов.

Давайте попробуем создать небольшую игрушку из шерсти способом сухого валяния по подробному описанию из мастер-класса.

Игрушка из шерсти для начинающих «Кот-мурлыка»

Игрушка «Кот-мурлыка»
Игрушка из шерсти для начинающих «Кот-мурлыка». Кадр из видео YouTube Валяем вместе

Необходимые материалы и инструменты:

  • шерсть кардочёс белого, рыжего, розового, чёрного и зелёного цветов;
  • иглы для валяния № 36, № 38 и № 40;
  • губка.

Порядок выполнения:

Шаг 1. Туловище.

Формируем туловище
Кадр из видео YouTube Валяем вместе

Из шерсти белого цвета формируем комок овальной формы длиной 5–6 см. Работая толстой иглой, постепенно добиваемся нужной плотности детали. Не забывайте, что при сухом валянии шерсть даёт некоторую усадку, поэтому в процессе постепенно добавляйте материал на заготовку. Средней иголкой придаём форму изделию. Получившийся овал – это тело и голова кота одновременно.

Шаг 2. Лапки.

Формируем лапки
Кадр из видео YouTube Валяем вместе

Лапки формируем также из белой шерсти. Следует скрутить 4 «рулетика» и свалять их, но место прикрепления лап к туловищу оставьте пока нетронутым. Когда «рулетики» станут достаточно плотными и примут правильные очертания, пора прикреплять их к заготовке, распушив шерсть на неоформленных концах и равномерно распределив её. Располагаем все 4 лапы симметрично, но чуть ближе к одному из краёв туловища — на другом у нас будет мордочка. Приваливаем сначала не очень плотно, чтобы поправить, если получится недостаточно ровно. Если результат вас устраивает – на основание лап нужно добавить шерсти, чтобы замаскировать места соединения деталей.

Шаг 3. Мордочка.

На мордочке сделаем рыжее пятно
Кадр из видео YouTube Валяем вместе

На мордочке сделаем рыжее пятно – оно может быть любого размера и формы. Шерсть другого цвета старайтесь располагать равномерно, чтобы не образовывалось неровностей и складок, и не просвечивал светлый фон. Эти недостатки можно исправить, заполнив неудачное место небольшим кусочком материала.

Шаг 4. Уши.

Одно ухо сделаем рыжим, а другое – белым.
Кадр из видео YouTube Валяем вместе

Одно ухо сделаем рыжим, а другое – белым. Сворачиваем из кардочёса небольшие треугольники и сбиваем их до необходимой плотности. Серединку можно выделить розовой шерстью, но при валянии будьте осторожны – в этом случае игла движется по поверхности детали, не проходя ухо насквозь. Место прикрепления уха к мордочке оставьте не завалянным. После примерки можно поступить также, как и с лапками: слегка привалять оба ушка, убедиться, что они расположены симметрично, а затем основательно закрепить их и замаскировать места соединения.

Шаг 5. Глазки.

Валяем глазки из шерсти
Кадр из видео YouTube Валяем вместе

Глаза коту можно, конечно, сделать из готовых деталей – они есть в продаже во всех магазинах для рукоделия, но интереснее будут смотреться глазки из шерсти. Формируем из белого кардочёса два шарика размером с горошину и располагаем вплотную друг к другу ровно посередине мордочки. Радужку сделаем из маленьких комочков зелёной шерсти, скатав их в шарики и плотно прикрепив иглой в середине белых «горошин». Из чёрной шерсти сделаем зрачки – для них понадобится буквально по несколько волокон. Возможно создать и белые блики в зрачках, но это уже совсем ювелирная операция. Глазки выделим рыжим или коричневым цветом, скатав тонкие ниточки и расположив их вокруг каждого глаза. Если над глазками прикрепить брови «домиком» из чёрного кардочёса, выражение морды кота станет удивлённо-озадаченным.

Шаг 6. Нос и рот.

Нос коту «нарисуем», сформировав из чёрной шерсти горошину того же размера, как те, что делали для глаз
Кадр из видео YouTube Валяем вместе

Нос коту «нарисуем», сформировав из чёрной шерсти горошину того же размера, как те, что делали для глаз. Поместим его под глазками, стараясь придать иглой ему форму треугольника, а от него вертикально вниз прикрепим тонкую ниточку того же цвета длиной 2–3 мм, скатав её из нескольких волокон кардочёса. Остатки ниточки обматываем вокруг иглы и приваливаем в виде точки — это будет рот нашей игрушки.

Шаг 7. Усы.

Вместо классических кошачьих усов нашему герою можно «нарисовать» по несколько точек из чёрной шерсти по обе стороны от носика.

Шаг 8. Хвост.

Хвостик предполагается рыжий
Кадр из видео YouTube Валяем вместе

Какой же кот без хвоста? Хвостик предполагается рыжий. Сначала приваляем на задней части туловища рыжее пятно, а затем сформируем «колбаску» так же, как мы делали лапы. Хвост может быть направлен вниз, вверх, прямо – как вам больше понравится. Можно даже сделать его изогнутым. Для этого после придания заготовке необходимой формы дополнительно поработайте над ней иглой, чтобы закрепить в нужном положении. Хвост приваливаем, как и другие детали, маскируя место соединения с туловищем.

Шаг 9. Финальные штрихи.

Внимательно осмотрите готовую игрушку: проверьте, нет ли неровностей, складок, просветов белого на рыжих пятнах. Если всё в порядке, пройдитесь по поверхности самой тонкой иглой, скрывая следы от более толстых инструментов. Уютный и милый мурлыка готов!

Мокрое валяние

Для мокрого валяния не нужны специальные инструменты, будет достаточно шерсти и подручных материалов. Понадобятся непромокаемая клеёнка, марля или сетка, перчатки, жидкое мыло или мыльная стружка и горячая вода.

Давайте попробуем сделать в этой технике совсем простую вещь по пошаговому мастер-классу, чтобы освоить её основной принцип на практике.

Подставка под горячее

Подставка под горячее
Подставка под горячее. Кадр из видео YouTube ХИТСАД ТВ

Необходимые материалы:

  • шерсть для валяния разных цветов в гребённой ленте;
  • горячий мыльный раствор (для приготовления можно использовать жидкое мыло или средство для мытья посуды);
  • лист бумаги формата А4 для шаблона;
  • плотный полиэтиленовый пакет;
  • плоская тарелка и чашка, по которой будет определяться размер подставки;
  • полотенце;
  • клеёнка.

Порядок выполнения:

Шаг 1. Построение шаблона.

Построение шаблона
Кадр из видео YouTube ХИТСАД ТВ

Чтобы придать изделию круглую форму, необходим шаблон. Для его построения выбираем посуду, для которой предназначена подставка. Нужно помнить, что шерсть даёт усадку, поэтому заготовка должна быть изначально больше диаметром примерно в 2 раза. Чтобы упростить процесс черчения, найдите плоскую тарелку такого размера и обведите её на листе А4. Вырезать шаблон не нужно, а чтобы не повредить его водой в процессе работы, поместите лист в полиэтиленовый прозрачный пакет.

Шаг 2. Раскладка шерсти.

Раскладка шерсти.
Кадр из видео YouTube ХИТСАД ТВ

На рабочей поверхности расстилаем непромокаемую клеёнку, на неё кладем шаблон. Шерсть из ленты вытягиваем правой рукой, взяв моток в левую на расстоянии 10–15 см от края, небольшими прядями шириной 2 см.

Раскладываем на шаблоне пряди от центра к краям радиально, так чтобы они перекрывали друг друга. Сочетание цветов в заготовке может быть любым. Следите, чтобы в процессе не оставалось незаполненных участков – лучше положить чуть больше шерсти.

Шаг 3. Непосредственно валяние.

Увлажняем заготовку мыльным раствором
Кадр из видео YouTube ХИТСАД ТВ

Увлажняем заготовку мыльным раствором и руками в перчатках плавными движениями, без нажима разглаживаем её, чтобы слои материала не сдвигались. Постепенно увеличивайте темп движений и силу нажатия. Когда шерсть перестанет прилипать к рукам, промокните лишнюю воду полотенцем. Края заготовки выравниваем по шаблону, подворачивая их, и разглаживаем. Переворачиваем изделие и продолжаем разглаживать.

Когда заготовка станет довольно плотной, аккуратно скатайте её в рулончик и покатайте по столу в таком виде. Некоторые рукодельницы для этой цели используют полотенце и бамбуковую салфетку для удобства и ускорения процесса усадки. Периодически выравнивайте края, убирая волны и возникшие неровности.

Шаг 4. Завершение работы.

Когда материал дал достаточную усадку, подставку следует хорошо прополоскать от мыльного раствора.
Кадр из видео YouTube ХИТСАД ТВ

Когда материал дал достаточную усадку, подставку следует хорошо прополоскать от мыльного раствора и просушить в расправленном виде, но не на батарее, иначе изделие сядет ещё сильнее. Во время сушки избегайте складок, иначе потом их ничем нельзя будет выровнять. При желании можно обрезать неровные края, придав им нужную форму.

Как и другие виды рукоделия, валяние, особенно на начальном этапе, требует много терпения. Но вещи, выполненные в данной технике, этого стоят, ведь каждая из них уникальна и хранит в себе тепло рук мастерицы и частичку её души.

Фото: Shutterstock / FOTODOM (за исключением указанных особо)


Источник