Вербное воскресенье – один из самых светлых и вдохновляющих весенних праздников, отмечаемый 13 апреля. Праздник объединяет в себе глубокий религиозный смысл и национальные традиции. В статье рассмотрим идеи Вербного воскресенья, его празднование и символ – вербу.
Евангельская основа праздника
Вербное воскресенье начинается шестую, предпасхальную, неделю Великого поста. Как и с другими праздниками, дата которых исчисляется от Пасхи, Вербное воскресенье в разные годы приходится на различные числа. В 2025 году Русская православная церковь отметит его 13 апреля. Для православных христиан Вербное воскресенье – это так называемый «двунадесятый» праздник, то есть один из двенадцати самых важных праздников за год. Официальное название этого дня – «Вход Господень в Иерусалим», его отмечают в память о том, как Иисус Христос въехал в священный город верхом на осле с ликующей толпой горожан.
В четырёх Евангелиях описывается данное событие. В течение трёх лет Иисус вместе с учениками путешествовал по земле Израилевой, проповедуя людям. В столицу он приехал праздновать Пасху с последователями. Перед входом в Иерусалим Иисус совершил в Вифании своё самое значительное до того чудо – воскресил друга Лазаря, умершего за три дня до этого. Это событие убедило многих, что Иисус – тот Царь Иудейский, о котором говорили пророчества и которого ждали в оккупированном Римской империей Израиле.
В Иерусалиме встречали Иисуса как царя. Люди кричали ему «Осанна сыну Давидову» и устилали его путь своими одеждами и ветвями пальм, что соответствовало древней ближневосточной традиции чествования победителей. Жители Иерусалима ждали от него начала вооружённой борьбы против захватчиков-римлян. Однако Иисус въехал в город не на коне, как воин и национальный вождь, а на осле, как миротворец. Предназначением его было стать не земным царем, а спасителем всего человечества, чьё царство «не от мира сего». Видя большое общественное возбуждение из-за прибытия Иисуса в Иерусалим, его противники – фарисеи – решили избавиться от него, заручившись поддержкой римской оккупационной администрации.
Традиции праздника
В России праздник Вербного воскресенья отмечался ярко и торжественно. С XVI по XVII век вначале в Москве, а потом и в других важных городах для празднования Вербного воскресенья организовывали крестные ходы и… шествие на ослятиВо время торжества патриарх или архиерей ездил по городу верхом на лошади, сделанной похожей на осла. Царь или глава города вел её за поводья.
Деревцо с искусственными цветами, птицами, финиками, грецкими орехами, яблоками и изюмом размещали на украшенных красным сукном «вербных санях», где также располагались певчие, и во время шествия по улицам везли его. В середине XVII века шесть таких верб устанавливали на Спасском мосту. После крестного хода и шествия патриарх раздавал снятые с вербы яблоки духовным и светским чинам; самые крупные плоды отправлялись во дворец для членов царской семьи. Также патриарх принимал в своих покоях нищих, убогих и калек, лично потчевал в своей трапезной, после чего омывал им ноги и дарил милостыню.
Праздничный обряд сохранялся в Москве и во время Смутного времени, например, в 1611 году, несмотря на то, что Кремль тогда занимали поляки. Царь Пётр I отменил традицию своим указом в 1697 году, когда упразднил институт патриаршества в русской православной церкви.
Лазарева суббота
Празднование Вербного воскресенья начинается с субботы, называемой Лазаревой, в честь возрожденного Господом человека за день до входа в Иерусалим. Когда воскресенье бывает в субботу?Подразумевается, что Лазарь воскресил в Лазареву субботу. Согласно народному преданию, за день до Вербного воскресенья Лазарь ходит по лесу и помогает почкам распускаться.
В Лазареву субботу активно готовились к празднованию, ведь в само Вербное воскресенье работать было строго запрещено. По традициям, нарушителям грозили беды и несчастья. В первую очередь заготавливали вербу в Лазареву субботу – отсюда народная поговорка: « Святой Лазарь за вербой лазилВ канун Вербного воскресенья готовили праздничные блюда: варили брагу, пекли гречневые блины и печенье в форме вербных почек. Главным блюдом считались пироги-рыбники, в которые клали рыбу целиком. поста Продукты живоного происхождения оставались под запретом, но в праздник разрешалась рыба.
В ночь с Лазаревой субботы на Вербное воскресение в храмах совершается вечерняя служба и всенощное бдение. В это время верующие держат в руках вербные ветки и свечи, а священник кропит их святой водой. После этого освящение вербы по народным поверьям придает ей магические свойства.
Символ праздника – верба. Почему именно она?
В славянской культуре Вербное воскресение и следующая неделя – праздник пробуждения природы и вегетации. Верба как первое цветущее растение ассоциируется с быстрым ростом, жизненной силой и плодовитостью. Девушки, желавшие густых волос, расчёсывали их под вербой. Народная легенда гласит, что на дерево, выраставшее из веточки вербы, можно залезть в конце света и спастись. Не удивительно, что именно верба стала «главным героем» синтетического праздника, объединившего христианские и языческие традиции.
В народном славянском календаре праздники ранней весны – от Масленицы до Пасхи – несут черты новолетия, которое славяне в дохристианские времена отмечали 1 марта. В случае Вербного воскресенья это выражается в том, что в этот день принято загадывать о погоде и судьбе на предстоящий год. Например, люди верили, что мороз и ясное небо в Вербное воскресенье предвещают хорошие яровые хлеба будущим летом. Хорошо цветущая верба, с точки зрения крестьян, предсказывала удачную пашню в последующие месяцы. Иногда вербные ветки ставили в воду, ждали, когда у них вырастут корни, и сажали в землю. Если ветка, посаженная девушкой, приживалась, это означало для неё предстоящее удачное замужество.
Впервые упоминание о роли вербы в церковном обряде на Руси встречается в Изборнике Святослава 1073 года. Само почитание вербы восходит к традициям, существовавшим до прихода христианства. Праздничное украшение дерева и последующее применение веток для лечебных, защитных и магических целей – обычный элемент народных обрядов, проводимых в переломные моменты времени, когда завершается один период и начинается другой.
В старину на Руси освящали не только вербные веточки, но и всю вербу. До XVII века это делали на патриаршем дворе в ночь перед Вербным воскресеньем или рано утром в праздник. Для этого даже построили специальный сарай. Известно, что в 1672 году на украшения для вербы потратили почти 500 рублей, что было очень много по тем временам. В Беларуси в Гродненской губернии вплоть до XIX века приносили в церковь целое вербное дерево с корнями. После службы люди растаскивали его на ветки и несли домой.
Как использовались ветки вербы нашими предками?
Вербные почки с освященных веток считались лечебными. По поверьям, съедобным девять почек после воскресной службы можно избежать лихорадки, зубного и горлового болевых в будущем году. Другой поверье гласит, что нужно сжечь почки, пепел растворить в воде и до следующего Вербного воскресения использовать эту воду для лечения болезней. Молодые женщины употребляли освященные вербные почки для зачатия в будущем году. Цветущие шишечки также запекали в хлебцы и давали домашнему скоту для здоровья и плодовитости.
Главное ритуальное действие, связанное с освященной вербой, – это хлестание ею. Делали это на заре, а особенно полезным считалось хлестать ещё спящих или только что проснувшихся людей. Раньше в деревнях молодёжь в полночь накануне Вербного воскресенья делала обход дворов молодожёнов с пением песен вроде: Откройся, девица юная, и дай мне тебя веткой шалфея погладить, чтобы здоровье твое стало крепче прежнего. ».
В первую очередь вербой хлестали тех, чей организм был более ценным – малышей и животных. Сообщалось, что это благоприятно скажется на их развитии. Расти, как вербаИзбивая родственников ивовыми прутьями, предки говорили: «. Верба хлёст – бьёт до слёз», «Не я бью – верба бьёт!», «Красная верба — в слезы стучись, будь здоров! Держащие пчёл также хлестали вербой свои ульи. Белорусы в Вербное воскресенье навещали кладбище и, считая родителей хотя и умершими, но всё ещё членами семьи, хлестали их могилы ветками вербы. На Балканах вербные ветки втыкали в могилы, а молодёжь носила венки из вербы на голове.
Ветви вербы, освященные в церкви, хранили дома для использования в течение всего года. Втыкали их в крыши домов и амбаров в качестве оберега. Также приносили на поля и втыкали в землю для хорошего урожая и защиты посевов от града. Весь год ветки хранились за иконами до следующего Вербного воскресенья, доставая по мере необходимости. Ими могли украшать пасхальный кулич. Вербными ветками впервые выгоняли скот на пастбище после зимы, их также брали с собой на первую в году пахоту.
Считали, что освященными ветками вербы можно уберечься от внезапных бед. При начале града ветки ставили на окно или выбрасывали во двор. От бури нужно было срочно бросить ветку вербы против ветра. Считалось, что ветки способны потушить начавшийся пожар, если бросить их в огонь.
Как отмечают этот праздник представители других христианских направлений.
Следующая за праздником Входа Господня в Иерусалим неделя у христиан называется «Седмицей Ваий», то есть «Неделей пальмовых ветвей». Накануне этого дня в храмах принято освящать украшенные ветви деревьев. Пальмы, распространённые на Ближнем Востоке, не растут везде. В других странах берут ветви оливкового дерева или вечнозелёных растений – лавра, мирта, туи, тиса. В Англии в прошлом этот день называли «Тисовым воскресеньем». Yew-SundayВ то время как в России праздник называли …, во Франции его называли «Воскресенье ветвей». Dimanche des rameaux).
Христиане разных конфессий часто приносят в храмы зелёные ветви, цветы и веточки вечнозелёных растений, украшенные искусственными цветами. Православная традиция, восходящая к Византии, также использовала цветы, поэтому праздник называется «Цветоносная неделя» в богослужебных книгах. В Армении его называют «Украшение цветами». цахказардВ этот день армянские верующие несут цветы в храм и гуляют с венками из цветов и трав. Flower-Sunday у англичан, Blumensonntag у немцев, Viragvasarnap У венгров праздник Вербного воскресенья называют «Цветочной пасхой», так как предшествует Пасхе. Pascha floridum по латыни, Paques fleuries по-французски, Pasqua florida по-испански.
В северных странах вместо пальм часто используют ветви ивы или вербы. Поэтому у нас «Пальмовая» и «Цветочная» неделя обычно называются «Вербной». Вербница», «Вербины» и т.п.
Интересно, что в католической Польше, где так же, как и у нас, применяют ветки вербы, их всё равно зовут «пальмами».
Вербное воскресенье – добрый праздник, наполненный жизнеутверждающей энергией весны. В нём чувство весеннего обновления сочетается с обычными заботами о здоровье близких, не противореча христианскому смыслу этого дня. Можно поставить веточки в вазу с водой, радуясь цветению «барашков» и появлению корешков, которые напоминают нам о постоянном победе жизни над смертью.