Уроки вязания из шерсти для всех желающих

Валенки – самый узнаваемый в России предмет из шерсти. История их создания уходит корнями глубоко в прошлое и не ограничивается нашей страной. Традиция валяния теплых изделий из шерсти существует во многих уголках мира, где суровые погодные условия побуждают людей искать способы защиты от холода.

История валяния

Легенда гласит, будто первый валяный ковёр сделали овцы, которых Ной взял на свой ковчег, спасая от всемирного потопа. В процессе линьки овцы теряли волоски, те осыпались им под ноги. В результате весь пол загона был покрыт шерстью, а копытами они сбили её в однородное полотно.

Исследователи полагают, что люди впервые начали создавать предметы из шерсти примерно 8 тысяч лет назад. Для этого использовали остатки волоса диких животных, которые сбрасывали во время линьки. С одомашниванием мелкого скота процесс получения сырья для изготовления… войлокаДавать название картине, создаваемой таким образом, стало значительно легче.

Валяние шерсти широко практиковалось в Азии, Перу, горных областях Европы, где проживали предки современных финнов, на Кавказе и, разумеется, в России. По nomadic народам Азии войлок служил основой для изготовления одежды и обуви, головных уборов, юрт и кошма, а также попонок для лошадей.

Кавказская бурка, служившая пастухам и охотникам не только практичной одеждой, но и обладала ритуальным значением. Она считалась неизменным атрибутом старшего мужчины в роду и первой пелёнкой для младенца. Фригийский колпак, став символ французской революции, появился ещё в Римской империи. Как и кавказская бурка, его изготавливали из войлока. Технологию валяния Русичи переняли у кочевников. Войлочные изделия занимали важное место в их жизни: это была не только верхняя одежда… полувойлока (иначе сукнаИзготавливали из него предметы одежды – одежду для людей и лошадей: шапки, попоны, потники, чепраки, подшлемники, подкольчужники, стельки, подушки, ковры и различные подстилки. Даже крепостные стены покрывали сверху этим материалом, чтобы защитить от вражеских стрел – материал задерживал их в стене и не позволял пробить цели.

Каждая культура стремилась разукрасить шерстяные изделия традиционными узорами, которые часто имели ритуальное значение. Эти предметы украшались красками, вышивкой, кожей и бусинами. Известные русские валенки появились значительно позже и изначально были дорогим товаром, недоступным для широких масс населения.

Особенности валяния

Для каждой страны характерна была своя технология изготовления войлока, но процесс обязательно включал в себя вымачивание шерсти с целью её обезжиривания, вычёсывание и непосредственно валяние. В конце XIX–начале XX веков были изобретены… валяльные машиныЭто значительно упростило производство вещей из войлока. Постепенно выделили два основных направления в этой технике: сухое и мокрое.

Важный момент заключается в том, что сырьем для этого рукоделия может являться только шерсть животных. Волос имеет такое строение, что на его поверхности есть чешуйки, плотно прилегающие друг к другу. При трении волоски сцепляются между собой этими чешуйками, обеспечивая прочное соединение. Такое соединение легче всего достичь путём спутывания волокон специальными иглами или же смачивания горячей мыльной водой с последующим давлением или раскатыванием.

Сейчас валяние (фелтингТехника войлока стала настоящей звездой в мире рукоделия. Из шерсти можно изготовить всё: от игрушек и картин до одежды и украшений. Войлок легко принимает любую форму благодаря своей пластичности. Его можно кроить, сшивать, придавая желаемые очертания при помощи каркасов, окрашивать, соединять отдельные детали, комбинировать с другими материалами и декорировать бусинами, бисером, кружевом, пайетками, вышивкой или аппликацией.

Виды валяния

Для влажной стирки используют тёплую воду с мылом.

Сухое валяние (фильцевание) Для создания игрушек и рисунков из шерсти применяется специальная техника, где используется иглка с выступом-насечками. Процесс заключается в многократном протыкании комочка шерсти такой иглой. Выступы на поверхности иглы цепляются за отдельные волоски и перемещают их по направлению движения иглы. В результате объём материала уменьшается, он уплотняется и приобретает желаемую форму. Изображение формируется путём прикрепления к основной заготовке шерсти другого цвета в определённом направлении, создавая таким образом узоры.

Мокрое валяниеИзделия из шерсти создаются путём обработки горячей мыльной водой. Прядки шерсти в нужном порядке раскладывают на плёнке или другом водонепроницаемом материале. Затем с помощью губки или пульверизатора пропитывают их мыльным раствором и разглаживают руками. Влага и моющее средство выпрямляют и удлиняют волокна шерсти, перемешивая их и плотно скрепляя вместе. Готовое изделие тщательно промывают, удалив остатки мыла, и сушат на ровной поверхности.

В последние годы распространен так называемый нунофелтинг– «Раскрашивание» тонких тканей – шелка, шифона, атласа, шерстяными волокнами. В результате получаются уникальные рисунки на платьях, шарфиках или блузках. В такой технике также можно создавать панно и картины.

Валяние в стиральной машинеЭто не совсем фелтинг в традиционном его понимании. В процессе связанное спицами или крючком шерстяное изделие кладут в мешок для стирки и запускают стиральную машину при температуре 40°С, добавив порошок для цветного белья. При данном способе нужно учитывать степень усадки шерсти, чтобы не промахнуться с размером заготовки.

Инструменты и материалы для работы

Для валяния применяют исключительно натуральную шерсть.

Для фелтинга используют только натуральную шерсть. Чаще всего – шерсть овец пород меринос, корридейл или велинсдейл. Можно брать и верблюжью для небольших и плоских изделий, поскольку она довольно тонкая и лёгкая. В продаже имеются несколько разновидностей этого материала. Поговорим подробнее о каждой из них.

Виды шерсти

КардочёсШерстяная масса превращается в полотно, напоминающее вату, благодаря специальной машине – кардеру. Волокна толщиной 25-30 мкм сплетаются на кардере. Затем полученное полотно скручивается в рулоны. Из таких волокон можно изготавливать игрушки, обувь и сумки с помощью сухого валяния. Для создания нежных и воздушных изделий желательно использовать более тонкий материал. Польза кардочёса заключается в том, что изделие получается гладким без торчащих волосков.

СливерШерсть овец после чистки и вычёса, содержит небольшие примеси. Стоит меньше, чем другие виды шерсти, и применяется в качестве основы для различных изделий, которые затем дополняются другими типами шерсти.

Остевая шерстьХорошо подходит для валяния обуви, пледов, сумок, но не годится для тонких изделий из-за толщины и жесткости.

Гребённая лента или топс– тщательно расчёсанные и уложенные в ленту пуховые волоски. Ее можно использовать для нунофелтинга, сухого и мокрого валяния. Мягкая и нежная, она подходит для валяния варежек, шляп, шалей.

ВыбеленкаПолотно из отбеленной шерсти. Пригодится для создания светлого фона или окрашивания.

Сухой фелтинг

Для сукна из шерсти без использования влаги вам потребуются иглы с бороздками и щетка либо губчатый материал.

Иглы для этой цели имеют разную форму и толщину. От обычных их отличает наличие насечек, которые цепляют волокна и переплетают их.

Размер иглы определяется ее номером: чем выше число, тем тоньше игла. Иглой № 36 получается более массивной, в сравнении с № 40, которая предназначена для мелчайших работ, например, ювелирного дела.

Толстые треугольные иголки нужны для валяния и придания заготовке плотности. Средними по размеру хорошо придавать форму детали, наносить верхний слой материала и соединять детали, а самыми тонкими – доводить изделие до совершенства, скрывая следы от ударов толстыми иглами. Есть ещё разновидность игл обратного хода – ими вытаскивают волоски из комочка, например, чтобы сделать ворс или шерстку у фигурки животного.

На щётке или губке располагают заготовку в процессе работы, чтобы не травмировать пальцы и не сломать инструмент о поверхность стола. Толщина губки должна быть не менее 5–7 см.

Несколько правил для работы с иглами:

  • Инструмент необходимо использовать исключительно в вертикальной плоскости.
    При работе иглой с шерстью следует избегать изменения угла вхождения и извлечения, поскольку это может привести к ее поломке.
  • иглы не применяют для мокрого валяния Использование этого при работе на мокрой шерсти может привести к поломке инструмента.
  • При работе с иглами ни в коем случае не отвлекайтесь. это первое правило техники безопасности;
  • Чтобы избежать травм при работе с кожей и мехом, рекомендуются специальные наперстки из кожи или силикона. Такая защита обеспечит безопасность пальцев от возможных уколов.

Давайте создадим небольшую игрушку из шерсти сухим валянием по описанию мастер-класса.

Игрушка из шерсти для начинающих «Кот-мурлыка»

Игрушка из шерсти для начинающих «Кот-мурлыка». Кадр из видео YouTube «Валяем вместе».

Необходимые материалы и инструменты:

  • Шерсть кардочёса белого, рыжего, розового, чёрного и зеленого цветов.
  • иглы для валяния № 36, № 38 и № 40;
  • губка.

Порядок выполнения:

Шаг 1. Туловище.

Вместе мы сможем добиться невозможного!

Из белой шерсти скатываем овальный комок размером 5-6 сантиметров. При помощи толстой иглы уплотняем его, следя за плотностью. Валяние сухим способом немного уменьшает размер, поэтому во время работы постепенно добавляйте больше шерсти. Затем средней иглой придаём детали окончательную форму. Так получаем овал, который будет служить одновременно телом и головой кота.

Шаг 2. Лапки.

Кадр из видео YouTube «Валяем вместе».

Формируем лапки также из белой шерсти. Следует скрутить 4 «рулетика» и свалять их, но место прикрепления лап к туловищу оставьте нетронутым. Когда «рулетики» станут достаточно плотными и примут правильные очертания, пора прикреплять их к заготовке, распушив шерсть на неоформленных концах и равномерно распределив её. Располагаем все 4 лапы симметрично, но чуть ближе к одному из краёв туловища — на другом у нас будет мордочка. Приваливаем сначала не очень плотно, чтобы поправить, если получится недостаточно ровно. Если результат вас устраивает – на основание лап нужно добавить шерсти, чтобы замаскировать места соединения деталей.

Шаг 3. Мордочка.

Кадр из видео YouTube «Валяем вместе»

На мордочке сделаем рыжее пятно – его размер и форма могут быть любыми. Шерсть другого цвета старайтесь располагать равномерно, чтобы не образовывались неровности и складок, и не просвечивал светлый фон. Эти недостатки можно исправить, заполнив неудачное место небольшим кусочком материала.

Шаг 4. Уши.

Кадр из видео YouTube «Валяем вместе».

Покрасим одно ухо в рыжий цвет, а другое – в белый. Из кардочёса вырежем маленькие треугольники и сгустим их до нужной плотности.
Центр можно сделать из розовой шерсти, но при валянии будьте внимательны: игла должна скользить по поверхности детали, не проникая сквозь ухо. Место соединения уха с мордочкой оставьте незавалянным. После примерки можно поступить так же, как с лапками: слегка привалить оба ушка, убедиться в их симметрии, а затем надежно закрепить и маскировать места стыков.

Шаг 5. Глазки.

Кадр из видео YouTube «Валяем вместе»

Для глаз плюшевого кота можно использовать готовые детали, продающиеся в магазинах для рукоделия. Однако более эффектным вариантом будут глазки, изготовленные из шерсти.
Из белого кардочёса формируются два шарика размером с горошину и располагаются друг напротив друга посередине мордочки кота. Радужку создают из маленьких зелёных шариков из шерсти, плотно прикрепляя их иглой в центре белых шариков. Для зрачков используется чёрная шерсть – для каждого глаза понадобится всего лишь несколько волокон.
Дополнительно можно создать белые блики в зрачках, что потребует кропотливой работы. Глазки выделывают рыжими или коричневыми нитками, размещая их вокруг каждого глаза. Прикрепив над глазами брови в виде «домика» из чёрного кардочёса, морда кота приобретет удивлённо-озадаченный вид.

Шаг 6. Нос и рот.

Кадр из видео YouTube «Валяем вместе».

Нос коту «нарисуем», сформировав из чёрной шерсти горошину того же размера, как те, что делали для глаз. Поместим его под глазками, стараясь придать иглой ему форму треугольника, а от него вертикально вниз прикрепим тонкую ниточку того же цвета длиной 2–3 мм, скатав её из нескольких волокон кардочёса. Остатки ниточки обматываем вокруг иглы и приваливаем в виде точки — это будет рот нашей игрушки.

Шаг 7. Усы.

Вместо классических кошачьих усов герою можно «нарисовать» по несколько точек из чёрной шерсти по сторонам от носика.

Шаг 8. Хвост.

Кадр из видео YouTube.

Без хвоста кот не представляется полным. Предполагается, что хвостик будет рыжим. Сначала на задней части тела намечаем рыжее пятно. Затем формируем «колбаску» так же, как делали лапы. Хвост может быть направлен вниз, вверх или прямо – по вашему выбору. Можно сделать его изогнутым: для этого после придания заготовке формы дополнительно проработайте её иглой, чтобы зафиксировать нужную форму.
Хвост приваливается, как и другие детали, маскируя место соединения с туловищем.

Шаг 9. Финальные штрихи.

Тщательно изучите готовый плюшевый зверек: убедитесь, что нет неровностей, складок или просветов белого цвета на рыжих пятнах. Если все в порядке, пройдитесь по поверхности тонкой иглой, чтобы скрыть следы от более толстых инструментов. Теперь уютный и милый мурлыка готов!

Мокрое валяние

Для создания мокрой валяния не требуется специального оборудования. Достаточно иметь шерсть и обычные предметы. Вам понадобятся водонепроницаемая клеёнка, марля или сетка, перчатки, жидкое мыло или мыльная стружка и горячая вода.

Для начала изучим базовые принципы этой техники, выполнив пошаговый урок с простым примером.

Подставка под горячее

Подставка под горячее. Кадр из видео YouTube ХИТСАД ТВ

Необходимые материалы:

  • Шерсть для валяния разных цветов в гребёночной ленте.
  • Горячая ванна с добавлением моющего средства, например, жидкого мыла или геля для посуды.
  • лист бумаги формата А4 для шаблона;
  • плотный полиэтиленовый пакет;
  • Форма подставки будет зависеть от диаметра плоской тарелки и высоты чашки.
  • полотенце;
  • клеёнка.

Порядок выполнения:

Шаг 1. Построение шаблона.

Кадр из видео YouTube ХИТСАД ТВ

Чтобы изделие получилось круглой формы, нужен шаблон. Для него берём посуду, предназначенную для подставки. Важно помнить, что шерсть даёт усадку, поэтому заготовка должна быть первоначально диаметром примерно в два раза больше.
Для упрощения черчения найдите плоскую тарелку подходящего размера и обведите её на листе А4. Вырезать шаблон не нужно, а чтобы его не испортить водой во время работы, поместите лист в прозрачный полиэтиленовый пакет.

Шаг 2. Раскладка шерсти.

Кадр из видео YouTube ХИТСАД ТВ

На рабочей поверхности расстилаем непромокаемую клеенку, на неё кладем шаблон. Шерсть из ленты вытягиваем правой рукой, взяв моток левой на расстоянии 10–15 см от края, небольшими прядями шириной 2 см.

Раскладываем на шаблоне пряди от центра к краям радиально, чтобы перекрывали друг друга. Сочетание цветов в заготовке может быть любым. Следите, чтобы в процессе не оставалось незаполненных участков – лучше положить чуть больше шерсти.

Шаг 3. Непосредственно валяние.

Кадр из видео YouTube ХИТСАД ТВ

Заготовку смачиваем мыльным раствором и руками в перчатках плавными движениями, без нажима разглаживаем, чтобы слои материала не смещались. Постепенно увеличиваем темп движений и силу нажатия. Когда шерсть перестанет прилипать к рукам, промокните лишнюю воду полотенцем. Края заготовки выравниваем по шаблону, подворачивая их, и разглаживаем. Переворачиваем изделие и продолжаем разглаживать.

Когда заготовка станет достаточно плотной, аккуратно скатайте ее в рулончик и покатайте по столу в таком виде. Некоторые рукодельницы для этого используют полотенце и бамбуковую салфетку для удобства и ускорения процесса усадки. Периодически выравнивайте края, убирая волны и неровности.

Шаг 4. Завершение работы.

Кадр из видео YouTube ХИТСАД ТВ

Когда материал дал достаточную усадку, подставку следует хорошо прополоскать от мыльного раствора и просушить в расправленном виде, но не на батарее, иначе изделие сядет сильнее. Во время сушки избегайте складок, иначе потом их ничем нельзя будет выровнять. При желании можно обрезать неровные края, придав им нужную форму.

Как и другие виды рукоделия, валяние, особенно на начальном этапе, требует много терпения. Но изделия, выполненные в данной технике, этого стоят, ведь каждое из них уникально и хранит в себе тепло рук мастерицы и частичку её души.

Фото: Shutterstock / FOTODOM (за исключением особо указанных).