Первый сентябрь – день, когда все дети ходят в школу. Система образования, с которой мы знакомы, прошла множество изменений за свою историю. Какими были обычаи наших предков?
Первая школа была предназначена исключительно для мальчиков.
Знают даже дату: 988 год, год Крещения Руси. Количество детей — 300 человек. Учили только детей из высших сословий или, по языку того времени, «лучших людей». Нововведение вызвало недоверие, и родители в слезах собирали сыновей «в книжное обучение», уверены, что никогда их более не увидят. Князь Владимир Святославович, более известный как Владимир Красное СолнышкоВ был убеждён, что только образованные люди способны привести страну к процветанию, и настоятельно настаивал: ежегодно представители его команды тщательно отбирали трёхсот юношей для отъезда из их родиной.
Первое занятие называли «книжным делом». Детей обучали в доме священника, используя Псалтирь и Часослов как учебники. Таких школ строили рядом с каждым новым храмом или монастырём.
Сын Владимира Красного Солнышка, князь Ярослав МудрыйВ Великом Новгороде при Софийском соборе в 1028 году была основана самая большая школа того времени. По легенде, лично отбирал самых умных мальчиков из семей дружинников и мелких князей. По его указанию активно переводились греческие учебники и книги.
В Киеве первое на континенте учебное заведение для девочек.
Уже его сын, князь Всеволод ЯрославовичВ мае 1086 года учреждает первое в Европе женское училище, назначая своей дочерью его руководителем. Анну ВсеволодовнуЭто заведение располагалось при вновь открытом женском Андреевском монастыре; его первой настоятельницей стала княжна. Здесь воспитывали девочек из богатых семей, обучая их письму, шитью, вышивке, церковному хоровому пению и разным ремеслам.
Ученицы получали уникальную для того времени возможность освоить живопись икон и переписывание церковных книг. В то время еще не существовали печатные книги и широкая сеть иконописных мастерских, поэтому подобные навыки были очень ценны. Таких специальностей обучались только самые одаренные воспитанницы, в будущем постригавшиеся в монахини и остававшиеся в монастыре.
Первая Школа международного значения
В XI веке при каждом монастыре Киевской Руси действовала школа, где обучали хоровому церковному пению, чтению, письму и счету. Следующим уровнем образования была «школа книжного учения», похожая на училища с углублённым изучением предметов. В таких школах подростки готовились к государственной службе и работе в церкви.
При Софийском соборе работала Дворцовая школа, где обучали переводчиков пяти–шести иностранных языков, а также специалистов по переписыванию церковных книг и певчих церковных хоров. Девочек в школу отдавали с трудом, так как существовало очень мало женских учебных заведений.
Вselect> Боярская знать устраивала частные школы для сыновей богатых купцов. Ежегодно несколько юношей отправлялись учиться в обозначенное отцами селение, где самый образованный боярин обучал их языкам и основам управления государством. Такого боярина называли «кормильцем», а руководство селением, где находилась школа (так называемое «кормильство»), осуществлял он самостоятельно. Вскоре данная традиция прекратила своё существование.
Кто был самым образованным человеком на Руси?
Ответ очевиден: священники. К началу 1096 года при каждом монастыре или церкви начинают открываться школы. Первыми были русские города Муром и Суздаль, Переяславль и Владимир, Чернигов и Курск, Туров и Полоцк. Потом подтянулись более мелкие города; в селах пока никаких школ не было.
С 1237 года по 1480 год, когда монголо-татарское иго держало Русь в своих крепких объятиях, образованию не уделялось внимания. Лишь начиная с XVI века постепенно стали обращать внимание на задачи обучения детей.
«Стоглав» и первый русский букварь.
Книга «Стоглав», сохранившаяся с XVI века, – это бесценный подарок для нас. Она рассказывает о вопросах образования. Из неё мы узнаем, что звание «учитель» могли носить лишь духовные лица со специальным образованием. Вначале будущие учителя проходили длительные экзамены. Затем специальные люди собирали сведения о поведении претендента на должность педагога, особое внимание уделяя доброте и порядочности. Только после этого допускали к обучению детей.
В то время один учитель преподавал все предметы: церковное пение, землемерие (основы геометрии и географии), грамматику, арифметику, «звездознание» (основы астрономии), иногда добавлялось также стихотворное искусство.
В течение первого года обучения дети изучали алфавит, во втором – складывали буквы в слога, а в третий год уже умели читать.
Обучение осуществлялось по «буквослагательному» методу, унаследованному от греков и римлян. Необходимо было знать каждую букву «по имени», учить наизусть слоги. Учитель рассказывал об основах грамматики, обязательно обучал правильным ударениям, а также падежам и спряжениям глаголов. Обязательно выбирали из числа самых способных мальчиков «старосту», который помогал учителю, например, следил за поведением учеников.
В 1574 году первый русский книгоиздатель издал для детей первый русский букварь. Иваном ФедоровымБукварь состоял из пяти тетрадей по восемь листов каждая, то есть всего восемьдесят страниц. В первой части размещались материалы для первых двух лет обучения, а во второй — тексты для чтения: молитвы и отрывки из Библии.
«Азбуковник» – что это такое?
Рукопись, имеющая огромную ценность, сохранилась случайно. Написанная в XVII веке неизвестным лицом или группой лиц, книга служила руководством для учителя. В ней говорилось, что учиться может даже «убогий и худородный». Стоимость обучения для бедных была установлена как «хотя бы какая-нибудь». Если нищая семья желала отдать ребенка в обучение, то учитель, обнаружив у него хотя бы какие-либо способности, имел право рекомендовать местному руководству оплатить обучение будущего специалиста. Но не всегда и не везде земство соглашалось на подобные расходы.
Рукопись важна еще и потому, что в ней детально изложены правила построения учебного дня для всех школ допетровской Руси.
Дети занимались учёбой и молитвой с утра до вечера. Сначала повторяли вчерашний урок, затем вставали для общей молитвы. Потом садились за большой стол, и начинался новый урок.
В те времена книги были очень ценными, поэтому дети пользовались ими только в училище. Учителя уделяли много времени обучению детей правильно обращаться с учебниками. Дети сами убирали и отогревали помещения, а также заготавливали дрова.
В следующей статье рассмотрим появление школ и доступность образования для всех.