Вязание крючком – один из самых популярных видов рукоделия. Мастерницы создают самые разнообразные изделия: кружевные скатерти, летние платья, топы, тёплые шапки, коврики и даже купальники. Это увлекательное занятие принесёт много радости тем, кто освоит его.
Для тех, кто пока не знаком с этим искусством, но желает связать тёплые пледы и свитера на холодную зиму или же лёгкие воздушные шали и салфетки, эта статья посвящена освоению техники вязания крючком.
Заглянем в прошлое
Эта традиция берет свое начало у индейцев и получила развитие в средневековой Европе. Интересно, что раньше вязание считалось мужским занятием. Женщины, освоив навыки работы крючком, до совершенства их оттачивают и по сей день, создавая не вещи, а произведения искусства.
Тайны мастерства передавались от матери к дочери с юных лет: девочек обучали вязанию, чтобы обеспечить семью тёплыми вещами и украсить дом – вспомните вышитые бабушками рушники искусным кружевом! Девушка должна была подготовить такие рушники, наволочки и занавески в качестве приданого перед свадьбой.
習得 этого вида рукоделия возможно теперь не только в школе по предметам технологии или под руководством умелых мастеров, но и с помощью большого количества подробных текстовых инструкций, а также фотографий и видео уроков в интернете.
Существует несколько техник вязания крючком. Помимо традиционного способа внимания заслуживают тунисское вязание — изделия из него не растягиваются и практически не меняют первоначальный вид, а также ирландское кружево – каждую вещь, выполненную в этой технике, можно назвать шедевром.
Немного о пользе вязания
Постепенно, строчка за строчкой, этот кропотливый труд, казалось бы, скучный, оказывает положительное влияние на нервную систему: работа руками стимулирует когнитивные функции головного мозга. У маленьких детей большое внимание уделяют развитию мелкой моторики именно по этой причине. Освоение нового навыка или разбор сложной схемы способствуют образованию новых нейронных связей, однообразные действия успокаивают и помогают привести мысли в порядок.
Чтобы глаза не утомлялись во время вязания, убедитесь, что освещение в комнате достаточное.
Как выбрать материалы
Вы приняли решение, отведя для обучения часть времени из своего дня и готовясь к первому периоду с терпимостью. Теперь необходимо выбрать и приобрести необходимые материалы.
На заметку тем, кто только учится:
- Для новичков рукоделия удобнее всего использовать крючок №3 или №4 из нержавеющей стали. После освоения основам работы можно будет выбирать толщину и размер крючка исходя из типа пряжи и назначения готового изделия.
- Пряжа для работы должна быть на 1 мм тоньше, чем крючок.
- Однотонная пряжа, однородной структуры и хорошей крутки позволит отчетливо видеть рисунок и упростит обнаружение ошибок.
- Хорошая нить мягкая на ощупь и пастельных тонов, что даст вам комфорт при работе.
Для вязания детской одежды наилучшим вариантом будет акриловая пряжа, поскольку она соответствует всем перечисленным критериям.
Как выполнить первые петельки
Каждый мастер использует инструмент по-разному, но чаще всего это делается либо как ручку тремя пальцами, либо как столовый нож: двумя руками и остальными пальцами закрывая лезвие.
Перед созданием шедевров полезно «поработать на черновике» — связать несколько образцов с разными видами петель и столбиков, чтобы освоить и закрепить навык. Предлагаем серию мастер-классов, в которых пошагово описаны способы выполнения основных элементов вязания.
В схемах и текстовых описаниях изделий часто используются условные обозначения и сокращения. В начале каждой схемы обычно располагается таблица этих обозначений. На наших мастер-классах мы будем использовать буквенные аббревиатуры для самых распространенных терминов, чтобы начинающие мастерицы могли потренироваться в чтении описаний.
Таблица буквенных сокращений
Наименование элемента | Условное обозначение |
петля | Пт |
цепочка воздушных петель | ЦВП |
воздушная петля | ВП |
воздушная петля подъёма | ВПП |
рабочая нить | РН |
столбик без накида | СБН |
столбик с накидом | СтН |
Для каждого из образцов нам потребуется следующее оснащение:
- крючок;
- пряжа;
- ножницы.
Пошаговая инструкция: первые образцы
№1: Цепочка воздушных петель (ЦВП)
Первая петля выделена зелёным цветом.
Шаг №1Создаем петельку (Пт), пропускаем через нее крючок, потом подхватываем с его помощью рабочую нить (РН) и вытягиваем обратно, не снимая нить с крючка. Необходимо следить за тем, чтобы свободный конец РН был удерживаемым.
Шаг № 2Обхватив основание ЦВП ладонью свободного от действия кисти, поддерживаем РН указательным пальцем и контролируем её натяжение. Заново цепляем и протягиваем РН. Продолжаем до получения цепочки нужной длины.
Сделайте петли не слишком тугими: в последующих рядах крючок должен легко проходить через
. , и нить.
В результате получится похожее на шнур изделие – цепочка из воздушных петель, основание любого такого предмета. С нее обыкновенно начинают работать прямым способом, а порой и круговым.
№2: Столбик без накида (СБН)
Шаг №1. Начинаем вязание с ЦВП.
Шаг № 2Выполним еще одно действие — воздушную петлю подъема (ВП).
Шаг № 3. Поместим вязание во вторую петлю в ЦВП (под заднюю стенку) и протянем через нее рабочую нить, оставляя две Пт на стержне крючка. Затем пропустим РН через оба оставшихся п.
Шаг № 4В остальных столбцах выполняем аналогичную работу, только крючок направляем во все петли поочередно.
Шаг № 5Связываем ряд целиком и поворачиваем работу. Затем выполняем вп п.
Шаг № 6. Вставляем крючок в первую петлю под обе стенки, протягиваем рабочую нить и провязываем обе петли, находящиеся на крючке. По такому же принципу вяжем весь ряд до конца.
Рекомендуется пересчитывать все петли, пока навык не станет полностью автоматизированным, чтобы не упустить ни одну и не создавать путаницы.
№3: Полустолбики без накида (соединительные)
Шаг № 1Начать вязание нужно так же, как и в прошлом образце, со стоп-в-кружок-поворот.
Шаг № 2. Выполняем возвратные петли и вводимся с помощью крючка в третью петлю от начала планки, захватываем рабочую нить, провязываем – получается две петли на стержне крючка.
Шаг № 3В данный момент требуется поместить первый элемент группы Пт во вторую группу. Действия повторяются до окончания всего ряда.
Шаг № 4Выворачиваем изделие, выполняем ВПП и крючком захватываем обе стенки первой петли, провязываем. На стержне крючка снова находятся две петли, вытягиваем первую из них в соседнюю. Продолжаем. вязать по образцу до окончания.
№4: Полустолбики с накидом
Шаг № 1. Выполняем, как всегда, ЦВП.
Шаг № 2. Вывязываем одну ВПП, следом – накид.
Шаг № 3Во второй петле цепочки воздушных петель крючок заходит, и через нее вытягивается рабочая нить. На крючке должно остаться три полустолбика.
Шаг № 4. Сначала протягиваем первую петлю с крючка через вторую и третью петли одновременно. Дальше ряд вяжется аналогичным образом.
Шаг № 5Перевернув вязание, вывязываем по лицевой стороне петли с петелькой, выполняем накид.
Шаг № 6. Проведите крючок в первый ряд по краю, под две стеночки, и провяжите.
Шаг № 7Сначала из трёх Пт, висящих на крючке, одну перебрасываем в другие две.
№5: Столбик с одним накидом (СтН)
Шаг № 1. Провязываем ЦВП.
Шаг № 2Параллельно выполняем две посадочные полосы и захватываем крючок предварительной петлей.
Шаг № 3На крючок надевается третья от начала петля, а затем протягивается по новой нити.
Шаг № 4. Через первые две петельки протягиваем рабочую нить: на крючке останутся две петли, через которые теперь протягиваем рабочую нить.
Шаг № 5. Для последующего столбика выполняем аналогичную работу с крючком. крючок Вносим во второй столбик петли, следующие СтН до конца ряда вяжем аналогичным образом.
Шаг № 6. Переворачиваем вязание, делаем две ВПП и накид.
Шаг № 7. Подхватываем крючком обе стойки второй петли и протягиваем рабочую нить. Сначала вяжем первые две петли, затем следующие две. Повторять до конца ряда.
№ 6: Прибавление петель
Шаг № 1. Для исполнения данного этапа требуется соединить шаблон из двух линий стоек, к примеру, СБН.
Шаг № 2. Переворачиваем полотно, вывязываем ВПП.
Шаг № 3Вставляем крючок в первую петлю, провязываем столбик без накида, затем в ту же петлю входим крючком повторно и провязываем еще один столбик без накида.
С каждой новой петлёй из каждого ряда вяжем по два столбика с накидом. К концу ряда число петель удваивается.
№ 7: Убавление петель
Шаг № 1Для освоения техники убавления сошьём полотно из двух рядов с накидными петельками.
Шаг № 2. Полотно переворачиваем, делаем ВПП.
Шаг № 3В следующую пятёрку вводим крючок, протягиваем рабочую нить и, не заканчивая столбик, попадаем крючком ещё в одну пятёрку, также протягиваем через неё рабочую нить – теперь у нас на крючке три пятёрочки, все их провязываем в одну.
Шаг № 4С помощью петли мы выходим в следующую часть изделия и повторяем предыдущее действие. Так продолжаем вязать по ряду, пока не останется вдвое меньше петель, чем изначально в ткани.
№ 8: Пышный столбик
Шаг № 1. Провязываем ЦВП.
Шаг № 2. Провязываем две ВПП и делаем накид.
Шаг № 3Вводим крючок в первую петлю, протягиваем рабочую нить и делаем накид. Вводим крючок снова в ту же петлю, провязываем. На крючке находятся три петли, протягиваем рабочую нить через первые две из них и делаем накид. Теперь крючок вводим снова в ту же петлю нижнего ряда, провязываем и протягиваем нить через первые две петли на крючке. Повторяем действие до тех пор, пока на крючке не окажется необходимое по рисунку количество петель (обычно 3–5).
Шаг № 4Растягиваем нить по всем точкам и осуществляем одно действие выполнения программы.
Шаг № 5. Чтобы связать следующий ряд столбиков, отступите две петли и повторите узор схемы.
№ 9: Пико из трёх воздушных петель
Пико – украшение, по форме напоминающее зубок. Иногда его применяют для отделки краев изделий.
Шаг № 1Создаём центрально-вентильную конструкцию, вяжем структурную нить — получится основа для элемента пико.
Шаг № 2. Из столбика провязываем три ВП.
Шаг № 3Протаскиваем крючок под два элемента «Пт» внизу цепи, затем вытягиваем рабочее изделие (РН) через три «Пт», которые находятся на крючке.
Шаг № 4. Провязываем соединительный столбик.
№ 10: Кольцо амигуруми
Амигуруми – простой метод для начала кругового вязания.
Шаг № 1Между большим и указательным пальцами зажимаем нить, оставив 2 см от её конца.
Шаг № 2РН скручивают вокруг указательного пальца, формируя крест.
Шаг № 3Под «кольцом» размещается крючок, захватывается Рабочая нить (РН) и протягивается – получается петля. Фиксация осуществляется с помощью ВП, не забывая удерживать свободный конец нити. Теперь в это кольцо можно вязать первый ряд изделия.
Пройдя обучение основным видам петель и связав пробные образцы, можно приступить к созданию простых изделий. Представлен мастер-класс по вязанию ажурной салфетки для укрепления полученных умений.
Круглая салфетка крючком
Необходимые материалы:
- хлопковая или акриловая пряжа;
- крючок подходящего размера;
- ножницы;
- Игла для обработки краев трикотажных изделий.
Схема вязания:
Шаг № 1. Выполняем кольцо амигуруми и три ВП.
Шаг № 2. В кольцо вяжем 15 столбиков без накида, затем затягиваем свободный конец – «хвостик» колечка амигуруми. Продолжаем вязание соединительным столбиком: вводим крючок во вторую воздушную петлю из тех, которыми начинали вязание и протягиваем рабочую нить через обе петли, что есть на крючке. Первый ряд кругового вязания готов.
Шаг № 3. Выполняем второй ряд:
- 3 ВП;
- Плотность выполняется крючком, который проходит под обе стенки изделия предыдущей строки.
- 1 ВП;
- Меняем последние два элемента местами до конца списка.
- Завершаем исполнение первого варианта операции и через соединительный столбик переходим ко второй части третьего варианта операции.
Шаг № 4. Третий ряд начинаем с того, что крючок вводим в арку между столбиками предыдущего ряда, протягиваем через неё ПН и делаем соединительный столбик. Вывязываем три ВП, а затем два незавершенных столбика с одним накидом.
- накид;
- входим крючком под арку, вытягиваем РН;
- на крючке у нас три Пт — мы протягиваем через две из них РН;
- Полученную петлю оставляют на крючке.
Когда на крючке окажется три Пт (одни ВП и два незавершённых столбика), вывязываем из них одну. Затем выполняем три ВП и два незавершённых столбика из следующей арки. До конца ряда действуем таким же образом. В итоге получатся над каждой аркой симпатичные «шишечки». Завершаем этот ряд выполнением СтН под обе стенки ВП из начала ряда.
Шаг № 5Начинаем четвертый ряд со СБН, вводя крючок под дугу предыдущего ряда. Вяжем 5 ВП и такой же СБН. Такой последовательностью вяжем ряд до конца, не пропуская ни одной арки. Заканчиваем соединительным столбиком под обе стенки Пт самого первого СБН.
Шаг № 6Заканчиваем вязание одной воздушной петлёй, стягиваем и обрезаем нить. Для закрепления кончиков нити продеваем её в иглу и делаем несколько незаметных стежков на салфеточке.
Изготовление кружева не пугающее и доступное занятие даже при знании лишь основных элементов. Хотите попробовать?
Мастер-класс по вязанию пинеток пригодится не только будущим родителям. Можно преподнести такие милые вещицы в дар подруге или родственнице, ожидающей малыша.
Пинетки для новорождённого крючком
Необходимые материалы:
- акриловая пряжа для детских вещей;
- крючок;
- ножницы;
- игла для трикотажа.
Схема вязания:
Шаг №1. Основание башмачка.
Из twelve петель выполняем цепочку (не затягиваем!). В четвертую от крючка петлю вяжем столбик без накида (СтН), в ту же петлю провязываем еще два таких же столбика. В последующие петли вяжем по одному СтН – всего должно получиться семь. В последнюю петлю провязываем восемь СтН. В те же петли с обратной стороны вяжем семь СтН, а в последнюю — еще четыре к первым четырём. Замыкаем вязание соединительным столбиком. Получилась подошва.
Будьте внимательны: при использовании петли не перетягивайте её слишком сильно, иначе ботинки станут жёсткими и могут оказаться меньше требуемого размера.
Шаг № 2. Второй ряд.
Создаем ряд из трех вязаных петель. Затем поочередно выполняем следующую последовательность действий:
- в первую Пт вывязываем 2 СтН;
- во вторую Пт – 1 СтН;
- в третью Пт – 2 СтН;
- в четвёртую Пт – 1 СтН.
Из первых четырёх пунктов получаем шесть столбиков. Был полезен мастер-класс № 6 по прибавлению петель.
В следующие семь пятниц вязаем по одному столбику с накидом (СтН). За ними следует закругление – восемь пятниц, которые вывязали в предыдущем ряду из одной петли. В эти петли тоже вяжем СтН с прибавками: в первую два, во вторую – один. Из восьми получаем соответственно двенадцать столбиков. Следующие семь СтН вяжем по одному столбику. Остались последние четыре – в них делаем прибавки точно так же. Ряд замыкаем соединительным столбиком.
Шаг № 3. Третий ряд.
Третий ряд выполняется вязанием одинаковых столбиков с накидом от края до края. Закрепляем их соединительным столбиком.
Шаг № 4. Четвёртый ряд.
Четвёртый ряд начинается с трех вязаных петель по вертикали. После этого вяжем 11 столбиков без накида. С двенадцатой петли по цепочке выполняем убавления.
- Штатным образом вяжем не полностью, лишь два петля — на крючке таковые же две окажутся.
- следующий СтН также не заканчиваем – на крючке у нас три Пт;
- их мы провязываем вместе.
Сооружаем восемь подобных столбиков. Завершаем ряд, выполнив одиннадцать строк С.Т.Н. Закрываем соединяющим столбиком.
Шаг № 5. Пятый ряд.
Вывязываем три ВП в цепочке. Затем выполняем 9 строк, а после них – 6 убавок. Завершаем ряд девятью стн и соединительным столбиком.
Шаг № 6. Шестые, седьмые, восьмые и девятые ряды.
Новый ряд начинается тремя ВП. В каждом из четырёх рядов будет только СтН. Не упускаем соединительный столбик!
Шаг № 7. Десятый ряд.
Обрабатываем край изделия элементом «рачий шаг»: столбики без накида, связанные в обратном направлении. В конце ряда выполняем соединительный столбик, вытягиваем и обрезаем рабочую нить. Закрепляем ее: продеваем конец нити в иглу и делаем несколько незаметных стежков.
Шаг № 8. Шнурки
Плетем цепочку из 70 воздушных петель. Обрезаем нить и затягиваем ее кончик. Далее крючком вводим образовавшийся шнурок через каждые два столбика, начиная с середины и спереди на уровне пятого ряда по кругу. Завязываем концы шнура бантиком.
У нас получился отличный башмачок!
Теперь потребуется терпение, чтобы аналогично связать второй.
Чтобы стать мастером по работе с крючком, нужно много практиковаться. Возможно, это рукоделие станет вашим любимым занятием.
Фото: Shutterstock / FOTODOM