Тиснение кожи без поворотного ножа: альтернативный метод

На примере несложного изделия покажу свой альтернативный метод тиснения без использования поворотного ножа. Это не хуже и не лучше — просто альтернатива, с которой работаю десять лет.

Свою работу с кожей я начинал с изготовления ножен. Как правило, это были уже сформованные и сшитые под конкретный нож ножны, на которых выполнить тиснение было возможно только с помощью кардин. Я привык к такому стилю работы и после перехода к кошелькам, сумкам, обложкам и другим изделиям я не увидел для себя необходимости осваивать поворотный нож. К моим первоначальным инструментам добавились только ударные штампы, киянка и гранитная плита.

Мой инструмент почти полностью самодельный — я делал ножи, вытачивал железку из гвоздя или болта. С бормашинкой, напильником и желанием вы можете сделать базовый набор для тиснения. Можно приобрести инструменты, не обязательно изобретать велосипед. Для начала можно что-то недорогое.

Вам понадобится кардина для продавливания линий, это мой основной инструмент. Далее штамп бевелер для отделения фона и фоновый штамп. Киянка и ровное прочное основание, лучше, конечно, гранитная плита, но для начала подойдёт и просто прочный стол (самое оптимальное место — над ножкой стола).

Кожа растительного дубления 1,5-2 мм плюс-минус. Увлажняем кожу кистью или пульверизатором. Оптимально, когда из-под кардины не выжимается вода при надавливании и вместе с тем кожа хорошо продавливается, при этом линия не расплывается. Опытом быстро поймёте нужную степень влажности. Для глубокого рельефа увлажняем посильней, а мелкие детали подводим на почти сухой коже.

Я, как правило, готовлю картинку в фотошопе под нужный размер и печатаю на обычной бумаге. Закрепляю бумагу в двух-трех точках кусочками малярного скотча. Шариковой ручкой обвожу все нужные мне линии.

Я не проклеиваю скотчем изнанку — не вижу для себя в этом необходимости, к тому же это портит бахтарму и поднимает ворс. Как правило, я работаю с толщиной 2 мм, под тиснение делаю припуск по 5 мм с каждой стороны детали, этого достаточно, чтобы компенсировать все поводки и усыхание. Чтобы выровнять в плоскость деталь, я после окрашивания спиртовой проникающей краской ложу сверху небольшой груз — пару книг. Подробней об этом в будущих статьях.

Далее кардинально продавливаю все линии. Можно пройти каждую линию несколько раз, тем самым углубив её. Поворачивайте кожу, чтобы было удобнее продавливать.

Далее отделяю фон бевелером, применяю два: один для меньшей глубины, затем более широким сглаживаю ступеньку, но можно обойтись и одним бевелером.

Оптимально, когда бевелёр, да любой другой штамп находятся от вас с противоположной стороны относительно линии, так легче визуально контролировать процесс. Иногда лучше повернуть деталь, а не выворачивать и не напрягать руку.

Далее фоновый штамп. Рисунок фона — дело вкуса.

Потом я добавляю немного объема своему тиснению — выдавливаю с изнаночной стороны кожи те места, которые мне бы хотелось сделать более выпуклыми. Для этого кожу с изнанки так же нужно намочить. Но не слишком сильно, иначе все поплывёт — осторожно увлажняйте, пока не почуствуете комфортную влажность и поддатливость. После формования с лицевой стороны пройдитесь кардиной, чтобы поправить линии и углубить там, где необходимо.

На покраске в этом раз не остановлюсь – пусть это будет в последующих сериях, покраска – свое отдельное вселенная.

Лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать. А ещё лучше — попробовать самому! Смотрите, пробуйте. Если будут вопросы — пишите в комментариях, я постараюсь ответить.

Надеюсь, вы не зря потратили время и что-нибудь пригодится.