Техника тиснения кожи акриловыми штампами

Сегодня поговорим о тиснении кожи. Как известно, тиснение на коже хромового дубления делают с помощью металлических штампов горячим способом. Есть отдельные умельцы, которые делают маленькие штампики на холодную, но это больше исключение. Тиснение на коже растительного дубления может делаться холодным способом с помощью различных приспособлений. Именно этот способ и будем рассматривать.

Самый простой способ – использование готовых латунных штампов небольшого размера. Кожу предварительно увлажняют, дают ей время пропитаться и подсохнуть, после чего к нужному месту прикладывают латунный штамп и наносят удар киянкой. На коже появляется четкий оттиск. При недостаточной глубине или четкости оттиска операцию повторяют.

К недостаткам этого способа можно отнести следующее.

Рисунок штампа ограничен имеющимися в наличии. Можно приобрести за 100-150 рублей за штуку.

Если нужен индивидуальный рисунок – его придется делать под заказ, и стоимость штампа превысит 1000 рублей, в зависимости от сложности. Если это ваш логотип, то это оправдано. Но если это единичное изделие, то стоимость штампа может сильно сказаться на стоимости изделия.

Площадь тиснения невелика. Некоторые штампы — фрагменты узора, что дает возможность закрыть большую площадь оттисками, но это требует много времени.

К плюсам этого метода относятся простота применения и долговечность штампов.

Самый сложный вариант – это художественное тиснение по коже. Для него используются поворотные ножи, специальные осаждающие штампы (бевеллеры), поднимающие (лифтеры), фоновые, кардины и прочее. Если в первом варианте тиснение можно быстро освоить, посмотрев видео в интернете, то во втором случае все же желательно обучение и развитие художественных навыков и вкуса. Кроме того, для художественного тиснения характерна последующая обработка с помощью красок.

К минусам этого способа можно отнести высокую трудоемкость и требования к уровню мастерства мастера. Малейшая ошибка на любом этапе работы может свести на нет все труды мастера. Мастер конечно минимизирует её, но осадочек всё равно останется.

Огромным плюсом этого метода является то, что рисунок тиснения зависит только от вашей фантазии и мастерства. При умении можно сделать всё, что захотите без каких-либо ограничений.

Ещё одним, относительно новым способом тиснения, является тиснение с помощью акриловых штампов. Штампы чаще всего изготавливаются методом лазерной гравировки. Реже – с помощью резки. Разница между этими способами заключается в том, что при гравировке акрил выжигается лазером, за счёт чего получается выступающая часть штампа. Высота её определяется мощностью лазера и количеством проходов. Чистота – количеством шагов проходов лазера. При резке выступающая часть просто вырезается из листа. При гравировке остаётся подложка, которой можно ограничиться при тиснении. При резке необходимо наклеить штамп на ровную подложку.

К недостаткам тиснения акриловыми штампами относятся:

Короткий срок службы по сравнению с медных штампов.

Для акрила нежелательны ударные нагрузки. Маленькие оттиски лучше делать с помощью тисков или струбцин, а большие – с помощью пресса.

К плюсами относятся:

Низкая стоимость изготовления штампа и возможность частых исправлений изображения или оптимизации под разные изделия.

Высокий уровень технологичности позволяет быстро изготавливать оттиски с тонкими линиями и сложной формой даже при отсутствии значительного опыта работы.

Гравировка по акрилу стоит дороже резки изображения.
Она оправдана наличием мелких отдельных элементов, которые сложно приклеить и обеспечить крепление.

Теперь переходим к процессу тиснения и возможным шишкам.

При изготовлении штампа гравировкой необходимо сделать зеркальное изображение штампа. Для штампа, выполненного резкой, этого делать не нужно.

Геометрия штампа должна обеспечить устойчивое положение на поверхности. Если штамп длинный и узкий, необходимо предусмотреть дополнительные точки опоры. Сделать их скрытыми или обыграть в узоре штампа – решение за вами. В противном случае возможна установка штампа под углом, сильно отличающимся от 90 градусов, с последующей поломкой акрилового штампа при создании давления.

Для вырезного штампа ширину линий желательно делать не менее 1 мм. Более тонкие линии сложнее клеить и быстрее ломаются.

При проектировании рисунка надо учитывать толщину реза. Для лазера с нормальной фокусировкой она составляет 0,2…0,3 мм.

Первый шишечку я благополучно набил. Но это был пробный штамп логотипа, и я вообще не был уверен, что размеры глазок 0,35х1,5мм получатся при гравировке. Получились. На вырезном штампе глаза хоть и были крупнее в два раза, я их даже не смог найти после резки.

Гравированные и вырезанные штампы. Высота гравированного штампа — 22 мм.

Сделать тиснение маленьким штампом никакого труда не составило. Некоторые радиусы отпечатались более угловато. Думаю, это уже сказывается погрешность гравировки. На следующем штампе немного скруглю их и думаю этот вопрос будет закрыт. Срабатывает плюс невысокой стоимости штампа.

Обратите внимание на точки под левой нижней морковкой — это попал край штампа при ручном тиснения.

Тиснение на женском картхолдере оказалось несколько сложнее. На штампе размером 5х5 см при давлении 80-90 кг тиснение не получилось уверенным.

Методом итераций примерно определил необходимое усилие для тиснения – 200-300 граммов на квадратный миллиметр в зависимости от плотности кожи. Площадь рисунка с цветком составляет около пятисот квадратных миллиметров. Соответственно, необходимое усилие составляет сто двадцать — сто пятьдесят килограммов.

Штамп для тиснения на картхолдере имеет небольшой размер, но площадь рисунка составляет около 500 мм кв.

Создать такое усилие равномерно и без динамики уже несколько проблематично. Рад был бы купить промышленный пресс, но стоимость большинства прессов китайского производства начинается от 40-50 тысяч рублей. Для начального этапа это очень дорого. Поэтому перебрав несколько вариантов, сделал пресс из 15 мм фанеры. По разрушающей нагрузке он теоретически выдерживает давление до 9 т. Фактическое усилие, с учетом дефектов фанеры, предполагаю равным 4-4,5 т. Хотел взять для него механический домкрат грузоподъемностью 2 т, но по качеству лучше оказался 1,2 т.

В итоге получилась система, позволяющая создавать плавную нагрузку на штамп до 1,2 тонны. Этого вполне должно хватить для штампов размером 20х25 сантиметров.

Лучшим домкратом для пресса оказался домкрат российского производства. Китайские и белорусские имеют большие люфты. Это говорит о более низком качестве продукции.

При обработке кожи я пока использую только натуральные способы, в основном масловоском. Возник вопрос, в какой момент выполнить тиснение: до обработки масломвоском или после?

При давлении пресса на неочищенную кожу получается ровный отпечаток темно-коричневого цвета, который хорошо подходит для натурального оттенка.
Но после нагрева и обработки маслом отпечаток посветлел и потерял чёткость. В третьем варианте тиснение выполнено по коже, обработанной маслом. Такая кожа впитывает воду хуже, но отпечаток получился таким же чётким и темно-коричневым.

Печать от пресса на коже без обработки.

После тепловой обработки тиснение утратило темный оттенок и стало светлее, сливаясь с патинированием маслом.

Тиснение по коже, покрытой маслом воском. Благодаря лучшему удержанию влаги тиснение получилась более объемным. Возможно, обработанную кожу нужно подсушивать дольше.

Из 3 наиболее распространенных способов тиснения наиболее оптимальным для экспериментов является тиснение с помощью акриловых штампов. Несмотря на недолговечность, штампы достаточно дешевы, чтобы оперативно вносить в них изменения. Акриловые штампы позволяют получить оттиски любой сложности без особых навыков в тиснении. При переходе к крупносерийному производству преимущество получают латунные штампы и промышленные прессы для кожи. Каким из них пользоваться, решать вам.