Танцевальное искусство: от истоков до современности

Танец Древнейшее из искусств, появившееся до письменности, хранит в себе чувства, верования, традиции и опыт людей, выраженные через движение. На протяжении тысячелетий создавались уникальные стили и направления танца. Сегодня танцевальное искусство развивается, объединяя культуры и поколения, предоставляя возможность общения на «языке» движения. Рассказываем о видах танцев и их изменениях с течением времени.

Ритуальные и обрядовые танцы

Обрядовые танцы служили древним способом общения с природой, божествами и духами. Люди верили, что через движения и ритм можно просить богов о дожде, исцелении от болезни или привлечении удачи.

Катхакали (Индия)

Индийские народные танцы столь же многообразны, сколь и сама Индия, а их традиционные представления — одни из самых красочных во всем мире. Катхакали происходит из южного штата Керала.

В гриме и костюмах танцоры катхакали повествуют истории с помощью сложных шагов, движений пальцев и глаз. Каждый жест подобен букве, зрители воспринимают сюжеты из древних эпосов под звуки традиционной музыки.

В этом спектакле все партии исполняют мужчины.

Катхакали — это театр, где мифы о богах и демонах оживают в движениях. Раньше представления продолжались всю ночь, теперь их укоротили для туристов, но магия осталась.

Кечак (Бали, Индонезия)

В обрядовом танце кечаке на Бали сто мужчин в клетчатых юбках садятся в круг, ритмично кричат «чак-чак-чак», размахивают руками и прыгают сквозь языки пламени. Раньше это зрелище служило ритуалом для изгнания злых духов.

Танцоры и в настоящее время уверены, что святые обряды и моления спасают от ожогов. И это срабатывает: ни единого singed hair, только восторженное оживление зрителей.

Кечак – часть древнего обряда, ранее служившего для общения с духами. Сейчас превратили его в туристическое представление, но магия осталась: огонь, чарующая атмосфера и лица танцоров, погруженных в трансовое состояние, заставляют поверить в чудеса.

Танцы масок (Тибет)

Тибетские танцы масок (называют Чам) появились в VIII веке. По легенде, их создал Гуру Ринпоче – буддийский учитель, чтобы умиротворить злых духов, мешавших строительству монастырей. С этого времени Чам вошёл в состав религиозных праздников. Тибетцы верят: танцы очищают пространство от негативной энергии.

Как это выглядит?

МаскиОгромные, ярко раскрашенные изображения богов, демонов, животных или скелетов (в Тбетском искусстве нет страха перед памятью о смерти!).

Костюмы: Халат из шелка с изображениями драконов, черепов и символов Солнца. Порой танцоры надевают обувь с изогнутым носком, чтобы не касаться земли.

Движения: Плавные, очаровательные движения. Каждое шагик и движение головы – словно таинственный ритуал.

Во время танца Махакалы божество-хранитель в маске с тремя глазами рубит кинжалами пороки людей.

Чам исполняют и сегодня. Например, на фестивале Лосар (тибетский Новый год) или в монастырях во время праздника Сага Дава. Туристы часто наблюдают упрощенные версии – оригинальные церемонии продолжаются 5–6 часов.

Интересный факт: Некоторые маски весят до тридцати килограммов! Танцоры утверждают, что во время движения «перестают ощущать вес» – как будто дух бога овладевает ими.

Хака — танец воинов маори.

Этот знаменитый танец маори из Новой Зеландии – не просто «страшилка» для врагов. За выпученными глазами и громкими криками скрывается целая философия. По легенде, хаку создал бог войны Туматауэнга. В одном случае бог попал в ловушку, но вырвался, исполнив боевой танец, который напугал даже богов. С тех пор хака стала символом единства и силы.

Интересно, что изначально этот танец исполняли не только перед битвами, но и на свадьбах, похоронах и при встрече важных гостей.

Танцы народов мира

Народные танцы России: от хороводных обрядов до энергичных ритмов.

Русский народный танец – это не просто движения под музыку, а история, рассказанная телом. Каждый шаг, жест и поворот отражают вековые традиции, праздники и обыденную жизнь. Мужские танцы полны удали, юмора и широты души, женские – плавности, грации и лёгкого кокетства. Вместе они образуют неповторимую картину русской культуры.

Хоровод

Хоровод – древний и любимый на Руси танец. Его водили на праздниках, свадьбах и просто для развлечения. Участники, держась за руки, двигались по кругу, символизирующему солнце и единство. Характерными чертами танца являются плавные шаги, взмахи платками, песни под гармонь или балалайку.

Виды:

  • орнаментальные Танцоры создают при движении красочные формы, напоминающие узоры.
  • игровые Участники представляют короткие эпизоды из повседневной жизни, например, «сев сена» или «плетенье корзины».

В южных регионах хоровод именовали «карагодом», в Курской области – «танком». Танцы отличались прямыми движениями и выполнялись без музыки.

Пляска

Пляска — импровизация, в которой каждый может проявить свой характер. Может быть как индивидуальной, так и парной или групповой.

Характерные движения: приседания, взмахи руками, мелкие шажки.

Популярные виды:

  • перепляс Соревнование танцоров с демонстрацией хореографических элементов.
  • барыня Веселый танец, состоящий из медленных и быстрых эпизодов.
  • трепак – мужской танец с прыжками и присядками.

В Сибири иногда во время танцев использовали лед для того, чтобы не замерзнуть.

Кадриль

В XVIII веке кадриль появилась в России из Франции, но вскоре стала популярной национальной танцовой формой. Характерными чертами являются использование геометрических фигур (круг, линии) и игривые поклоны.

Региональные варианты:

  • Клинская – с элементами «воротцев» и «звёздочек»;
  • Шуйская – с фигурами «корзиночка» и «гребёнка».

Кадриль исполняют на сельских торжествах и народных праздниках.

Испанские танцы: от страстного фламенко до мелодичной мунейры с ирландскими мотивами.

Испания – больше, чем коррида и паэлья. Её главным богатством являются танцы, которые, подобно огню, согревают, обжигают и очаровывают.

Фламенко

Фламенко – искусство, ставшее визитной карточкой Испании. ЮНЕСКО включило его в список шедевров устного и нематериального наследия человечества. Родилось фламенко в цыганских общинах Андалусии как полноценное представление с пением, гитарой и ритмичными хлопками.

Сардана

О происхождении сарданы окутана тайной, точное время её появления установить трудно. Некоторые исследователи считают, что танец берёт своё начало во времена Древнего Рима. Достоверно известно, что к XIX веку сардана прочно укоренилась в каталонских регионах Эмпорда, Росельо и Гарроча.

Сардана – удивительный танец, в котором мужчины и женщины поочерёдно образуют круг, держась за руки и двигаясь под музыку живого оркестра «кобла». Сегодня этот групповой танец стал неотъемлемой частью праздников и народных гуляний, превратившись в символ каталонской культуры и идентичности.

Мунейра

В Галисии, северо-западном регионе Испании, существует танец мунейра.
Он ярко демонстрирует сильное влияние кельтской культуры на этот край. Музыку для танца исполняют на волынке, которую называют «гайта». Этот инструмент схож с традиционной шотландской волынкой, что подтверждает историческую связь между культурами.

Много вариаций существует у этого танца. Особой популярностью пользуется мунейра де Чантада, названная по имени города. Каждая разновидность мунейры имеет свои особенности и характерные черты, но все сохраняют неповторимый кельтский дух.

Английские танцы: звон бубенцов

Моррис

Моррис — народный английский танец с ритмичными шагами и хореографическими фигурами. Танцуют его группы в аутентичных костюмах с колокольчиками на голенях или обуви. Музыкант или небольшой оркестр в традиционных костюмах сопровождает танцовщиков, которые используют палки, мечи, платки и другие предметы.

Первые сведения о моррисе в Англии восходят к XV веку. Самый старый документ, датированный 1448 годом, упоминает о выплате семи шиллингов танцорам морриса фирме Голдсмитс в Лондоне. Название «моррис» происходит от фламандского слова «мавританский», но исторической связи с маврами у этого танца не найдено.

Хорнпайп

Впервые хорнпайп упоминается как танец в 1485 году, но настоящую популярность получил в XVIII веке. Его придумали британские моряки для поддержания физической формы. Каждое движение в танце было своеобразной пародией на обычные обязанности моряков на корабле. Танцевали его обычно в одиночку, босиком, прямо на палубе. Мелодия этого танца стала настолько популярна, что её позднее использовали даже в знаменитом мультфильме про моряка Попая.

К XIX веку термин «хорнпайп» обозначил целый музыкальный жанр. Танец перешел за пределы корабельной культуры и стал народным. Возникли новые способы исполнения, в том числе групповые танцы для многих участников.

Танцы при дворе: грация и устои поведения

Танцы в придворном кругу являлись обязательной составляющей жизни аристократии: на балах, свадьбах и дипломатических встречах они выступали средством общения, показкой статуса и даже политическим инструментом. Каждый жест танцоров соответствовал установленным правилам, которым обучались с юных лет дети из знатных семей.

Менуэт

Менуэт появился во Франции в середине XVII века и достиг наибольшей популярности в XVIII. Вначале это был народный танец из региона Пуату, но ему понравились королевские особы, и он стал одним из важнейших придворных танцев эпохи барокко и рококо.

Название «менуэт» происходит от французского слова «ме́ну», означающего «маленький». Это отражает характер основных движений танца: мелкие, деликатные шаги. Менуэт исполнялся парами под музыку в размере 3/4 в умеренном темпе. Танец требовал безупречной осанки, плавности и грациозности движений.

Менуэт состоял из грациозных поклонов, реверансов, плавных поворотов и переходов. Парные танцы выполнялись по заданным геометрическим фигурам, преимущественно в форме буквы Z или цифры 8. Каждый шаг был чётко обозначен и несет символический смысл.

Менуэт являлся ритуалом придворного этикета, отражавшим социальный статус, воспитание и манеры исполнителей. В особой роли менуэту находился при дворе Людовика XIV, который сам отличался превосходным мастерством танца и способствовал развитию танцевального искусства.

Великие композиторы такие как Бах, Гайдн и Моцарт часто включали менуэты в свои произведения. Впоследствии менуэт из танцевальной разновидности эволюционировал в самостоятельную музыкальную форму, став неотъемлемой частью классической симфонии и сонаты.

К концу XVIII века менуэт утратил своё прежнее значение, уступив более активным танцам, например, вальсу.

Павана

Происхождение паваны относится к XVI веку, Испании, где этот танец быстро приобрел популярность во всех европейских дворцах, становясь важнейшим церемониальным танцем эпохи Возрождения.

Название «павана» взято из латинского языка. pavo Павлин – птица, которая издревле символизировала роскошь, великолепие и царственную осанку. Подобно горделивой поступи павлина, танцоры двигались медленно и величаво, демонстрируя благородную осанку и изысканные манеры.

Павана занимала важное место в придворном этикете: её исполняли на коронациях монархов, княжеских свадьбах и других важных государственных мероприятиях. Танец отображал социальную иерархию: порядок выхода пар соответствовал их статусу при дворе.

Контрданс

Контрданс — яркий пример демократизации танцевальной культуры. Возникнув в Англии во времена Ренессанса, он отличался от формальных придворных танцев своей энергичностью и доступностью для всех социальных групп. Позднее этот танец завоевал французский двор, где получил название «контрданс» (от английского). country dance – деревенский танец).

Контрданс отличает коллективность: участники встают в две шеренги, лицом к лицу, или формируют квадраты. Благодаря такой структуре в танце могли принимать участие много человек.

Музыка контрданса резко отличалась от торжественных мелодий придворных танцев. Быстрый темп и задорные, легко запоминающиеся мелодии создавали праздничное настроение. Часто музыка основывалась на народных мотивах, что подчёркивало демократический характер танца.

Контрданс стал важной связующей нитью между аристократической и народной культурой. В нём принимали участие с одинаковым энтузиазмом представители дворянства и обычные горожане, что было необычно для того времени.

Влияние контрданса на историю танца сложно преувеличить: из него развились многие популярные танцы, такие как французская кадриль и американский кантри-данс.

Классические танцы

Балет

Балет – изысканное театральное искусство, появившееся в эпоху итальянского Ренессанса как придворное развлечение. После брака Екатерины Медичи с французским королём Генрихом II центр развития балета переместился во Францию, где при дворе Людовика XIV это искусство достигло особого расцвета.

Создание Королевской академии танца в 1661 году и Королевской академии музыки в 1669 году во Франции стало важным событием в истории балета. Эти учреждения заложили основы классической школы благородного танца. В начале XIX века наступила романтическая эпоха балета, ознаменовавшаяся появлением таких шедевров, как «Сильфида» и «Жизель». Именно тогда техника пуантов достигла совершенства, а балерины, такие как Мария Тальони, стали настоящими звездами.

К концу XIX века Санкт-Петербург стал центром балетного искусства. Благодаря покровительству царского двора и таланту Мариуса Петипа были созданы такие шедевры классического балета, как «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Русская балетная школа, основанная на итальянской и французской традициях, господствовала в мировом балете XX века.

Катхгак

Катхак – красивый индийский танец, соединивший традиции индуистской и мусульманской культур. Танцоры надевают на щиколотки колокольчики, которые звенят в такт движениям. Движения в катхаке заимствованы из повседневной жизни, но затем стилизуются и дополняются сложными ритмическими рисунками.

В катхаке участвуют как мужчины, так и женщины. Многие композиции посвящены любви и передают различные любовные настроения с помощью языка жестов. Танцор должен не только двигаться, но и чувствовать музыку всем телом. Это требует многолетней тренировки. Сейчас катхак – один из самых известных классических танцев Индии.

Хореография пекинской оперы

Пекинская опера – удивительное китайское искусство, которому более двух столетий. Музыка, пение, театр и танец сплетаются в единое целое. Танец особенно интересен: красивый движением передает истории и чувства.

Танцоры Пекинской оперы исполняют движения с грацией и точностью. В каждом жесте танце скрывается значение. Артисты применяют специфические позы рук, мимику и телодвижения для отображения различных эмоций и образов. Так, приподнятая бровь свидетельствует о удивлении, а размах руки может изображать сражение.

Через танец можно рассказать историю. Становится особенным средством общения, доступным зрителю без необходимости слов. Совместное движение танцоров создает красочные образы, делая представление более зрелищным и увлекательным.

Танцовщикам Пекинской оперы предстоит долгий путь обучения.

Современные танцы

Сегодня мало кто исполняет менуэт и кадриль, о моррисе помнят лишь немногие. На смену традиционным танцам пришли современные стили танцев: хип-хоп, дэнсхолл, бальные и другие.

Современный танец – это невероятно разнообразное явление, включающее множество стилей, которые развиваются и сегодня. Возникнув как способ самовыражения в противовес строгим канонам классического танца, он позволяет каждому найти то направление, которое наиболее точно отражает его внутренний мир и темперамент.

В отличие от традиционных танцев, современные направления более демократичны и доступны для изучения в любом возрасте. Для достижения высокого уровня мастерства необходимы регулярные тренировки и упорство, хотя специальная многолетняя подготовка с раннего детства не требуется.