Для работы понадобятся:
- Ткань для тела куклы бежевого цвета, например, бязь.
- Наполнитель для кукол (синтепон, холофайбер и т.д.).
- Бифлекс или трикотаж для корсажа.
- Ткань с люрексом для украшения корсажа.
- Фатин или другой праздничный материал для верхней юбки.
- Фатин средней жёсткости для нижней юбки.
- Бежевая ткань атлас или сатин для туфель.
- Бежевая атласная лента для завязывания пуантов и бретель.
- Пайетки, бусины, бисер.
- Пряжа для причёски куклы.
- Акриловые краски по ткани.
- Нитки, ножницы, пинцет, машинка для шитья.
- Хорошее настроение.
Шьём текстильную куколку балерину
Тема балета у кукол-тряпичек очень популярна. В сети можно найти множество замечательных балерин. Предлагаю еще один вариант такой куклы. В качестве основы использована вот эта кукла.

Ее изменили, но принцип пошива остался прежний.

Год назад я уже шила подобных кукол для подарков педагогам хореографического училища. Помня о том, как трепетно относятся к своей профессии, старалась сделать им как можно приятнее. Удлинила ножки и ступни, сформировала высокий подъём, надела реалистичные пуанты, а пачки заложила настоящими бантовыми складками. Корсаж был сложный, с вытачками и рельефами, верхние юбочки-тюники были сложно декорированы. К слову, на мой взгляд, такой корсаж была большой ошибкой. Возни и мороки много, а результат разочаровал. Правда, в реальности он выглядел лучше, чем на фотографии, но всё же… Хотя, дочка долго рассказывала, как приятно было педагогам.
Выглядело это так:


Возможно, так извращаться особого смысла и не имело. Но сейчас хочу предложить сшить более лёгкую версию такой куклы. Так сказать, вариация на тему. Мне кажется, такие балерины ничуть не хуже смотрятся, а в изготовлении попроще.

Будем шить по этой выкройке. Её нарисована на листе А4.

Сперва переносим выкройку на ткань. Я люблю использовать бязь, можно очень плотный ситец. В меру эластичные и мне нравится их натуральная фактура. Сразу ясно, что куколка текстильная. Не советую шить из неэластичных тканей (я как-то в самом начале попробовала шить из гладкого искусственного шёлка – напрасный труд), фигурки будут коробиться и покрываться складками и заломами, которые при набивке не расправите никак, и сам наполнитель распределится неравномерно. Куклы будут «целлюлитными». Материал должен всё-таки немного растягиваться. Трикотаж, наоборот, растягивается чрезмерно, могут измениться размеры и объёмы куклы. В итоге вместо балерины мы можем получить матрёшку. Лично мне не нравится с ним работать. Ткань я не глажу – она всё равно помнётся при выворачивании деталей, а при набивке расправится и натянется, будет ровной.

Вырезаем все детали грубо, с большими припусками на швы. Особенно такие места, как кисти, стопы. Так будет легче сшивать, машинка не замнёт и не зажуёт мелкие детали. Намного удобнее будет поворачивать ткань под лапкой. Парные детали (голову, ноги) вырезаем в одном экземпляре, накладываем снова на ткань, прикалываем булавками и после этого вырезаем второй слой ткани. Обязательно следим за направлением волокон! Кроить куклу можно в принципе, в любом направлении, но все детали должны быть ориентированы аналогично. Иначе, при набивании ткань растянется в разных направлениях и куклу покоробит. Было дело, я как-то не проследила и нога после набивки буквально закрутилась винтом! И выпрямить её ничем уже не получится. Она снова будет стремиться завернуться.
Стачиваем детали на машинке мелкими стежками. Не забываем оставить отверстия для набивки в верхней части ног, головы и внизу туловища. На фотографии видно, как грубо вырезаны детали ног. У вас их должно получиться, конечно же, две!


Ну и голова, разумеется, тоже одна…
Туловище состоит из трёх деталей. Сперва совмещаем бюст на верхней и нижней деталях переда. Стачиваем. Затем совмещаем готовый перед с задней деталью туловища. Сшиваем. В данной модели руки шьются заодно с торсом, в отличие от классических тряпиенсов. Попробовать интересно как так, так и иначе.

Теперь детали аккуратно обрезаем, оставляя небольшие припуски – примерно по 4 мм. На кистях, особенно в районе пальца и на носке стопы, припуск должен быть ещё меньше, иначе вывернуть деталь будет проблематично. Главное – не перестараться: слишком маленькие припуски расползутся при выворачивании и набивании детали.

Проводим насечки по деталям, особое внимание уделяя закругленным частям контуров.

7. Выворачиваем детали. Использую для этого длинный пинцет. Наловчилась им и мне так удобнее. Совершаю с его помощью множество операций. Универсальный и незаменимый инструмент оказался! А валялся неприкаянный у мужа в машине много лет.

Работа достаточно трудной, ведь приходится шить сразу множество деталей.
Включаю любимый фильм и начинаю! Прекрасно!
Все детали вывернуты. Приступаем к набивке. И опять мне в помощь любимый инструмент и фильм.


Заполняем мелкими порциями медленно и плотно. В кисти и стопах сначала вставляем крошечные комочки. Потом, выше щиколоток и запястий, уже побольше. Иначе в узком месте наполнитель встанет как пробка и его ни протолкнуть, ни извлечь не получится без труда. Особенно я заметила такую проблему с синтепоном. Он любит комковаться при набивке.
Зашиваем все отверстия, оставшиеся для набивки.

10. Детали готовы к сборке.

Пришиваем сначала ноги. У этой модели внизу туловища, там, где мы зашивали отверстие, образовались «уголки» как у подушки. Их вдавливаем внутрь, чтобы промежность куклы была нормальной, узкой. В эти получившиеся ямки помещаем бедро. Прикладываем по-разному, повыше, пониже. Смотрим, как лучше, и фиксируем булавками. Если всё устраивает, пришиваем ногу к туловищу аккуратным потайным швом. Так же поступаем со второй ногой. Голову фиксируем в нужном положении булавками. Пришиваем.

С булавочками надежнее. В противном случае голова будет ездить и пришивать, удержать ее пальцами будет затруднительно.
Вот такая получилась заготовка. Ей уже придана задуманная поза.

Грудь у данной куколки получается маленькая, как у подростка. Но если хочется сделать балерину постарше, можно пришить небольшие шарики из такой же ткани. Не переборщите! Грудастых балерин не бывает. Я решила сшить девушку постарше.
К сожалению, фотография сохранилась только такая, надеюсь, понятно о чём идёт речь.

Итак, с бюстом определились. Следующим этапом будет прическа. Лысых балерин тоже не бывает. Волосы у первых кукол делала из искусственных трессов. Они очень непослушные и скользкие. Если у вас мало опыта с ними, только намучаетесь. У второй партии волосы из вязальных ниток. На мой взгляд, ничуть не хуже, а работать в разы легче. Можно использовать мулине, они более гладкие. Нарезаем из ниток равные отрезки. Они должны быть в два раза длиннее предполагаемой длины волос.

По прямому пробору кукле пришиваем волосы по 3-4 нитки, плотно прядочка к прядочке. Пришиваем от лба до шеи. Пришиваем и на место крепления головы к шее, закрывая шов.

Сначала собираем волосы в два хвостика по бокам головы ниже ушей. Закрепляем хвостики прямо к голове швейными нитками под цвет волос. Каждый хвостик заплетаем в косичку и скрепляем на конце нитками. Отрезаем лишние торчащие кончики ниток. Затем сворачиваем косички, пряча концы ниток, в «шишки» и тоже закрепляем нитками в районе предполагаемых ушей.

Рисуем куколки лицо. Напоминаю, что у тряпичных лиц очень условные, минималистичные. Эталоном считаются на лице только глаза в виде черточек, без рта и носа. Хотя… Кто нам запретит?
Сначала намечаем глазки простым карандашом, затем аккуратно рисуем тонкой кисточкой акриловыми красками для ткани. Можно розовыми тенями для век наметить легкий румянец.
