szyваем куклу-балерину из ткани. Часть 1

Для работы понадобятся:

  1. Ткань для тела куклы бежевого цвета, например, бязь.
  2. Наполнитель для кукол (синтепон, холофайбер и т.д.).
  3. Бифлекс или трикотаж для корсажа.
  4. Ткань с люрексом для украшения корсажа.
  5. Фатин или другой праздничный материал для верхней юбки.
  6. Фатин средней жёсткости для нижней юбки.
  7. Бежевая ткань атлас или сатин для туфель.
  8. Бежевая атласная лента для завязывания пуантов и бретель.
  9. Пайетки, бусины, бисер.
  10. Пряжа для причёски куклы.
  11. Акриловые краски по ткани.
  12. Нитки, ножницы, пинцет, машинка для шитья.
  13. Хорошее настроение.

Шьём текстильную куколку балерину

Тема балета у кукол-тряпичек очень популярна. В сети можно найти множество замечательных балерин. Предлагаю еще один вариант такой куклы. В качестве основы использована вот эта кукла.

Ее изменили, но принцип пошива остался прежний.

Год назад я уже шила подобных кукол для подарков педагогам хореографического училища. Помня о том, как трепетно относятся к своей профессии, старалась сделать им как можно приятнее. Удлинила ножки и ступни, сформировала высокий подъём, надела реалистичные пуанты, а пачки заложила настоящими бантовыми складками. Корсаж был сложный, с вытачками и рельефами, верхние юбочки-тюники были сложно декорированы. К слову, на мой взгляд, такой корсаж была большой ошибкой. Возни и мороки много, а результат разочаровал. Правда, в реальности он выглядел лучше, чем на фотографии, но всё же… Хотя, дочка долго рассказывала, как приятно было педагогам.

Выглядело это так:

Возможно, так извращаться особого смысла и не имело. Но сейчас хочу предложить сшить более лёгкую версию такой куклы. Так сказать, вариация на тему. Мне кажется, такие балерины ничуть не хуже смотрятся, а в изготовлении попроще.

Будем шить по этой выкройке. Её нарисована на листе А4.

Сперва переносим выкройку на ткань. Я люблю использовать бязь, можно очень плотный ситец. В меру эластичные и мне нравится их натуральная фактура. Сразу ясно, что куколка текстильная. Не советую шить из неэластичных тканей (я как-то в самом начале попробовала шить из гладкого искусственного шёлка – напрасный труд), фигурки будут коробиться и покрываться складками и заломами, которые при набивке не расправите никак, и сам наполнитель распределится неравномерно. Куклы будут «целлюлитными». Материал должен всё-таки немного растягиваться. Трикотаж, наоборот, растягивается чрезмерно, могут измениться размеры и объёмы куклы. В итоге вместо балерины мы можем получить матрёшку. Лично мне не нравится с ним работать. Ткань я не глажу – она всё равно помнётся при выворачивании деталей, а при набивке расправится и натянется, будет ровной.

Вырезаем все детали грубо, с большими припусками на швы. Особенно такие места, как кисти, стопы. Так будет легче сшивать, машинка не замнёт и не зажуёт мелкие детали. Намного удобнее будет поворачивать ткань под лапкой. Парные детали (голову, ноги) вырезаем в одном экземпляре, накладываем снова на ткань, прикалываем булавками и после этого вырезаем второй слой ткани. Обязательно следим за направлением волокон! Кроить куклу можно в принципе, в любом направлении, но все детали должны быть ориентированы аналогично. Иначе, при набивании ткань растянется в разных направлениях и куклу покоробит. Было дело, я как-то не проследила и нога после набивки буквально закрутилась винтом! И выпрямить её ничем уже не получится. Она снова будет стремиться завернуться.

Стачиваем детали на машинке мелкими стежками. Не забываем оставить отверстия для набивки в верхней части ног, головы и внизу туловища. На фотографии видно, как грубо вырезаны детали ног. У вас их должно получиться, конечно же, две!

Ну и голова, разумеется, тоже одна…

Туловище состоит из трёх деталей. Сперва совмещаем бюст на верхней и нижней деталях переда. Стачиваем. Затем совмещаем готовый перед с задней деталью туловища. Сшиваем. В данной модели руки шьются заодно с торсом, в отличие от классических тряпиенсов. Попробовать интересно как так, так и иначе.

Теперь детали аккуратно обрезаем, оставляя небольшие припуски – примерно по 4 мм. На кистях, особенно в районе пальца и на носке стопы, припуск должен быть ещё меньше, иначе вывернуть деталь будет проблематично. Главное – не перестараться: слишком маленькие припуски расползутся при выворачивании и набивании детали.

Проводим насечки по деталям, особое внимание уделяя закругленным частям контуров.

7. Выворачиваем детали. Использую для этого длинный пинцет. Наловчилась им и мне так удобнее. Совершаю с его помощью множество операций. Универсальный и незаменимый инструмент оказался! А валялся неприкаянный у мужа в машине много лет.

Работа достаточно трудной, ведь приходится шить сразу множество деталей.
Включаю любимый фильм и начинаю! Прекрасно!

Все детали вывернуты. Приступаем к набивке. И опять мне в помощь любимый инструмент и фильм.

Заполняем мелкими порциями медленно и плотно. В кисти и стопах сначала вставляем крошечные комочки. Потом, выше щиколоток и запястий, уже побольше. Иначе в узком месте наполнитель встанет как пробка и его ни протолкнуть, ни извлечь не получится без труда. Особенно я заметила такую проблему с синтепоном. Он любит комковаться при набивке.

Зашиваем все отверстия, оставшиеся для набивки.

10. Детали готовы к сборке.

Пришиваем сначала ноги. У этой модели внизу туловища, там, где мы зашивали отверстие, образовались «уголки» как у подушки. Их вдавливаем внутрь, чтобы промежность куклы была нормальной, узкой. В эти получившиеся ямки помещаем бедро. Прикладываем по-разному, повыше, пониже. Смотрим, как лучше, и фиксируем булавками. Если всё устраивает, пришиваем ногу к туловищу аккуратным потайным швом. Так же поступаем со второй ногой. Голову фиксируем в нужном положении булавками. Пришиваем.

С булавочками надежнее. В противном случае голова будет ездить и пришивать, удержать ее пальцами будет затруднительно.

Вот такая получилась заготовка. Ей уже придана задуманная поза.

Грудь у данной куколки получается маленькая, как у подростка. Но если хочется сделать балерину постарше, можно пришить небольшие шарики из такой же ткани. Не переборщите! Грудастых балерин не бывает. Я решила сшить девушку постарше.

К сожалению, фотография сохранилась только такая, надеюсь, понятно о чём идёт речь.

Итак, с бюстом определились. Следующим этапом будет прическа. Лысых балерин тоже не бывает. Волосы у первых кукол делала из искусственных трессов. Они очень непослушные и скользкие. Если у вас мало опыта с ними, только намучаетесь. У второй партии волосы из вязальных ниток. На мой взгляд, ничуть не хуже, а работать в разы легче. Можно использовать мулине, они более гладкие. Нарезаем из ниток равные отрезки. Они должны быть в два раза длиннее предполагаемой длины волос.

По прямому пробору кукле пришиваем волосы по 3-4 нитки, плотно прядочка к прядочке. Пришиваем от лба до шеи. Пришиваем и на место крепления головы к шее, закрывая шов.

Сначала собираем волосы в два хвостика по бокам головы ниже ушей. Закрепляем хвостики прямо к голове швейными нитками под цвет волос. Каждый хвостик заплетаем в косичку и скрепляем на конце нитками. Отрезаем лишние торчащие кончики ниток. Затем сворачиваем косички, пряча концы ниток, в «шишки» и тоже закрепляем нитками в районе предполагаемых ушей.

Рисуем куколки лицо. Напоминаю, что у тряпичных лиц очень условные, минималистичные. Эталоном считаются на лице только глаза в виде черточек, без рта и носа. Хотя… Кто нам запретит?

Сначала намечаем глазки простым карандашом, затем аккуратно рисуем тонкой кисточкой акриловыми красками для ткани. Можно розовыми тенями для век наметить легкий румянец.