Сюжетно-ролевые игры

В играх дети моделируют события из жизни. Сюжетно-ролевые игры знакомят ребенка с поведением в культурных и общественных пространствах, развивают самостоятельность и способствуют формированию личности. В них отражаются представления детей о мире, отношениях между людьми, профессиональных обязанностях.

Сюжетно-ролевые игры:

  • Формируют внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.
  • Повышают уровень речевых навыков и расширяют словарный запас ребёнка.
  • Повышают коммуникативные навыки и самооценку.
  • Развивают у детей навык создания игровой атмосферы и подбора нужных предметов.
  • Совершенствуют навыки ведения переговоров, составления планов и дискуссий. 1.

Виды сюжетно-ролевых игр

  1. Стимулирующие речевое развитие: «Школа», «Магазин», «Библиотека», «Концерт».
  2. Стимулирующие подражание: «Зоопарк», «Цирк», «Семья», «Детский сад».
  3. Развивающие внимание: «Водители», «Летчики».
  4. Вызывающие положительные эмоции: «Концерт», «День рождения», «Цирк».
  5. Развивающие чувства сопереживания: Медицинское учреждение, ветеринарная клиника, служба скорой помощи.

Организация и проведение игры

Перед игрой с детьми обычно проводят подготовку: беседу о самой игре, просмотр тематических мультифильмов, чтение книг с описаниями обычных ситуаций, создание игрушек.

Проведение игры обуславливается возрастом детей. Взрослый может потребовать контроля, роли ведущего или направлять ход событий.

1,5-3 года

В этом возрасте сюжеты и роли предельно просты, с акцентом на действия с игрушками.

3-5 лет

В игре развивается умение принимать конкретные роли и переходить от одной к другой. Важным становится то, что дети говорят во время игры. Возникает ролевой диалог. Дети учатся выражать эмоции и характер персонажа: грусть, радость, доброту и злость.

5-7 лет

Взрослым следует помочь детям научиться создавать собственные игры и соглашаться на общие правила. 2. По сути это – дидактические игрыПодразумевающие коллективный, целеустремлённый, игровой и учебный характер деятельности одновременно.

Ребятам легче усваиваются знания, полученные во время сюжетно-ролевых игр. По результатам исследований 95% участников запомнили информацию о занятиях с ролевыми играми, в то время как только 30% — о занятиях, проводимых с помощью рассказов и бесед. 3.

Примеры сюжетно-ролевых игр

3-4 года

«Детский сад»

Вначале взрослый ведет экскурсию по саду, повествуя о делах каждого. Потом распределяет роли: повар готовит еду из игрушечных овощей, няня убирает, воспитатели встречают детей-кукол утром, проводят занятия и так далее.

«Поездка»

Взрослый демонстрирует круглые предметы ( «рули») и спрашивает, кто желает управлять машиной. Ребенок называет свой вид транспорта, пункт назначения и груз.

4-5 лет

Игры становятся более фантазийными.

«Космический полет»

Ребятам предложат отправиться в космическое путешествие. Обсуждается распределение ролей.

  • наблюдателя на Земле;
  • космонавта в космосе;
  • фотографа (ученого) на орбите;
  • Специалист по уходу за здоровьем космонавтов.

Сюжет можно сделать более интересным: авария на судне, знакомство с внеземными существами и т. д.

«Ферма»

Дети сооружают ферму, затем решают, какие животные на ней проживут, и разделяют обязанности: кто будет дояркой, кто ветеринаром, а кто пастухом.

Игра развивается так: пастух ухаживает за коровой, затем доярки прибывают для сбора молока. Некто сетует на болезнь коровы. Ветеринар обследует её и прописывает лечение.

5-6 лет

Детям можно предложить более сложные сюжеты, например, моделирование ситуаций для развития нравственных и социальных качеств.

«Автобус»

В игре дети примеряют на себя роли членов семьи, пассажиров, водителя и кондуктора. Мест в автобусе мало, так что нужно кого-то отблагодарить за добровольное уступление места. Ребенку предстоит принять решение – кому именно.

На прогулке можно предложить игры:

  • Дети играют в самолеты, имитируя заправку, взлет и посадку.
  • Садоводы занимаются поливом посевов, сбором урожая и внесением удобрений в почву.
  • В мире природы юные исследователи слышат птичьи песни, рисуют красочные цветы и наблюдают за порхающими бабочками. 4.

Видео

В Российской Федерации возможны проблемы с функционированием YouTube.

Список литературы

  1. Камаева Т. П. Сюжетно-ролевые игры с элементами краеведения в работе дошкольных образовательных учреждений // Марийское краеведение: опыт и перспективы развития. – 2020. – № 1. – С. 186-188.
  2. Лариса Александровна Борзых. Сюжетно-ролевые игры по географии в детском саду. «Учебный год». 2021, №2(64), страницы 49-51.
  3. Пальшенцева Н.Н. Сюжетно-ролевые игры как эффективный инструмент социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями // Инновационные научные исследования. – 2021. – № 3-2. – С. 131-137.
  4. Игры для развития малышей в детском саду. сайт.

Фото: Depositphotos