В играх дети моделируют события из жизни. Сюжетно-ролевые игры знакомят ребенка с поведением в культурных и общественных пространствах, развивают самостоятельность и способствуют формированию личности. В них отражаются представления детей о мире, отношениях между людьми, профессиональных обязанностях.
Сюжетно-ролевые игры:
- Формируют внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.
- Повышают уровень речевых навыков и расширяют словарный запас ребёнка.
- Повышают коммуникативные навыки и самооценку.
- Развивают у детей навык создания игровой атмосферы и подбора нужных предметов.
- Совершенствуют навыки ведения переговоров, составления планов и дискуссий. 1.
Виды сюжетно-ролевых игр
- Стимулирующие речевое развитие: «Школа», «Магазин», «Библиотека», «Концерт».
- Стимулирующие подражание: «Зоопарк», «Цирк», «Семья», «Детский сад».
- Развивающие внимание: «Водители», «Летчики».
- Вызывающие положительные эмоции: «Концерт», «День рождения», «Цирк».
- Развивающие чувства сопереживания: Медицинское учреждение, ветеринарная клиника, служба скорой помощи.
Организация и проведение игры
Перед игрой с детьми обычно проводят подготовку: беседу о самой игре, просмотр тематических мультифильмов, чтение книг с описаниями обычных ситуаций, создание игрушек.
Проведение игры обуславливается возрастом детей. Взрослый может потребовать контроля, роли ведущего или направлять ход событий.
1,5-3 года
В этом возрасте сюжеты и роли предельно просты, с акцентом на действия с игрушками.
3-5 лет
В игре развивается умение принимать конкретные роли и переходить от одной к другой. Важным становится то, что дети говорят во время игры. Возникает ролевой диалог. Дети учатся выражать эмоции и характер персонажа: грусть, радость, доброту и злость.
5-7 лет
Взрослым следует помочь детям научиться создавать собственные игры и соглашаться на общие правила. 2. По сути это – дидактические игрыПодразумевающие коллективный, целеустремлённый, игровой и учебный характер деятельности одновременно.
Ребятам легче усваиваются знания, полученные во время сюжетно-ролевых игр. По результатам исследований 95% участников запомнили информацию о занятиях с ролевыми играми, в то время как только 30% — о занятиях, проводимых с помощью рассказов и бесед. 3.
Примеры сюжетно-ролевых игр
3-4 года
«Детский сад»
Вначале взрослый ведет экскурсию по саду, повествуя о делах каждого. Потом распределяет роли: повар готовит еду из игрушечных овощей, няня убирает, воспитатели встречают детей-кукол утром, проводят занятия и так далее.
«Поездка»
Взрослый демонстрирует круглые предметы ( «рули») и спрашивает, кто желает управлять машиной. Ребенок называет свой вид транспорта, пункт назначения и груз.
4-5 лет
Игры становятся более фантазийными.
«Космический полет»
Ребятам предложат отправиться в космическое путешествие. Обсуждается распределение ролей.
- наблюдателя на Земле;
- космонавта в космосе;
- фотографа (ученого) на орбите;
- Специалист по уходу за здоровьем космонавтов.
Сюжет можно сделать более интересным: авария на судне, знакомство с внеземными существами и т. д.
«Ферма»
Дети сооружают ферму, затем решают, какие животные на ней проживут, и разделяют обязанности: кто будет дояркой, кто ветеринаром, а кто пастухом.
Игра развивается так: пастух ухаживает за коровой, затем доярки прибывают для сбора молока. Некто сетует на болезнь коровы. Ветеринар обследует её и прописывает лечение.
5-6 лет
Детям можно предложить более сложные сюжеты, например, моделирование ситуаций для развития нравственных и социальных качеств.
«Автобус»
В игре дети примеряют на себя роли членов семьи, пассажиров, водителя и кондуктора. Мест в автобусе мало, так что нужно кого-то отблагодарить за добровольное уступление места. Ребенку предстоит принять решение – кому именно.
На прогулке можно предложить игры:
- Дети играют в самолеты, имитируя заправку, взлет и посадку.
- Садоводы занимаются поливом посевов, сбором урожая и внесением удобрений в почву.
- В мире природы юные исследователи слышат птичьи песни, рисуют красочные цветы и наблюдают за порхающими бабочками. 4.
Видео
Список литературы
- Камаева Т. П. Сюжетно-ролевые игры с элементами краеведения в работе дошкольных образовательных учреждений // Марийское краеведение: опыт и перспективы развития. – 2020. – № 1. – С. 186-188.
- Лариса Александровна Борзых. Сюжетно-ролевые игры по географии в детском саду. «Учебный год». 2021, №2(64), страницы 49-51.
- Пальшенцева Н.Н. Сюжетно-ролевые игры как эффективный инструмент социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями // Инновационные научные исследования. – 2021. – № 3-2. – С. 131-137.
- Игры для развития малышей в детском саду. сайт.
Фото: Depositphotos