Школьники сегодня строят свой день по часам.
— «А вот в наше время все было по-другому»Родители, которые учились в советское время, вспоминают о различиях в образовании. Нынешняя учебная программа и образ жизни сильно отличаются от тех, что существовали до начала 1990-х годов.
Вспоминая утраченные традиции советских школьников и навыки, полученные на уроках, многие родители, дедушки и бабушки испытывают ностальгию. «Как жаль, что такого сейчас нет», – говорят они.
Октята учатся работать сообща, проводя мероприятия под названием «Звездочки».
В начальной школе октябрята формировали группы по пять человек, которые именовались «звёздочками». Делали распределение обязанностей и выбирали…
- командира – осуществлял руководство «звездочкой»;
- Санитар носил сумку с красным крестом, вмещавшую йод, бинт и перекись водорода.
- Библиотекарь рекомендовал одноклассникам увлекательные книги, записывал их названия в специальную тетрадь и беседовал о них на «Классном часе».
- Цветовод поливал растения в классе, которые были отмечены звездочкой.
- физкультурника – проводил утреннюю зарядку.
Между «звездочками» проходили соревнования. Например, кто больше прочитает книг, соберет больше макулатуры. Это был первый опыт работы в команде.
Чистота письма способствует развитию моторики и мозговой деятельности.
Школьники современности, гуляя по музейным залам, удивляются изящному почерку детей прошлых поколений. Это обусловлено тем, что школьники довоенного времени изучали каллиграфию в учебных заведениях.
В советских школах для учащихся начальных классов существовал предмет чистописание. Обучающиеся изучали навык аккуратного и красивого письма. В настоящее время эта дисциплина не преподаётся отдельно.
Прославленный исследователь, специализирующийся на нейронауке и психолингвистике. Татьяна Черниговская отмечает огромное значение письма рукой:
Рукописание – результат работы мозга. Команда от него определяет каждое движение. Рука в этом случае является продолжением мозга. В искусстве рисования есть термин «умная рука», или «мыслящая рука». Письмо – это развитие мелкой моторики, а тренировка руки совершенствует работу мозга, точнее, области, отвечающие за движение руки и речь. Это особенно важно для детей.
Покровительство школьникам с низкими успеваемостью — альтернатива репетиторству.
Ученики с высокими успеваемостью помогали своим сверстникам, которые испытывали трудности в учёбе.
«Весёлые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья» — это привлечение к занятиям спортом.
В советских школах поддерживали спорт. Командный дух и любовь к физической культуре воспитывали также через соревнования. Ученики любили «Весёлые старты» с их разными задачами.
Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» доставлял удовольствие многим теперь уже взрослым людям.
Тренеры школ «Трудового резерва» часто присутствовали на уроках физической культуры и тренировках, где проводились соревнования между учениками. В таких ситуациях и обнаруживали талантливых спортсменов будущего.
Классный час: мастерство беседы о важных темах.
Староста класса совместно с помощниками организовывал «классный час».
Школьники обсуждали накопившиеся проблемы, такие как хулиганство одноклассников или потребность помогать кому-то в учебе. Дети получали политинформацию, читая новости из газет по возрасту, например, «Пионерской правды».
Предмет «Труд» помогает получить практические умения.
В течение двух уроков подряд девочки занимались приготовлением пищи, выпечкой или шитьем, а мальчики работали с деревом в мастерской. Взрослые с ностальгией вспоминают эти «труды», когда примерно за 30 минут до звонка мальчики приходили в класс девочек и угощали печеньем, шарлоткой или салатами, например, винегретом или оливье. Девочки отвечали разделочными досками.
Сбор урожая — это укрепление духа коллектива и приобретение практических навыков.
В летнее время старшеклассники отправлялись на сборы фруктов, а осенью помогали собирать картофель на полях одного из сельскохозяйственных предприятий. Тогда многие считали это неприятным занятием, но сейчас вспоминают об этом периоде с теплом. Забыли о грязных руках и земле под ногтями, а вот посиделки всем классом и песни у костра остались в памяти. В качестве дополнения шла сумка с собранными овощами или фруктами, которую каждый ученик мог забрать с собой.