Став матерью, каждая желает обеспечить гармоничное развитие малыша и его радость от жизни. Современные изобретения, такие как массаж, бассейны для младенцев, интерактивные игрушки и обучающие видеоролики, помогают в этом. А наши прабабушки? Как справлялись без всего этого?
Воспитание детей раньше основывалось главным образом на «народной мудрости» – фольклоре. Вся жизнь человека была полна усвоения огромного количества знаний, умений, навыков, пословиц и поговорок от близкого окружения. Традиционная культура – это ценный опыт, передающийся из поколения в поколение, поддерживающий человека в нужный момент, подсказывающий слова и поступки в разных ситуациях.
Детский фольклор. материнским фольклором или фольклором пестования«Пестовать» значит заботиться и воспитывать одновременно. Именно этим задачам подчинены жанры материнского фольклора: колыбельные, пестушки, потешки и прибаутки. В этой беседе рассмотрим потешки и пестушки, как они функционируют и что из этого можно использовать в своей практике.
Пестушка и потешка – в чём разница?
Отличить их друг от друга нелегко: оба жанра – это короткие рифмованные стихи или песенки, которые взрослый человек поёт ребёнку. Если колыбельная успокаивает младенца своей длиной и монотонностью, то пестушки и потешки привлекают его внимание и понятны малышу.
Пестушки и потешки различаются возрастом ребенка, степенью его участия и целью. Пестушки рассчитаны на детей до года, потешки – на двух-трехлетних, понимающих речь. Во время пестушек малыш слушает взрослого и ощущает прикосновения, а во время потешек активно участвует. Пестушки оживляют уход за ребенком, а потешки развлекают и учат.
Пестушки
Короткие и простые речи, которые произносят мать или бабушка во время ухода за младенцем, важны для развития ребёнка. Детские врачи и психологи рекомендуют разговаривать с малышом, чтобы он учился родной речи, различал слова, привыкал к обычаям и развивался в общении. Пестушка – подходящий инструмент для этого взаимодействия.
Ритмизированные слова ещё не всегда понятны малышу, но уже может выделяться из общей звуковой среды. Ребенок ощущает доброжелательную, ласковую эмоцию, с которой исполняется колыбельная, чувствует любовь и опеку.
Постоянно повторяемые слова няни усваиваются ребёнком и впоследствии оказывают воздействие, подобное положительному внушению, становясь первым шагом в его педагогическом воспитании.
В детских стишках часто используют имя малыша, обращаясь к нему лично. Так малыш постепенно запоминает своё имя и то, кто он. Взрослый, произнося или поёп пестушку, прикасается к ребёнку, ласкает его, делает лёгкий массаж – это приятно и способствует физическому развитию. Пестушки также несут «магическое» воздействие: в большинстве случаев это пожелание ребёнку роста, силы, здоровья, красоты, богатства, счастья.
Народный «массаж»
«Вот мой сладкий малыш, лежи себе спокойно. Мамашка сейчас ненадолго зайдёт.»
Потягушки-порастунюшки,
Поперѐк-толстунушки,
В ножки – ходунушки,
А в ручки – хватунушки,
А в роток – говорок,
А в голову – разумок.
Мама или бабушка брала ручки и ножки младенца, двигала ими, сгибала и разгибала. Прикасаясь к различным частям тела ребёнка, перечисляла их в стишке, привлекая к ним внимание малыша. Например, последовательно гладила волосы, лоб, ротик и подбородок, грудку, животик малыша, говоря:
Лес, полянка,
Бугор, ямка,
Ду-у-ушенька, брю-ю-шенька,
А там королёчек живет!
Обернув малыша животом вниз, женщина гладила его спинку, шепча слова.
Что в горбу? – Денежки!
Кто наклал? – Дедушка!
Чем он клал? – Уполовничком!
Каким? – Золотым!
Малыша можно было гладить по голове и лицу, словно вылепливая голову, чтобы она была правильной, круглый.
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку – валяй, валяй!
Приучение к гигиене
По утрам, мотая ребенка, ему говорили:
Водичка-водичка,
Умой моѐ личико,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Когда купали младенца в бане, обливая его водой, говорили:
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!
Кормление малыша
Готовясь накормить малыша, мама или бабушка развлекали его при помощи стихов.
Пришёл кисель,
На залавочке присел.
На залавочке присел,
Поесть Танечке велел.
Или:
Пышка-лепешка
В печи сидела,
На тебя глядела
В рот захотела.
Подготовка к ходьбе
Ребенку массировали ножки следующими способами: когда малыш лежал на спине, мама или бабушка гладили ему ножки пальцами или постукивали одной стопкой по другой. При этом произносили:
Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Алёшки
Идут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.
Или:
А мы ножку подкуём,
Чтобы бегала бегом.
И другую подкуём,
Чтобы бегала бегом.
Когда малыш почти год прожил и готовился идти, его ставили вертикально, держа за ручки или под мышками, говоря ему…
Дыбки-дыбок,
Скоро Ванечке годок.
Потешка
«Потешка» происходит от слова «потешать», то есть развлекать, радовать. Песенки или стишки такого рода предназначены для детей постарше. От пестушек их отличает большая степень интерактивности – это мини-игры, в которых требуется активное участие ребенка. Взрослый рассчитывает, что малыш, услышав слова песни или стишка и видя пример, который ему показывают, будет сам выполнять простейшие движения: хлопать в ладоши, махать руками, топать ножками, приседать и так далее.
Самые простые песенки для самых маленьких детей могут быть, например: « Сова летит, сова летит!» – Взрослый жестикулирует, демонстрируя ребёнку движения птиц крыльями, ожидая повторения. Затем произносит: « Птички полетели, на головку сели!» – и руки прикладывает к голове.
Хлопанье в ладошки
Многие из нас помнят самые популярные традиционные русские потешки с детства.
Ладушки, ладушки!
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Пили? Простоквашку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у… полетели,
На головку сели!
Вместе с малышом мама хлопает в ладоши, или же взрослый берет детские ручки в свои и сам хлопает ими, демонстрируя движение.
В процессе игры ребёнок развивает координацию движений и знакомится с музыкальным ритмом. Существует множество вариантов «ладушки» с различным текстом.
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки.
На окно поставим,
Остывать заставим.
Остынут – поедим
И воробушкам дадим.
А воробушки поели,
Шу-у, полетели,
На головку сели.
Или:
Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Что на закуску? – Щи да капустку.
Что на заедку? – Сладенькую репку.
Шуу, полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!
Изучение кистей рук и развитие тонкой моторики.
Потешку «Сорока» знает каждый из нас. Во время её исполнения сначала водят пальцем посередине детской ладошки, имитируя помешивание каши. Затем поочередно перебирают пальчики, перечисляя, кому досталось «каши», а кому нет.
Сорока-ворона кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала в чашке,
Этому в плошке,
Этому в ложке,
Этому в поварешке,
А этому ничего не дала –
Ты дров не рубил,
Ты воды не носил,
Ты кашу не варил.
Сам дров наруби,
Сам воды наноси,
Сам кашу свари,
Сам кашу и ешь!
Такие потешки ещё называют пальчиковыми играми Они пользуются большим успехом у маленьких детей и считаются очень полезными для их развития. В ладонях человека много нервных окончаний, которые, как говорят психофизиологи, связаны с речевыми центрами в мозге. Поэтому приятные манипуляции с детскими пальчиками одновременно и забавляют малыша, и стимулируют у него мелкую моторику, а вслед за ней – речевые и мозговые функции. В старину при исполнении «сороки» иногда могли плюнуть ребёнку в ладошку, чтобы ощущение от «каши» было ещё более живым. Существуют и другие варианты «сороки», например:
Сорока, сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей наманила.
Кашку-то на стол,
Гостей – на двор.
Первому – кашки,
Второму – бражки,
Третьему – пивца,
Четвертому – винца,
А пятому не досталось ничего.
Шу, шу! Улетела, на головку села.
В известной «пальчиковой» игре маленькие пальчики, которыми руководит взрослый, превращаются в братьев, исполняющих разнообразные поручения.
Ивану-большаку – дрова рубить,
Ваське-указке – воду носить,
Мишке-середке – печку топить,
Гришке-сиротке – кашу варить.
А крошке Тимошке – песенки петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать!
В процессе такого перечисления ребёнок не только развлекается, но и учится называть пальчики на руке и помнить их расположение.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем – в лес ходил!
С этим братцем – борщ варил,
С этим братцем – кашку ел,
С этим братцем – песни пел!
Малышовый «театр»
Много потешек – это маленькие представления, дающие возможность малышу проявить свой талант к актерскому искусству. Например, во время чтения стишка о «мишке косолапом» можно показывать ногами медведя, шагающего тяжело, руками – шишку, летящую в голову, а в конце топать ногой, изображая злость.
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, песенку поёт.
Внезапно шишка ударилась мишке прямо в лоб.
Мишка рассердился и ногою – топ!
Существуют ещё разные потешки-спектакли и потешки-танцы, которые возможно провести совместно с малышом.
Зайчик серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок!
***
Баба сеяла горох
Прыг-скок, прыг-скок,
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок.
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села – поела,
Опять пошла.
***
Комары и мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут на дорожке.
Ножками – топ-топ!
Ручками – хлоп-хлоп!
Близко ночь –
Улетели прочь!
Интересные ощущения
Для гармоничного развития важное значение имеют разнообразные стимулы и впечатления.
Вот пень,
Вот колода,
Вот холодная вода,
Вот горячая вода,
Вот кипяток,
А вот щекоток, щекоток, щекоток!
Во время произнесения слов взрослый проводит рукой по руке ребёнка от запястья к плечу, прикасаясь разными частями ладони, и заканчивает щеколкой под мышкой. Такая же процедура сопровождает популярную игру «коза».
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками – топ-топ,
Глазками – хлоп, хлоп!
Кто каши не ест, молока не пьет?
Забодаю, забодаю, забодаю!
Взрослый хмурит брови, притоптывает, делая вид сердитой «козы», складывает пальцы «рожками» и в конце «бодает» малыша. Ребенок сначала пугается «козы», а потом смеётся. Ему ненавязчиво внушают есть то, что дают, и не капризничать. Стоит заметить, что этой потешке много лет – такие стишки фольклористы записывали двести лет назад, а появились они, скорее всего, ещё раньше.
Есть ещё забавная потешка, показывающая малышу множество звуков и тактильных ощущений.
Летела пчела около чела – ж-ж-ж!
Летела оса около носа – дз-дз-дз!
Вблизи уха жужжала муха – бу-бу-бу!
Летел жук, в голову – бух!
Езда по «ухабам»
Различные игры с покачиванием связаны с использованием коленей.
Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам –
В ямку – бух!
В последней части взрослый широко расставляет колени, малыш «проваливается» между ними, а взрослый его «ловит». Дети обычно с удовольствием играют в эту игру – в конце «дорожки» они смеются и часто просят повторить «падение» снова и снова. Чтобы сделать игру интереснее, можно предложить ребёнку несколько разных вариантов текста про «дорожку».
Хороша дорога, хороша дорога,
Ситуация ухудшилась.
Шаляет, валяет, шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком,
Бух в ямку!
Или:
По кочкам, по кочкам,
По гладенькой дорожке,
По ухабам! По ухабам!
В ямку бух! – Раздавили сорок мух!
Ребенок немного пугается во время «падения», но быстро понимает, что мама или другой член семьи оберегает его и ему ничего не грозит. Это безопасное переживание страха, подобное тому, что возникает на каруселях, очень приятно, так как дает эмоциональную разрядку. Совместное переживание «опасности» в игре укрепляет доверие между малышом и заботящимся взрослым.
Одевание
Многим детям не нравится одеваться на прогулку, особенно зимой, когда утомительно надевать много одежды. Чтобы упростить эту задачу для ребёнка (и для себя тоже), и сделать её более интересной, можно превратить процесс в игру. Например, одевая девочку, можно одновременно развлекать ее стишком.
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Шапочка боброва,
Катя черноброва!
Детям бывает сложно засунуть пальцы в нужные отверстия варежек или перчаток.
Аня варежку надела:
– Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Аня варежку сняла:
– Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдёшь.
Здравствуй, пальчик! Как живёшь?
Современные пестушки и потешки
Как мы убедились, разнообразные воспитательные средства для малышей не умаляют актуальности методов из прошлого. В статье рассказывалось о старинных пестушках и потешках, популярных 100–200 лет назад. В отличие от сказок и колыбельных, которые сейчас можно найти только в сборниках, пестушки и потешки остаются живым и плодотворным жанром материнского фольклора. Мамы и сегодня активно сочиняют новые тексты, которые распространяются среди народа. Краткость и простота пестушек и потешек способствуют этому – Интернет изобилует подобными примерами на разные случаи жизни.
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, сдавайся!
***
На майку с трусами надеть мы должны
Колготки, рубашку, рейтузы, штаны!
Носочки – на ножки, а кофту – на верх.
Кто первый оделся? Кто тут быстрей всех?
***
Стоит корабль-ложка с кашею в порту.
Поплыл корабль-ложка к Андрюшиному рту.
Плывет-плывет кораблик, качаясь по волнам,
Плывет-плывет кораблик, Андрюша его – ам!
***
Время сна пришло, малыш –
Спит собачка, кошка, мышь.
Стало тихо за окном,
Спит, посапывая, дом,
Спят качели-карусели.
Все давно уже в постели!
Ночь-волшебница идет,
Сны детишкам раздает.
Если вы ощущаете в себе творческий потенциал, попробуйте написать одну или несколько пестушек и потешек специально для своего ребенка. Возможно, вам удастся сочинить стихотворение или песенку, которые станут популярными среди матерей по всей стране и за её пределами.
Фото на анонс: History-doc.ru