Когда за окном дождь, ветер или мороз, чем заняться детям? Не грусти! Внутри дома можно организовать увлекательный досуг. Игры в помещении – не только хорошее времяпровождение, но и способ развития памяти, мышления и скорости реакции.
Лучшие игры для детей — и спокойные, и подвижные — подарят хорошее настроение и энергию.
Спокойные игры в детском саду
Идет дождь
Ребята образуют круг. По центру становится ведущий и обращается к ним: «Сейчас мы вместе заставим идти дождь. Для этого нам нужно действовать молча». Ведущий демонстрирует движения, каждый в кругу выполняет свои же действия.
- потирает ладони друг о друга;
- щелкает пальцами;
- хлопает ладошками по груди или коленям;
- топает ногами.
В результате получается общий звук, напоминающий шум дождя.
Мой питомец
Ребята располагаются в кругу. Первым рассказывает ребенок: «У меня дома живет собака (котёнок, морская свинка), её хвост такой». И демонстрирует каким именно.
Следующее дитя имитирует действия предшествующего и дополняет историю: «У меня дома живёт пёсишка, у неё вот такие глазишки».
Игровой процесс происходит по типу «снежного кома». По окончании игры возможно нарисовать описанного детьми домашнего любимца.
Ассоциации
Выбирают ребенка, для которого будет организован рассказ. Ребята по очереди придумывают, с кем или с чем можно сравнить человека.
В ходе игры можно задавать вопросы. К примеру, если бы этот человек был фруктом, цветком, игрушкой, мультфильмом или растением, то кем (чем, каким) именно?
Спокойные игры в школе
Урок декламации
Вместе прочесть с чувством знакомое всем ученикам стихотворение.
Для увеличения сложности задания можно попросить прочесть то же стихотворение с соблюдением интонации и темпа, но читать его по строчке.
Ты представляешь…
Ведущий обращается к участнику справа и спрашивает: «Представляешь…?» Потом сообщает новость или историю. Участник её выслушивает, а затем обращается к соседу справа и произносит: «Представляешь…», после чего пересказывает новость снова.
Завораживает наблюдать трансформацию первоначальных данных. Игра походит на игру «закрытый телефон».
Глухой телефон. По цепочке друг за другом дети передают шепотом друг другу фразы. Последний игрок говорит полученную фразу вслух. Обычно фраза сильно отличается от оригинала.
Игра на сплочение
Участники располагаются в кругу. Ведущий произносит число (не превышающее количество игроков). Такое же количество человек должно подняться со своих мест. Дети не могут разговаривать голосом, но могут общаться без слов. Игра ведется до достижения слаженной работы группы.
Невербальное общение (язык тела) Общение посредством образов, интонаций, жестов, мимики и других невербальных средств.
Подвижные игры в помещении
Кто заводила
Участники образуют круг лицом по центру. Ведущий отошел в сторонку, чтобы не наблюдать за выбором заводилы.
Игрок показывает разные движения, остальные его копируют. Ведущий входит в круг и пытается определить, кто руководит действиями участников игры.
Поймай шарик
Несложная игра, способная увлечь детей на длительное время. Наполняются воздухом шары. Дети выполняют задание – шары должны оставаться в воздухе и не касаться пола. Воздух можно выпускать из шаров или подбрасывать их руками.
Вороны и воробьи
Ребятам разделяют команды: воробьев и воронов. Воробьи поднимают руки по зову. Вороны садятся на корточки. Игра быстрая. Кто ошибся, выбывает.
Что в рюкзаке
Ведущий держит рюкзак, наполненный разнообразными предметами. Каждый игрок, без зрительного осмотра, достаёт руку в рюкзак, нащупывает какой-то предмет и пытается отгадать его природу. После этого вынимает находку наружу. Цель игры: угадать – не угадать!
Инструменты
Люди разбиваются на группы. Каждой выдаётся карточка с названием музыкального предмета. Команды готовятся минуту и показывают игру на нём с помощью движений и звуков. Другие отгадывают.
Памятка для игр
- В круг разворачиваются многие игры. Это объединяет игроков, помогает установить доверие между участниками.
- Можно проводить одну и ту же игру несколько раз в неделю, что способствует более легкому и слаженному общению между детьми.
- Чтобы вести и контролировать ход игры, взрослый выполняет роль ведущего. Позже, примерно через два или три этапа, можно передать управление детям.
Исследование детских игр различных стран обнаружило существование одних и тех же видов игр во всех культурах. К примеру, в играх с воображаемой ситуацией дети всех стран применяют предметы, способствующие игре, такие как палочки, ветки и листья.
Видео
Список литературы
- Спокойные игры в помещении, сайт.
- Подвижные игры для детей в помещении, сайт.
- Игры в помещении, сайт.
- Смирнова Е. О. Исследования игры: трудности и возможности. «Культурно-историческая психология», №3, 2017. С. 83-86.
Фото: Depositphotos