В предыдущем сообщении мы определились со внешним видом и рассчитали ключевые размеры.
Начинаем с основной детали сумки, которая образует переднюю и заднюю стороны. До синих точек выкройка будет повторять внешний вид сумки. Но нужно построить кривую между двумя синими точками передней и задней сторон сумки. Рисунок 2.1.

Для этого измеряем размер А между красной и синей точками. Делаем вспомогательный эскиз, на котором откладываем это расстояние и рисуем через концы отрезка вертикальные линии. Слева ставим красную точку — это будет центр ботана.
Далее через эту точку проводим окружность с радиусом равным радиусу ботана снизу, в нашем случае, 40 мм. Делаем отступ от красной точки на расстояние, где заканчивается нижний радиус ботана, в нашем случае 41 мм (кто забыл, см. рис.1.10 в предыдущем посте).
Кончики сегмента окружности выступают за правую линию (фиолетовую). Нам нужно разместить их на линии, избегая резких углов и переходных изменений по некому радиусу.
Для приблизительного расчёта радиуса можно воспользоваться методом треугольника. Измерим величину, на которую кривая окружности выходит за линию. Допустим, эта величина равна Х.
На компьютере это сделать проще, но можно и вручную. С помощью линейки начинаем строить треугольники БВГ, где сторона ВБ строится из точки В пересечения вертикальной линии и сегмента окружности, а точка Б расположена на окружности. Сторона БГ строится из точки Б до вертикальной линии, на которой лежит точка Г, при этом длина отрезка БГ = БВ+Х.
Можно построить бесконечное количество таких треугольников. Можно использовать только те, в которых угол касательной в точке Б к отрезку БГ не будет превышать 10 градусов.
Когда оба условия выполнены, мы найдем примерное расположение точки Г. После этого делаем скругление из точки Г по касательной к существующей окружности. Делаем аналогичное скругление с противоположной стороны, и у нас получается кривая, соединяющая две синие точки на фиолетовой прямой.
Измеряем длину получившейся кривой и сравниваем её с длиной нижнего скругления ботана. Длина должна совпадать. Я при построении добиваюсь погрешности в сотые доли миллиметра. При построении вручную по линейке погрешность может достигать 1 мм.
Если получившаяся кривая имеет большее отклонение, нужно её немного подкорректировать, увеличив или уменьшив радиус между точками Б-Г.
Сделали? Можно выдохнуть. Самое трудное в этой выкройке уже позади.
Дальше остаётся только механическая работа. Размещаем прорисовки передней и задней сторон сумки на расстоянии, равном расстоянию между синими точками на фиолетовой линии, и соединяем их получившимся образом.
Основная деталь сумки построена.
Описание кому-то может показаться запутанным, но, сравнивая его с рисунком, разобраться и сделать можно.
Далее нужно понять, по каким линиям будем строить выкройку. Если наложить две кожаные детали с пробитыми отверстиями шва для сборки, получится три базовые линии: по центру — линия шва, а справа и слева от нее, на расстоянии отступа шва, будут края правой и левой деталей. Так вот при построении выкройки строим ЛИНИИ ШВА. Именно они должны совпадать между собой. А отступы краев деталей уже вторичны, если перед вами не стоит задача сделать изделие в строго заданных размерах.
На рис. 2.2 из центральной точки (красная) делают разметку отверстий в обе стороны, затем отступ наружу 3-4 мм. Получают контур основной детали сумки.

Далее берём развертку ботана с рис. 1.10 и сравниваем длину контура ботана без верхнего сегмента с длиной линии шва основной детали. Учитывайте при этом замечание о возможной разнице длин из-за наклона. На этом этапе вносим корректировку. При разнице размеров более 1 мм высоту ботана можно немного уменьшить.
Размечаем шов на ботане и отступ в стороны на 3-4 мм. Сверху ботана добавляем элемент для закрытия сумки с боковой стороны.
Осталось сделать разметку крепления ремешка. На Рис. 1.11 предварительно определено его положение. Обратите внимание, что это проекция. Истинный размер нужно снимать с передней проекции сумки по дуге. И этот размер даст ось крепления рамки, соответственно шов крепления детали будет немного ниже.
На другой сумке у меня уже было проработано боковое крепление, и я просто взял готовую деталь. Вы можете попробовать повторить ее по форме или сделать просто из кусочка ремешка. Конфигурация детали влияет только на внешний вид. Функционально они будут одинаковы.
Построение клапана такой сложности не представляет трудности.
По рис. 1.11 мы уже определили длину клапана. Откладываем её по вертикали. Копируем контур клапана с передней проекции и размещаем снизу. Копируем контур по шву с задней стороны и размещаем его сверху. Далее просто соединяем по прямой.
Рис. 2.3. По центру добавляем осевую линию. Вдоль неё пойдет ручка.

Для сумок с прямыми сторонами такой клапан вполне подойдет. У нас на сумке прямые линии почти отсутствуют. Поэтому решил немного его модифицировать и скруглил бока по касательной. Рисунок 2.4. Такая конфигурация клапана полностью устроила. Последним действием делаю отступ со всех сторон на размер отступа шва. Клапан готов.

Поскольку сумку делаем с ручкой, закладываем две детали для крепления ручки. Одна будет внешней, другая внутренней. Желательно, чтобы их внешний вид перекликался с деталями крепления ремешка. Что-то похожее изобразил. Рисунок 2.5. Внешняя деталь будет немного длиннее, так как будет огибать рамку ручки. Под мою рамку 20 мм увеличение размера составило 5 мм на одну сторону.
По проекции внешнего вида сумки перенесем положение ремня и сделаем разметку шва. Рис. 2.6.

По фактическому диаметру рамки определяем отступ на подгиб. Длина подгиба не менее длины по средней линии (синяя), а лучше немного больше. Рис. 2.7. Длину ремня в первом приближении определяем по соединенным деталям сумки и клапана, но оставляем небольшой запас. Окончательная подрезка будет по факту. Тут же нужно определиться, где будет начало шва, которым ремень будет пришиваться. Для мягкой кожи можно пришить его до самой пряжки. Для более жесткой — лучше немного отступить. В этом случае количество отверстий на ремне и передней детали сумки будет немного отличаться. Это уже больше вопрос не проектирования выкройки, а технологии сборки.

Еще одна деталюшка: крепления ремня на клапане. Брать ее с прототипа — для меня неприемлемо. На прототипе она очень очевидно заточена под логотип / подпись разработчика. Если у вас уже есть логотип — попробуйте вписать его. Если нет, поэкспериментируйте с радиусами из центра окружности низа клапана. Концентрические окружности и линии на их основании смотрятся гармонично.
Как и обещал, несколько слов о важности самостоятельного разработки конструкций. В нашем мире практически ничего бесплатного качественного не осталось. Многие бесплатные выкройки либо настолько примитивны, что их не целесообразно продавать, либо откровенно кривые. И кривизну вы часто определите только во время шитья деталей.
Есть коммерческие выкройки, по качеству выше бесплатных (опять же за редким исключением), но стоят денег. Совсем небольших денег, но которые нужно заплатить из своего кармана. Вот отсюда и возникают просьбы «поделитесь выкройкой», возникают группы, которые для раскрутки выкладывают коммерческие выкройки купленные в складчину. Но складчина в данном случае — это мелкое и жалкое групповое воровство. А ведь большинство из этих выкроек и без складчины отобьется всего с одного изделия.
Открытый текст о факте воровства не остановит многих от использования платных выкроек в коммерческих целях. Не остановит и от складчины. Многие даже не понимают, что, воруя макеты у разработчика, в первую очередь обворовывают себя.
Если кожевенник не способен самостоятельно проектировать и вносить изменения в изделия, то не может развивать свой вкус, полагается на чужой. Если знает, что в его городе популярностью будет пользоваться сумка в полтора раза меньше, чем у разработчика, но не сможет переделать выкройку, значит не заработает на этой сумке. Если увидел несколько разных интересных элементов, которые можно объединить в одном изделии, но не может этого сделать, значит это изделие никогда не увидит свет и не принесет ему дохода.
Умение творить — это свобода для мастера. Мастер не зависит от чужих выкроек, не зависит от чужих вкусов. Мастер делает то, что считает нужным и правильным. Успех или провал зависят только от него самого, а не от какого-то другого человека.
Возможно, этот факт повлияет на вас больше, чем осознание воровства при использовании чужих разработок.
Можно учиться на чужих разработках, изучать найденные решения. Но выкройки для себя нужно учится делать самому.
На сегодня все.
И по изготовлению выкройки также. Небольшие детали, например ручка, особых интересных не представляют, и много видео, как их изготавливать. Выбирайте по своему вкусу.
Но тема этой сумки еще не завершена.