Проектируем докхолдер для автомобилиста

Разрабатываем макет докхолдера водителя (а по-русски – папки для документов).

Изучая кожевенные группы, рассматривая изделия других мастеров, с удивлением обнаружил, что и в кожевенном деле много людей, которые не могут самостоятельно делать раскрой и просят макеты простейших изделий. И это натолкнуло меня на мысль сделать мастер-класс по проектированию простых изделий, на основании которого человек мог бы понять принципы проектирования и самостоятельно начать разрабатывать изделия.

Учиться проектированию будем на примере не сложного докхолдера. С одной стороны паспорт и кредитки, с другой стороны один большой карман и кармашек под свидетельство о регистрации ТС.

Ну и собственно говоря сам процесс проектирования. Когда проектирую без пояснений, некоторые операции делаю на автомате. А тут пришлось целенаправленно делать на них внимание. Кто владеет компьютером, может делать эти макеты в любой удобной программе, которая позволяет делать построения. Кто с компьютером не очень дружит, для него бумажная промышленность России все еще выпускает кальку и миллиметровку.

Выкройка делается под плотную кожу толщиной 1,2…1,6 мм.

Фото.1. Определяемся с размерами документов. Тут вся просто. Просто прикладываем линейку и измеряем. Для докхолдера выбрал 3 типовых документа: паспорт, свидетельство регистрации ТС и кредитка.

Проектируем докхолдер для автомобилиста, фото № 1

Фото 2. Размер докхолдера задает документ максимального размера. Им оказался паспорт. При определении отступа, нужно учесть толщину документа. Теоретически кожу можно согнуть достаточно сильно, но это будет портить как внешний вид, так и создавать трудности при извлечении документа. При толщине паспорта 4 мм, я задал отступ с каждой стороны по 10 мм до шва + 3 мм отступ от шва до края (под пробойник 4 мм. Для 5 мм – отступ 4 мм).

Кармашки (голубые линии) для кредиток имеют отступ от края 6 мм. Это дает размещение шва как раз по центру этого расстояния. Кредитки в 3 ряда не входят, оставляю 2. При этом понимаю, что этот зазор позволит разместить в кармашке не по одной кредитной карточке, а по две – три.

Далее отзеркаливаем карман для паспорта на правую сторону и отступив по 6 мм от края получаем кармашек под Свидетельсво о регистрации ТС.

Проектируем докхолдер для автомобилиста, фото № 2

Фото 3. Конструктивно у нас получился отступ от края свидетельства до края кармашка под него всего по 4 мм с боков. Учитывая, что отступ шва от края 3 мм, то получается, что от края свидетельства ТС до шва всего по 1 мм. Даже с учетом того, что толщина свидетельства не более 1-1,5 мм, этого очень мало. Увеличиваем отступ до 3 мм. Это приводит к увеличению ширины кармашка со 100 мм до 104 мм. Такую же ширину делаем и слева.

Проектируем докхолдер для автомобилиста, фото № 3

Фото 4. Определяем размер корешка. Тут вроде все очень просто, но с другой стороны легко промахнуться. Сначала считаем толщины максимальных пакетов. Берем количество слоев кожи и прибавляем толщины кредиток и паспорта.

Если у вас не штангельциркуля и вы не можете точно измерить толщину кредитки, измерьте толщину 10 карточек линейкой и поделите размер на 10. Это поможет снизить погрешность измерения.

Проектируя и делая докхолдер в первый раз, я не знал, какой заложить размер. С одной стороны понятно, что размер не может быть равен просто толщине пакетов двух сторон. Кожа не гнется под 90 градусов с нулевым радиусом. Чтобы найти минимальный радиус, возьмите кусочек кожи, из которой планируете шить и сложите его пополам. Сожмите кожу с минимальным усилием на расстоянии 1-2 см от сгиба и замерьте получившийся сгиб – это минимальный диаметр гиба. Радиус – половина диаметра. Безусловно, кожу можно дожать и до меньшего радиуса, но кто будет создавать это усилие постоянно, чтобы докхолдер был в закрытом положении?

У меня минимальный диаметр получился 8 мм. Он отмечен на рисунке. Разместив 2 окружности диаметром 8мм по краям и проведя между ними прямую линию, мы получаем минимальный размер корешка, равный двум четвертям окружностей и линии между ними. Но что будет, если в докхолдер положить 1-2 дополнительных документа? Докхолдер не закроется.

Поэтому делаем еще одну окружность, с диаметром равным толщине 2 пакетов. Длина половины этой окружности будет больше, чем длина 2-х четвертей и линии между ними. Оптимальный размер корешка расположен между этими двумя размерами. Но какой точно, можно определить только экспериментально.

Поскольку в данной конструкции, отверстия в обложке идут только по периметру и нет внутренних швов, то добавляем запас, который позволит подрезать обложку с гарантированным перекрытием линии шва. Для этого смещаем линии корешка на размер шага (4-5 мм). Если сейчас не очень понятно, читайте дальше, там поймете. Длина ½ окружности диаметра 23 мм равна 36 мм. Добавляем 8 мм получаем 44 мм. Мне нравятся круглые цифры, поэтому округлил до 45 мм.

Проектируем докхолдер для автомобилиста, фото № 4

Фото 5. Добавляем обрезы кармашков. Можно делать по прямой, можно делать по радиусу, можно делать по кривой – все зависит от вашей фантазии. Я сделал простые прямые скосы. Это не самое главное в этом пункте. Добавляем линии шва (желтые) с отступом по 3 мм от края.

Многие на этом завершают проектирование. Но как же быть с отверстиями? Ведь мы не знаем, куда попадет крайнее. Может с отступом от края кармашка, а может и в край, где пробойник просто порвет край кожи. Поэтому продолжаем делать разметку отверстий.

Проектируем докхолдер для автомобилиста, фото № 5

Фото 6. Разметка отверстий начинается от угла. По вертикали размер 150 оказался идеальным и замыкающее отверстие попало точно в угол. Если бы попадания не было, то высота обложки была бы скорректирована в пределах +/- 2мм до совпадения крайнего отверстия и угла.

А вот горизонтальная разбивка оказалась не очень удачной и крайнее отверстие оказалось всего в 1 мм от края. Перемычку 1мм пробойник порвет. Сначала я уменьшил ширину кармашков до 102 мм. Но когда начал делать разметку горизонтальных отверстий кармашка под свидетельство ТС, то получил крайний размер 2 мм. В итоге 1 мм кармашкам вернул. Крайнее отверстие оказалось строго в обрез кармашка. Не очень хорошо, но мера вынужденная.

Обратите внимание, что отступы от краем докхолдера до краев кармашка сделаны по 6 мм. 6х2=12 мм. 12/4 =3. При таком отступе сумма двух отступов кратна шагу 4 мм. Если вы будете делать шаг 5 мм, то отступ придется делать не симметричный, относительно шва (3 мм + 3 мм), а асимметричный 4 мм + 6 мм. Иначе ряды отверстий внутренних кармашков никогда не сойдутся, за исключением случая, когда шов будет идти по радиусу.

Проектируем докхолдер для автомобилиста, фото № 6

Фото 7. На нем как раз показаны все те изменения, которые я описывал в абзацах фото.6. Свободные строчки особого интереса не представляют. Для кредитных карточек все совпало очень удачно; для свидетельства ТС немного уменьшил высоту кармашка, чтобы отверстие вышло за край.

Вот теперь у нас все готово.

Проектируем докхолдер для автомобилиста, фото № 7

Фото 8. Убираем контуры содержимого докхолдера и начинаем растаскивать с совмещенного чертежа отдельные детали. Особое внимание уделяем отверстиям. Мысленно проверяем их наличие на деталях, где они должны быть и их отсутствие на деталях, где их быть не должно. Если вы распечатали чертежи деталей и обнаружили на них отсутствие нужных отверстий или наличие лишних – лучше убрать их и перепечатать лист с неправильными деталями.

Это важно! При работе с кожей вы будете сосредоточены на аккуратном переносе и можете автоматом перенести на кожу лишние отверстия и пробить их, или наоборот не сделать, после чего точность разметки снизится. Это простое и очевидное правило позволит избежать возможного брака. Так работают системы качества на крупных производствах.

Проектируем докхолдер для автомобилиста, фото № 8

Фото 9. Компонуем листы с деталями. Постарайтесь разместить все детали на минимально необходимом количестве листов. Хоть бумага и подорожала, ее стоимость все равно не сопоставима со стоимостью кожи. Научившись плотно компоновать детали на листах бумаге, вы перенесете свой навык на компоновку деталей на куске шкуры. А это лишние дм кожи, которые вы сможете сэкономить.

Когда я делаю раскладку деталей деревянных конструкторов на листе фанере, мне иногда удается достигать коэффициента использования материала 0,95. У многих других макетчиков этот коэффициент значительно ниже – от 0,8 до 0,6, при небольшом количестве крупных деталей.

Думаю, что и многие кожевенники не задумываются об этом, считая большой расход неизбежностью и тупо закладывая его в стоимость изделия. Но это не так. Посчитайте, сколько стоит отход 5% кожи и сколько отход 30-40%. Когда осознаете стоимость, сколько вы можете сэкономить, ваш подход однозначно изменится. Вы можете параллельно с большим изделием делать маленькое, одновременно компонуя их на куске кожи. И одновременная компоновка двух и более изделий, вполне может быть экономичнее последовательной компоновки этих же изделий на 10-15%.

А плотная компоновка на листе бумаги – первый шаг к плотной компоновке на куске шкуры.

Не забудьте добавить квадрат 50х50 мм или больше, для проверки корректности печати. Цвет квадрата лучше сделать отличным от цвета деталей. Причина та же – чтобы случайно не перепутать с линией реза.

Проектируем докхолдер для автомобилиста, фото № 9

Ну вот, собственно говоря, и все по поводу проектирования докхолдера. Готовое изделие покажу в следующем посте. Забегая немного вперед – после соединения одной половины и заполнения ее содержимым, корешок уменьшил на 20мм. Те самые 4мм отступа позволили мне гарантированно отойти от края и не попасть на уже пробитые отверстия.

Последующие материалы выходят за рамки мастер-класса и показывают процесс изготовления с небольшими комментариями и непосредственно готовое изделие по разработанным чертежам. Предполагается, что человек, который хочет это повторить, имеет основные навыки работы с кожей и инструмент. Возможно какие-то моменты тоже могут оказаться полезными.

Чертежи распечатаны, поверочные квадраты проверены, детали вырезаны и по ним с небольшим припуском вырезана кожа.

Не знаю, как делают другие мастера, а мне понравился китайский вариант, когда чертежи с помощью скотча приклеиваются на куски кожи. По разметке идет пробой…

Проектируем докхолдер для автомобилиста, фото № 10

По правилам, пробойник при шаге вставляется одним зубом в крайнее отверстие, и это позволяет держать шаг. Но, если на пробойнике шаг сделан не ровно 4 или 5 мм, а с отклонением на 0,1…0,3 мм, то в конце шва может набежать погрешность. И чем длиннее шов, тем больше погрешность.

Измерять свои китайские пробойники не стал. А пробиваю без использования крайнего отверстия. Даже если погрешность есть, она нивелируется разметкой на бумаге.

Проектируем докхолдер для автомобилиста, фото № 11

Сначала сшиваю части карманов, затем пришиваю левый карман. Проверяю складываемость. Складывается с запасом и излишне большим. Прикидываю сколько можно отрезать справа. Получается около 2 см. Делаю разметку шилом по пятому отверстию от края и пробиваю новый шов. Затем с отступом 3 мм подрезаю его. Как раз тут понадобился тот запас, который был заложен на корешке.

Ну а дальше, просто пришиваю правый карман.

Как только изделий собрано, первым делом начинаются испытания на «впихуемость» и максимальную загрузку. Паспорт, не смотря на большие зазоры, входит плотно. Вместо планируемых 2 кредитных карточек в карман, в перегрузочном варианте влезает по 3 шт. Больше – не меньше, прокатит! 🙂

Проектируем докхолдер для автомобилиста, фото № 12

С правой стороной проще. Там либо деньги можно в карман прятать, либо иные документы. Но таких толстеньких, как паспорт уже нет.

Ну что, можно сделать вывод, что докхолдер вышел удачным. Осталось окончательная отделка. Намучавшись с прозрачными урезами и не получив желаемого результата, купил краску для уреза. И вынужден признать, что результат получился лучше. Остается смириться с тем, что докхолдер будет не на 100% натуральным.

Перед покраской урезов, покрыл их акриловым лаком и зашкурил. Предвижу, что апологеты и амбассадоры профессиональной химии скажут: «фи фи фи… акриловый лак… Нельзя его использовать, он трескается…» А меня это не парит. Что мне с того, что он может растрескаться через несколько месяцев, если через два часа я его в ноль зашкурю. А вот необходимую жесткость урезу он дает. Без него шкурка просто махру гоняет. А когда торец покрыт лаком, он становится податливым, но удобным для обработки материалом.

Так же, как и на зажиме, после отделки торца, добавил по кромкам затиры. Просто зашкурил углы. Все таки создает это какой то эффект уже своей вещи.

Вот так и завершился процесс создания докхолдера, от проекта до готового изделия. Не упомянул, что видимую часть бахтармы закрыл Tokonole. Кто-то стеклышком для заглаживания пользуется. А я попробовал простые шпатели из Леруа. И ведь не хуже гладят. И даже удобнее. Только зашкурить их нужно после покупки, чтобы острых кромок не было.

Как сказал один раскрученный кожевенник: «Докхолдер автомобилиста нужен всем!» Ну что ж, проверим.

Проектируем докхолдер для автомобилиста, фото № 13

Проектируем докхолдер для автомобилиста, фото № 14

Проектируем докхолдер для автомобилиста, фото № 15

Проектируем докхолдер для автомобилиста, фото № 16

Проектируем докхолдер для автомобилиста, фото № 17


Источник