Если кажется, что трудности испытываете только вы, то это заблуждение. Величайшие художники годами тренировались, добиваясь совершенства. Делали огромное количество этюдов, работая над кистями рук, поворотом головы, полностью изображая мужские и женские фигуры.
Выдающиеся мастера искусств применяли невероятные усилия для достижения достоверности в изображении человеческого тела. В наше время добиться этого проще – доступна вся информация, можно пройти обучение. Художникам средневековья приходилось полагаться лишь на увиденное ими. Даже найти модель было непросто. Современные художники понимают, что форма тела формируется прежде всего костями и мышечной системой.
Конечно, никто не обязывает рисовать каждую мышцу и сухожилие, как делал Микеланджело. Можно разработать собственный стиль и применять его при рисовании людей.
Начнем с освоения классических подходов. Академические знания и навыки – основа для хорошего рисунка, помогающая даже при работе в стиле комиксов, минимализма или детского примитивизма. Понимание анатомии поможет добиться верных пропорций и реалистичности поз.
Скелет
Можно попытаться нарисовать скелет целиком или частично. Можно также изучить его устройство на фотографиях и схемах. Это поможет понять механику движений и позы человека.
Например, самая крупная часть – грудная клетка и таз практически одинаковой ширины. Рёбра делают корпус человека массивным, объёмным, а таз обеспечивает опору. Между ними только гибкий и подвижный позвоночник и место для внутренних мягких органов. Такое строение позволяет телу делать скручивания, наклоны в районе талии. Изгиб на рисунке будет именно здесь, не в тазу или грудине.
Конечно, скелет скрыт мышцами и кожей, но некоторые его части видны даже под одеждой. Ключицы – тонкие кости там, где шея соединяется с грудиной. Низ рёбер и надчревный угол – край нижних рёбер на стыке с животом. Хорошо видны подвздошные кости таза, выпирающие в самом низу живота. На спине без труда читаются лопатки, особенно при движении рук. Всё это важно учитывать, рисуя обнажённую натуру или атлетичное тело в обтягивающей одежде.
Полезно будет вспомнить названия всех элементов центрального отдела скелета, изученных в школе биологии.
- позвоночник,
- грудная клетка,
- таз,
- грудина,
- надчревный угол,
- лопатка,
- ключица,
- подвздошный гребень,
- подвздошная кость,
- вертлужная впадина,
- лонное сращение,
- лонная кость,
- седалищная кость,
- копчик,
- крестец.
Вместе кости задают телу размеры, объём и пропорции. Попробуйте изобразить его на бумаге, чтобы руки и мозг лучше запомнили его строение.
Чтобы закрепить знания, предлагаем схематически изобразить корпус, задавая правильный объём в груди, тазу и на животе. Уже сейчас можно нарисовать разные повороты и наклоны корпуса в той же упрощённой форме. Так ошибки и закономерности станут видны сразу.
Рельефные мышцы корпуса
В организме много мышц – больших и маленьких. Все крепятся к скелету и управляют движениями тела. Для рисования важно не столько их размер и форма, сколько объём, который создаётся рельефом на теле. Полезно знать о глубоких мышцах, которые служат опорой для поверхностных. Рассмотрим самые заметные из них, важные для рисунка.
Возможно, это покажется трудным, но регулярная работа поможет разобраться во всем. Необходимо всего лишь несколько раз прорисовать закономерности, чтобы запомнить их. Перейдем к биологической теории.
Мышцы приводят скелет в движение, сокращаясь (укорачиваясь) в определенном направлении.
Такое свойство им присуще благодаря волокнам. Понимание их структуры позволяет определить, какие мышцы отвечают за конкретные движения и как они должны выглядеть в момент сокращения на изображении.
Существуют группы мышц: синергисты и антагонисты — сгибатели и разгибатели.
Выделив одни или другие, можно создать требуемую динамику изображения.
О чём еще стоит знать?
- Рисуя открытый торс, нужно помнить о сухожилиях.
- У хорошо накачанного человека под слоем жира видна мускулатура. Толще слой жира, тем сильнее изменяются пропорции тела, и тем труднее заметить наклоны или повороты корпуса.
В художественных училищах и вузах учащиеся многократно выполняют этюды с гипсового торса. Хотя он не полностью точен в анатомическом плане, этот торс демонстрирует основные мышечные группы. Вам тоже стоит попробовать подобное упражнение, а затем повторить урок с наклонами и поворотами.
Обращаем ваше внимание на объем человеческого тела. Для передачи объема применяйте приемы светотени. Понимание анатомии мышц поможет создать не только форму, но и рельеф, подчеркивая его полутенями.
Особенности рисунка головы
Оставим в стороне вопрос о портретном сходстве и обратим внимание на общие черты. Для иллюстрации можно сопоставить форму головы с перевернутым куриным яйцом, заострённым концом вниз.
- В фронтальной проекции голова имеет наибольшую ширину у темени и узкий участок под подбородком.
- Взглянув на профиль, «яйцо» слегка приподнимет острые уголки до уровня подбородка, а широкая сторона будет находиться на уровне затылка.
- Не пренебрегаем классическими формами лиц: круглыми, овальными, треугольными, ромбовидными и прямоугольными. С их помощью можно передать персонажу различные черты характера. Мужские лица часто массивные с резкими углами, женские – овальные, треугольные с мягкими контурами.
Ещё одна анатомическая особенность – оси симметрии головы. Горизонтальная проходит через глаза и делит лицо пополам, вертикальная ось – по центру носа. При повороте или наклоне головы точка пересечения этих линий смещается от центра в сторону поворота и наклона.
Чтобы усвоить прием, изобрази голову схематично, учитывая эти знания: анфас, в профиль, с поворотами влево и вправо на ¾, с наклоном вниз и вверх. Когда вы запомните и научитесь рисовать эти пропорции на уровне схемы, дописать части лица будет проще.
Ещё одна важная особенность лица — условное деление на три равные части.
- от подбородка до кончика носа;
- От начала носа до изгибов бровей.
- от бровей до линии роста волос.
Хотя все люди разные, существуют классические стандарты рисования лиц. Соблюдая их, можно нарисовать среднестатистические головы. В профиле голову делят горизонтально на три равные части от губ до затылка, а ухо помещают на уровне последней трети.
Не забудьте о шее, связывающей голову с телом. У женщин она тоньше и изящнее, у мужчин – крепче и шире. Семь позвонков под кожей и мышцами могут стать заметным элементом изображения.
Изменяя длину, толщину, поворот и наклон шеи персонажа, можно подчеркнуть его возраст, пол, характер и эмоциональное состояние. Например, у брутального супергероя с большой головой шея будет короткой и широкой. Поднятые плечи и вытянутая тонкая шея передадут страх и неуверенность.
Как рисовать руки и ноги
Для юного мастера рисование конечностей человека так же сложно, как и прежние задачи. Многое суставов, костей и мышц делают ноги, руки и кисти очень подвижными, рельефными, выразительными.
В связи с началом пути рассмотрим основные понятия. Есть различия в зависимости от возраста: детские и взрослые ноги могут выглядеть иначе из-за количества подкожного жира, но общая пропорция сохраняется. Мужские и женские ноги отличаются развитием мышц голени и бёдер у мужчин, а также округлой формой бедер женщин, которая шире в районе таза — это достоверная анатомическая особенность.
Важно запомнить следующие моменты.
- Предплечье короче, чем бедро и стопа.
- На бедре расположено три выпуклые линии: одна на передней, одна на задней и одна на боковой поверхности, а также одна вогнутая линия на внутренней поверхности.
- Коленный сустав округлый как в раз Bentном, так и в прямом положении. Внутренняя сторона колена приподнята, наружная – проваливается внутрь. Передняя сторона выступает, задняя – значительно углубляется.
- Нога голеная выпячивается сбоку и сзади, а спереди вогнута.
- Сбоку пятка располагается на одной линии с ягодичными мышцами.
При рисовании рук следует помнить о двух почти равных по длине частях: плечевой и предплечной, соединенных локтевым суставом. Важная и выразительная часть – кисть. Женские руки тоньше и мягче, мужские – более мускулистые. По классическим канонам длина верхних конечностей доходит до тазобедренного сустава. В движении каждой руки участвуют много длинных и крупных мышц, поэтому в разных положениях руки человека будут выглядеть по-разному.
Выучите рисовать руки и ноги по отдельности, в различных позах: сгибание и разгибание. Найдите для себя удобные позиции стоп и ладоней. Вначале используйте заготовленные варианты, а потом развивайте умения дальше.
Пора собрать схематично изображённые части тела вместе.
Как нарисовать человека в полный рост
Для упрощения работы вам пригодятся основные линии. Сделайте их тонкими и лёгкими, чтобы по окончании рисования их было просто стереть без ущерба для картины.
Очертите площадь, которую занять будет фигура человека на бумаге. Укажите высоту, наибольшую ширину, размах рук и, например, расстояние между ступнями.
Теперь проводите прямую линию между точками возле стоп и макушки – это условная ось фигуры.
Разделите строку на восемь равных отрезков, по мере времени каждый участок будет занимать определенный участок тела.
- голова;
- от подбородка до подмышек;
- от подмышек до талии;
- от талии до паха;
- от паха до середины бедра;
- От середины бедра до лодыжки.
- от колена до конца икроножной мышцы;
- От икроножной мышцы до стопы, расположенной на плоской поверхности (при вытянутом вниз носке край выходит за пределы этой сетки).
Схематически (осями и кружками на местах суставов) нарисуйте туловище внутри сетки, учитывая пропорции. Внимательно продумайте позу: стоит ли человек прямо, есть ли движение в его положении, симметрично ли тело? Все эти моменты обозначьте уже сейчас.
Начните рисунок с прорисовки линии плеч и таза – самых широких частей фигуры. Пока не вдавайтесь в подробности. Важно, чтобы положение этих линий отражало общую позу и находилось в правильных местах разметочной сетки: во второй и четвёртой частях сверху.
Определите форму головы как перевернутое яйцо, обозначьте две основные оси лица и нарисуйте схему головы в правильном положении по центру плечевого пояса.
7. Соедините туловище и голову с помощью шеи.
Соединяем плечи с тазом, рисуя контуры корпуса. Учитываем выбранную позу.
Обратите внимание на локтевые и коленные суставы. Укажите их положение и соедините с плечами, кистями, тазом и ступнями условными линиями. Подумайте о направлении взгляда внешних краёв суставов (это важно для правдоподобности позы). Сразу нарисуйте детали на схеме. При изображении прямостоящего человека локти окажутся на уровне талии, а колени – в шестом отрезке опорной схемы. В любой другой позе они сместятся вверх или вниз.
Необходимо определить положение кистей рук и стоп ног. Основа готова.
Начните прорисовывать объемы и мышечный рельеф. Подробности зависят от одежды вашего человека. В свободном пальто мало чего будет видно, а для пляжного наряда понадобится полная детализация.
Настало время более детально изобразить голову и лицо. Оформите ушные раковины, очертите линию роста волос и прическу. Соблюдая пропорции, расположите подбородок, брови, глаза, нос и рот в правильных местах. Можно сразу задать эмоцию – нахмурить брови или растянуть улыбку. Ваш персонаж постепенно оживает.
Переходим к одежде. После того как голова у нас готова, добавьте шапку или панаму, если требуется. Оденьте остальную часть фигуры в соответствии с задуманным образом. Помните, складки на брюках или рубашке не просто повторяют позу, но и подчеркивают её.
Отложите рисунок и посмотрите на него издалека. Если схема устраивает, доработайте одежду до мельчайших деталей. Не забудьте обувь. Удалите лишние линии, оставшиеся от схем. Пуговицы, шнурки, эмблемы, узор на ткани – всё важно, проявите фантазию.
На первых этапах можно воспользоваться хитростью: скрыть ступни в обуви, а кисти рук за спиной. Или поместить в руки предмет, чтобы не слишком подробно прорисовывать их. Со временем всё же лучше освоить изображение этих частей тела.
Тщательно осмотрите выполненную работу, внесите необходимые дополнения. Удаляйте все временные вспомогательные линии.
Добавьте объем изображению, используя светотеневые пятна. Определите место расположения источника света и заштрихуйте самые темные участки, плавно переходя от светлого к затемненному тону. Работа завершена!
В такой же последовательности можно изобразить мужчину, женщину, взрослого человека, старика или ребенка. Главное – привносить характерные детали: например, менее правильную осанку по возрасту, ширину бедер и линию груди у женщины, миловидную пухлость у ребенка.
Как совершенствовать мастерство
Начните с прямостоящего человека, смотрящего прямо на вас. Рисуйте в этой позе сначала мужчину, потом женщину, затем ребёнка. Экспериментируйте с одеждой. Когда получится уверенно рисовать эту позу, переходите к более сложным вариантам. Выберите наклон или поворот головы, смещённую линию плеч и отставленную в сторону руку. Опять прорисуйте эту позу несколько раз, меняя пол и возраст модели.
Постепенно усложняйте позу, изменя повороты и наклоны тела, рук и ног. Продолжайте тренироваться, вносите динамику, уточняйте рельеф мышц. В этот момент начинайте искать свой собственный стиль рисунка.
Попробуйте рисовать несколько людей в взаимодействии, вписывая их в разные фонды разной детальности. Это поможет вам почувствовать себя более уверенно и позволит перейти к изображению портретного сходства персонажей с реальными людьми.
Рисуйте с натуры
Везде, где вы оказываетесь, рисование зарисовок – хорошая практика и увлекательное занятие. Не бойтесь и не ожидайте совершенства. Ваша задача – быстро уловить суть (позы, особенности тел живых неповторимых людей) и отобразить всё это на бумаге.
Вот несколько практических советов, которые помогут вам.
- Носите блокнот и карандаш для рисования с собой. Подходят компактные размеры (девушкам можно положить их в сумку). Увидев интересный момент, вы сможете сразу же нарисовать его спокойно и быстро.
- На начальном этапе не зацикливайтесь на мелочах. Практикуйтесь в восприятии общей структуры и передаче ее на листе бумаги. Сосредоточьтесь на главном.
- У вас может остаться мало времени, чтобы передать позу, наклон или поворот головы человека перед вами. Начинайте всегда с общей схемы. Детали можно добавить позднее.
- Для этих этюдов выбирайте необычных людей, тела с выразительностью, личный язык жестов. Это бесценный материал, который поможет вам в будущем создавать шедевры. Не придётся ничего придумывать – в голове и блокноте для зарисовок найдёте множество нестандартных шаблонов.
- По многочисленным практикам запомнить можно то, что видели, а потом воспроизвести это. Мозг будет функционировать как фотоаппарат.
- Развивая творческие способности, важно обращать внимание на окружающих людей.
Если пока вы не чувствуете смелости и уверенности в своих способностях для набросков людей в метро или парке, подойдут статуи и памятники. Но в музеях лучше узнать заранее о возможности делать наброски произведений искусства, чтобы избежать неприятностей.
Вы можете попросить друзей и близких позировать для вас. Конечно, долго стоять одной позе не так просто и весело, но все, кто вас уважает и хочет вашей творческой удачи, пойдут навстречу. Кроме того, получить портрет в полный рост на память приятно каждому.
Фото: Shutterstock / FOTODOM