Intro
Вы хотели нарисовать близкого человека, но его нет рядом. Он в другом городе, а может на другой планете, или вы просто хотели сделать сюрприз? У вас есть его фото. Прекрасно! Значит портрет у вас уже готов наполовину. Рисунок с натуры, когда человек сидит перед вами неподвижно долгое время – это классика. Но для рисунка с натуры требуется опыт и подготовка в построении геометрии головы человека, хороший глазомер и непосредственно натурщик. Что делать, если рисовать хочется, но перечисленного «немного» не хватает? Предлагаю рисовать по клеткам. Это не мое изобретение, а классический подход для переноса изображения на бумагу, холст, стены и т. д. Eng:Ты хотел нарисовать любимого человека, но он рядом не находится: в другом городе, может быть, на другой планете, или ты просто хотел сделать сюрприз? У тебя есть его фотография. Отлично! Так твоя портрет уже наполовину готов. Рисование с натуры, когда человек долгое время сидит недвижимо перед тобой, — классика. Но рисование с натуры требует опыта и тренировки в построении геометрии человеческой головы, хорошего глаза и непосредственно самой модели. Что делать, если хочется рисовать, но вышесказанное «немного» недостаточно? Я предлагаю рисовать по клеточкам. Это не мое изобретение, а классический подход для переноса изображений на бумагу, холст, стены и т.д.

Тем, кто хочет добиться максимального результата за короткий срок, предлагаю сконцентрироваться только на работе над рисунком, быть полностью вовлеченным в процесс. Для этого прошу во время подготовки рисунка (создание разметки, перенос разметки на бумагу) и самого процесса рисования:
Отключить телефон. Если это невозможно, уберите его из зоны видимости (например, в другую комнату).
Отсутствует музыка. Нет наушников, никакого фонового звучания. Тишина.
3.Не включать телевизор.Никакого фонового кино.Тишина.
4.Не включать интернет.Никакой посторонней информации.
Ваши уши, глаза, мозг должны быть сосредоточены только на процессе рисования. Концентрация, полное вовлечение приведет к пониманию осознанности себя. Вы будете смотреть на бумагу и карандаш, но при этом — внутрь себя. Это важно, так как осознанность является одной из ступеней эволюции человека к следующей стадии развития, продвижения на пути искателя.
(Eng:Для тех, кто хочет достичь максимальных результатов в короткий срок, предлагаю сосредоточиться только на работе над рисунком, полностью погрузившись в процесс. Для этого прошу вас во время подготовки рисунка (создание разметки, перевод разметки на бумагу) и самого процесса рисования:
Выключите телефон. Если это невозможно, то удалите его из зоны своего обзора (например, в другую комнату).
Не включайте музыку. Без наушников, без фонового звука. Тишина.
3. Do not turn on the TV.No background movie.Silence.
4. Do not turn on the Internet.No extraneous information.
Уши, глаза, мозг должны быть сосредоточены только на процессе рисования. Концентрация, полное вовлечение в процесс приведут к пониманию самосознания. Вы будете смотреть на бумагу и карандаш, но вы также будете смотреть внутрь себя. Это важно, потому что осознанность является одним из этапов эволюции человека к следующему этапу его развития, прогресса на пути искателя.
Инструменты и бумага/Tools and paper

- Для этого рисунка использована бумага для эскизов, обычная крафтовая бумага, в которую, к примеру, заворачивают цветы.
- Графитовый карандаш для разметки.
- Пастельные карандаши.
- Уголь-мелок.
- Умбра-мелок.
- Стирательная резинка.
- Резак.
(EngДля этого рисунка использовалась бумага для эскизов, обычная упаковочная бумага, например, в которой цветы упаковывают. Графитный карандаш для разметки. Пастельные карандаши. Уголь-крейда. Umbra-крейда. Резинка для стирания. Ножницы.
Нажим-важно!/Pencil push-important!
Нажим карандаша при разметке нужно соблюдать как можно легче, не тяжелее усилия, которое вы прилагаете, проводя пальцем по сенсору смартфона. Очень легко. Так удаление разметки будет легким и незаметным. Также при дальнейшей проработке, прорисовке портрета нажим необходимо контролировать. Максимальный нажим только при прорисовке окончательных деталей, в остальном нанесение штриха должно быть очень легкой рукой. Eng:Давление карандаша при маркировке следует соблюдать легко, не сильнее усилия, которое прилагается при касании пальцем сенсора смартфона. Очень просто. Таким образом, удаление разметки будет легким и незаметным. Также, при дальнейшей работе над портретом, рисование должно выполняться с контролируемым давлением. Максимальное давление только при рисовании финальных деталей, в противном случае линия должна быть очень легкой рукой).
Разметка/Markup
Любая техника (штриховки, живописи) не спасет, если пропорции будут нарушены. Добиться сходства в портрете очень важно. Для формата А3 я использую сетку 5х5 см для общей картинки и разбиваю эти квадраты дополнительно там, где требуется более точная детализация (глаза, губы, нос). Разметку на фото я наношу либо вручную (если есть распечатанное фото), либо в любой инженерной CAD программе, используемой для черчения, которых очень много в интернете.
От того насколько точной и одновременно простой вы создадите разметку портрета, будет зависеть скорость и точность переноса рисунка на бумагу. У меня перенос занимает в среднем 15-20 минут. Обратите внимание на «контрольные» точки, места пересечения с сеткой частей лица (нос, брови, глаза, губы). Они помогают быстро сориентироваться в пропорциях. Внимательно вглядывайтесь в лицо, которое вы рисуете, во каждую деталь. В случае разметки графитовым карандашом ее лучше стереть. Графитовый карандаш может пачкать фон лица, с фона также лучше разметку стереть. Eng:Любая техника (штриховка, живопись) не поможет, если нарушены пропорции. Очень важно достичь сходства в портрете. Для формата А3 я использую сетку 5х5 см для общей картины и дополнительно разделяю эти квадраты там, где требуется более точный деталь (глаза, губы, нос). Маркировку на фотографии я наношу либо вручную (если есть распечатка), либо в любой инженерной программе CAD, которая широко доступна в Интернете. Насколько точно и одновременно просто вы создадите разметку портрета, будет зависеть от скорости и точности переноса рисунка на бумагу. Мой перевод занимает в среднем 15-20 минут. Обратите внимание на «контрольные» точки — места, где части лица пересекаются с сеткой (нос, брови, глаза, губы). Они помогают быстро ориентироваться по пропорциям. В случае разметки графитным карандашом лучше его стереть. Графитный карандаш может оставить следы на фоне лица, также лучше удалить разметку с фона.
Внимание! Если вы первый раз рисуете портрет, не используйте уголь. Его сложно корректировать и сильно пачкает рисунок. При отсутствии опыта рисунок может выглядеть небрежно и грязно. Замените уголь на пастельный карандаш.
Поехали!/Let’s draw!

Разметка на бумаге предельно проста: 5х5 см с дополнительной разметкой клетки ещё на 2,5х2,5 см. Eng:Маркировка на бумаге предельно проста: 5х5 см с дополнительной разметкой ячейки для ещё половины (2.5х2.5 см).

Переносим изображение на бумагу. Обращайте внимание на пересечения деталей. Вначале выстраиваю контур, затем прорисовываю детали. Видно на видео. Eng:Перенесите изображение на бумагу. Обратите внимание на пересечения частей. Сначала я строю контур, а затем рисую детали. Вы можете увидеть это в видео.

Стираю разметку.(Eng:Erasing the markup).

Наношу первый слой фона лица терракотовым цветом. Карандашом штрихую очень легко. На этом этапе без соблюдения направления штриха. Eng:Нанесите первый слой подложки лица терракотового цвета. Рисуйте карандашом очень легко. На этой стадии не обращайте внимания на направление штриха.

На терракотовом фоне тонирую светло-бежевым цветом. В общих чертах набираю цвет всей кожи, немного прорабатываю глаза. Глаза самая долгая по проработке деталь, поэтому не задерживаюсь на них на данном этапе. EngНа терракотовом фоне мы окрашиваем его светло-бежевым цветом. В общих чертах получаем цвет всего кожного покрова, немного прорабатываем глаза. Глаза — самый долгий в обработке элемент, поэтому на этом этапе не задерживаемся.

Продолжаю раскрашивать рисунок. Наношу основные цвета, фоновые. Без детальной проработки.

На светло-бежевую основу наношу слой светло-коричневого цвета. Выделяю форму (нос, тон вокруг глаз). Eng:На светло-бежевом тоне я наношу слой светло-коричневого цвета. Начинаю высветлять форму (нос, цвет вокруг глаз).

Немного прорабатываю форму губ. Добавляю фиолетовый цвет в тенистые места.

Рисую брови, глаза, усиливаю тонирование темных и светлых участков. EngЯ рисую брови, глаза и усиливаю тонирование светлых и темных участков.

Подкрашиваю губы, добавляю блики белым карандашом. EngЯ прорабатываю рисунок губ, добавляя светотень белым карандашом.

На данном этапе перехожу к прорисовке и раскрашиванию волос. Eng:На данном этапе я перехожу к рисованию и раскрашиванию волос.

Тоном волос захватываю очень быстро углем и мелькой умброй.

Угольным мелком растушевываю пальцем штрихи. Eng:Я размываю линии угольной мелки.

Будьте осторожны с углем. Начинающим лучше его пока не использовать, заменить карандашом. Это будет дольше, но вы точно ничего не испачкаете.

Закончив тонировку волос, я возвращаюсь к лицу. Дорабатываю детали. Прорабатываю брови, усиливаю глаза ярко-черным угольным карандашом, добавляю на лицо мелкие локоны волос. EngКогда закончу тонировать рисунок волос, вернусь к рисованию лица. Доведу до конца детали. Поработаю над бровями, подчеркну глаза ярким черным углем и добавлю мелкие завитки волос на лицо.

После мелких деталей лица перехожу на прорисовку бижутерии и согнутой руки. EngПосле мелких деталей лица я перехожу к рисованию украшений и согнутой руки.

Я не вдаюсь в подробности украшений, так как акцент рисунка на лице. Максимальная проработка в этом портрете — это глаза, чуть меньше нос и губы. Остальные мелкие детали (бижу и кудряшки) я намеренно упрощаю. EngЯ не вдаюсь в подробности украшений, так как акцент рисунка падает на лицо. Максимальная проработка в этом портрете — глаза, немного меньше нос и губы. Остальные мелкие детали (бижу и локоны) я сознательно упрощаю.

Пастельные карандаши прекрасно наслаиваются и смешиваются. На этом кадре видно, что слой белого цвета ослабляет и перемешивает желтый и темно-коричневый. Не бойтесь смешивать и растирать пальцем слишком резкие переходы цвета. EngПастельные карандаши прекрасно накладываются и смешиваются. В этом кадре можно увидеть, как белый слой ослабляет и смешивает желтый и темно-коричневый. Не бойтесь смешивать и растирать слишком резкие цветовые переходы пальцем.

Заканчиваю работу над рукой. Использую те же цвета, что и на лицо. Добавляю тени. EngЗаканчиваю работу над рукой, рисуя. Использую те же цвета, что и на лице. Добавляю тени.

Последний этап портрета:волосы.(Eng:The last stage of the portrait:hair).

По угольному тону наношу штрихи белым и светло-коричневым карандашом. Всматривайтесь в волосы модели. Структуру (кудри, волны, прямые, торчащие в разные стороны, небрежные или бриолин), направление укладки, особо освещенное место прически. Прорабатывать каждый волосок не обязательно. Всегда ставьте себе задачу – что я хочу показать в портрете, на чем будет максимальный акцент. Это рисунок, поэтому здесь всегда будет место недосказанности. EngНа угольно-сером тоне я наношу штрихи белым и слегка светло-коричневым карандашом. Внимательно рассмотрите волосы модели. Их структура (локоны, волны, пряди, торчащие в разных направлениях, неопрятные или жирные), направление укладки и особенно освещённое место причёски. Не обязательно прорабатывать каждую волосинку. Всегда ставьте себе задачу — что я хочу показать в портрете, какой будет максимальный акцент. Это рисунок, поэтому всегда будет место для недосказания.

На этих кадрах хорошо видны штрихи и структура волос. Цвет карандашей — белый и светло-коричневый. Без растушевки пальцем. EngВ этих кадрах четко видны мазки и структура волос. Цвет карандашей белый и светло-коричневый. Без размазывания пальцем.


Дорабатываю завитки на руке углем и белым карандашом. Дорабатываю декольте углем. EngЗавершаю локоны на руке углем и белыми карандашами. Заканчиваю корсет углём.

Финал.The final.