Плотные переплетения — основа прочности и красоты изделий

У меня создается впечатление, что некоторые плетельщики пренебрегают операцией уплотнения.

Я сделал этот вывод, основываясь на просмотрах большого количества фотографий вязанных изделий в интернете и социальных сетях.

Сейчас я постараюсь высказать свои доводы о целесообразности проведения этой операции, опираясь, как всегда, на свой опыт.

Плетенное изделие смотрится красивее, интереснее, солиднее, когда рядки лозы прилегают друг к другу очень близко, оставляя минимальные зазоры. Вследствие этого плетение получается ровным и равномерным по всей поверхности. Плотное плетение придаёт изделию дополнительную прочность и жесткость.
Неуплотненные плетеные изделия визуально и тактильно – очень рыхлые, создаётся впечатление, что их целостность и структура обеспечивается лишь с помощью лака, который служит в данном случае склеивающим компонентом.

Конечно же, в некоторых случаях рыхлость плетёнок может быть оправдана, если это изначально было задумано в качестве интересного и брутального дизайна. Ведь есть стиль, где используются «грубые» ивовые ветки и «небрежное» плетение, в рамках которого создаются весьма любопытные дизайнерские поделки. Но это – не для меня, и сейчас я говорю о традиционных плетёных изделиях. Если плетение в них – недостаточно плотное, то это, по моему мнению – брак.

Рассмотрим несколько аспектов этой, по моему мнению, очень важной темы.

Как известно, изготовление большинства плетёных изделий начинается с донышка. Есть несколько видов плетёнок, которые составляют исключение – например, лучковые корзины и некоторые другие изделия неклассической формы.

В изделиях (поднос, подарочная корзина, хлебница, фруктовница и другие плетёнки с невысокими боковыми стенками) донышко является лицом изделия. Оно требует повышенного внимания мастера, высокого качества и интересного дизайна. В некоторых случаях донышко плетётся даже дольше корпуса изделия.
Донышко можно украсить концентрическими кольцами из лозы разных оттенков, а также другими узорами (например, расширяющейся спиралью или лучами). В первую очередь встаёт вопрос плотности плетения. Чем плотнее рядки – тем ярче рисунок и «солиднее» изделие.

Конечно же, трудоёмкость ремесла возрастёт – особенно в начальной стадии плетения донышка, когда идёт разводка стоячков, и веточки надо вставить как можно глубже между ними. Именно для этой начальной операции я всегда имею в арсенале некоторое количество очень тонкой лозы – я её называю «ниточкой». А собственно, уплотнение производится с помощью прямого шила. Шило должно быть достаточно мощным, чтобы выдержать достаточное усилие. И – очень важный момент: шилом надо работать очень внимательно, чтобы не нанести себе производственную травму.

Уплотнение очень важно, даже необходимо, при плетении рубчика. Плетельщики знают – рубчик – место соединения донышка со стенками. Обычно это два или три ряда верёвочки из трёх прутьев. Значение рубчика велико: выполняет скрепляющую функцию и декоративную – качественно выполненные рядки такой верёвочки украшают всё изделие.

Эти две функции невыполнимы без постоянного уплотнения этих верёвочек по всей их длине. Для уплотнения применяется небольшой молоточек (у меня он – на 300 грамм) и изер. Изер – это любая деревянная палочка, которую удобно держать в руке и которая должна легко вставляться между стояками. Ну и, конечно, изер должен быть прочным и не ломаться при ударах. Свой изер я изготовил уже лет двадцать назад из берёзовой дощечки. Выстрогал ножичком на скорую руку, всё собирался обновить, но так и по сей день собираюсь… В общем, он служит мне верой и правдой два десятка лет.

При постукивании рубчика нижние ряды верёвочек как бы смещаются к донышку, плотно охватывая и скрепляя стояки стенок и стояки донышка. Все некрасивые зазоры в плетении пропадают, и этот переход становится единым целым.

Теперь о подъёме стенок…

Прежде всего, хочу привести выдержку из книги Натальи Толмачёвой «Плетение из лозы». Там время от времени в тексте встречаются весьма полезные «советы опытных мастеров», выделенные дисконтом. Так вот – один совет запомнился надолго. Там говорится о том, что расстояние между стояками должно равняться пяти диаметрам этих стояков. Всё просто и понятно. Если соблюдать это соотношение, то плетение будет прочным и красивым. Сам процесс работы будет вполне нормальным, и ветки будут ложиться плотно. Конечно же, очень строго придерживаться этого правила будет проблематично – стояки могут расходиться и сходиться, да и могут быть другие обстоятельства. Но стремиться к этому соотношению обязательно надо.

Независимо от того, каким плетением поднимаются стенки – рядовым, веером или каким-либо другим – уплотнять рядки можно и нужно. Изер с молоточком во время работы должны постоянно быть под рукой – более востребованы в это время, чем бокорезы, шило или нож. Сделал несколько стяжек – простучал, ещё несколько стяжек – ещё раз простучал, и так до конца плетения. Понимаю – трудоёмкость значительно возрастает, но это всё стоит того – плетёные изделия будут очень прочными и привлекательными на вид. Впрочем, эта операция со временем дойдёт до автоматизма, и время будет постепенно сокращаться.

Несколько слов об изделиях, изготовленных с помощью ивовой ленты. Естественно, ленту молотком и изером не простучишь, поэтому уплотнять нужно руками аккуратно, чтобы не повредить ровные и аккуратные рядки ленты. Всё надо делать адекватно…

Никифоров Андрей.

27.03.2021.