Платье с росписью в стиле «Зодиак»

В этом мастер-классе я расскажу о создании летнего платья с росписью в стиле «Зодиак».

В современном мире одежда, помимо основных функций, помогает человеку подчеркнуть свою уникальность и донести это до окружающих. Поэтому сейчас быстро набирают популярность изделия ручной работы, в том числе одежда с росписью, выполненная в технике «батик».

Батик, или художественная роспись по ткани, бывает несколькими видами.

  • Холодный
  • Горячий
  • Свободная роспись
  • Шибори (он же Tie-Dye)

Сейчас пойдет речь о технологии — классический холодный батик. Его суть заключается в нанесении резервирующего состава в качестве контура рисунка и последующем заполнении специальным красителем его фрагментов. Работа всегда ведется в несколько этапов, о которых я расскажу на примере выполнения росписи ткани для платья.

Первым делом рисую наброски фасона платья. Мне нравится такой фасон — с воротником-стойкой, который помогает подчеркнуть и визуально гармонизировать мою длинную шею. Ну а длина… Я чертовски люблю длинные платья.

Окей, с фасоном определились. Далее я нарисовала эскиз для росписи и приклеила его к наброску платья в места, где хотела её разместить.

В вдохновленном состоянии получится сделать это за вечер. Вот так выглядел набросок.

На подоле юбки хотела расположить кружочки с изображениями знаков зодиака. В наброске не стала их прорабатывать, так как в этом не было необходимости, но сделала вот такие наглядные иллюстрации знаков зодиака.

В принципе, лично мне для работы было достаточно этих набросков, но для вас был сделан чистый макет, который вы можете увидеть ниже.

Когда готов эскиз, самое время приступать к созданию росписи для будущего платья. Здесь важно рассчитать размер деталей, масштаб росписи и расположение фрагментов. Поскольку платье свободного покроя, количество нюансов и деталей гораздо меньше, чем если бы пришлось посадить его по фигуре. Поэтому в итоге имеем два отреза ткани 150 на 90 см + немного в запас для натяжки ткани на подрамник. Эти два отреза — будущие перед и спинка платья. Поясню, что этого метража достаточно на длинное платье, так как мой рост 164 см, девушкам повыше ткани нужно больше.

Самое трудное было в расчёте размера фрагментов с росписью. Орнамент должен располагаться на подоле и у горловины платья так, чтобы зона купальника оставалась без росписи. Для этого отмерили длину от низа платья до места, где должен начинаться нижний орнамент (с запасом на подгибку, конечно). Потом отмерили высоту фрагмента без росписи, а остальное сверху оставили для росписи. Сопоставила данные с шириной и рассчитала масштаб орнамента.

Наконец-то можно приступать к печати и составлению «картона» — изображения в оригинальном размере. Делаю это, разделив в фотошопе картинку на нужное количество фрагментов, а после печати склеиваю их между собой. Кстати, когда дело касается абстрактных изображений, очень трудно составлять узор, так как он не очень поддаётся логике, поэтому рекомендую делать нумерацию фрагментов ещё до печати, чтобы потом не запутаться.

Когда картон готов, приступаем к работе с тканью. Для начала её стоит постирать и провести паровую обработку. Это нужно для того, чтобы отстирать видимые и невидимые пятна, также при стирке и парообработке некоторые ткани могут дать усадку. Ну и натяжка мятой ткани может сильно повлиять на качество нашей росписи.

Натяжка ткани на подрамник — самый нелюбимый этап для меня, так как забивать кнопки в подрамник очень болезненная процедура для изнеженных пальцев. Так что люди очень зря считают, что художники — это какие-нибудь слабаки, просто не видели их в деле. К тому же, очень важно натягивать ткань без перекосов, иначе изображение будет очень неровное — так часто бывает у новичков.

Когда ткань натянута, рано приступать к переносу изображения на ткань. Сначала беру линейку и карандаш, начинаю расчерчивать полотно на фрагменты, где хочу расположить роспись. Важный момент о кружочках с зодиаками на подоле платья: при печати в натуральном размере поняла, что они слишком маленькие относительно всего платья, а больше сделать никак нельзя, иначе не влезут по ширине. Поэтому кружочки стали немного авокадо — расчертила на листе бумаги «каплю», внутри которой и будет располагаться изображение с зодиаком.

После того, как всё расчерчено, можно переносить изображение на ткань. Начала я это делать со знаков зодиака, а потом уже расположила остальной орнамент. Всегда работаю простым карандашом 4В или 6В, так как более твёрдые оставляют слишком незаметные линии на ткани. Важно, чтобы были заточены, но не острыми, так как есть вероятность оставить зацепки на ткани.

Следующий этап отличает классический холодный батик от других видов росписи по ткани — это работа резервирующим составом. Резерв нужен, чтобы краска не растекалась за пределы контура. Я всегда использую обычный прозрачный резервирующий состав для батика фирмы Decola и окрашиваю его масляными красками нужного цвета. Конечно, чёрный контур — самый популярный во всех моих работах. Так же для работы резервом нужна стеклянная трубочка для этого предназначенная.

Нанесение резервирующего состава требует определённой концентрации, усидчивости и занимает наибольшее количество времени среди остальных этапов работы. Очень важно вовремя коснуться кончиком трубки до ткани, вести очень ровную линию, что всегда требует опоры для руки, и так же вовремя убрать трубку от ткани. В противном случае линия будет разной ширины, и могут появиться лишние пятна и капли. Кончик трубочки во время работы всегда нужно протирать тряпочкой.

Поверхности нужно дать высохнуть, затем можно начинать роспись цветом. Для этого использую акриловые краски по ткани марки Decola и небольшое количество воды. В емкость набираю воду, добавляю с помощью кисти краску и размешиваю. Аналогично и при смешении нескольких красок. Получается вода, окрашенная в нужный цвет. Для проверки полученного цвета можно использовать палитру в виде ткани, натянутой на пяльцы. Но делаю это редко, только в случае с очень сложными и неоднозначными цветами. Осталось дело за малым — аккуратно заполнить фрагменты нужными цветами. Тут главное не медлить, так как при высыхании краска образует ареолы, которые никак потом не исправить.

После высыхания краски снимаю ткань с рамки и закрепляю рисунок обработкой паром. Затем уже шьем из этой ткани платье, фотографии которого вы можете видеть ниже.

Понравился ли вам результат? Делитесь в комментариях!️:)