Вязание крючком – один из самых распространённых видов рукоделия. Что только не придумывают мастерицы: кружевные скатерти, лёгкие летние платья, топы, тёплые шапочки, коврики и даже купальники! Это довольно несложное занятие доставит освоившим его море удовольствия.
Тем, кто ещё не знаком с этой техникой, но хочет создавать тёплые пледы и свитера на морозную зиму и невесомые воздушные шали и салфетки, в этой статье мы расскажем, как научиться вязать крючком.
Заглянем в прошлое
История этого занятия своими корнями уходит к индейцам и имеет продолжение в средневековой Европе. Любопытно, что раньше вязание считалось мужским занятием. Женщины же, переняв навыки владения крючком, совершенствуют их и по сей день, создавая порой не вещи, но произведения искусства.
Когда-то секреты мастерства передавались от матери к дочери, вязать девочек учили уже с раннего возраста, ведь это был способ обеспечить семью тёплой одеждой и украсить предметы быта – только вспомните бабушкины вышитые рушники, отделанные искусным кружевом! А ведь такие рушники, наволочки и занавески девушка должна была подготовить в качестве приданого ещё до свадьбы.
Существует несколько техник владения крючком. Кроме традиционного вязания внимания заслуживают тунисское вязание – изделия из него не растягиваются и практически не теряют первоначальный вид, а так же ирландское кружево – каждую вещь, выполненную в этой технике, можно назвать шедевром.
Немного о пользе вязания
Петелька за петелькой, рядок за рядком – этот кропотливый труд только на первый взгляд скучен. На самом деле он оказывает благотворное влияние на нервную систему: работа руками стимулирует когнитивные функции головного мозга (недаром у маленьких детей столько внимания уделяют развитию мелкой моторики), освоение нового навыка или разбор сложной схемы способствуют образованию новых нейронных связей, однообразные действия успокаивают и помогают привести в порядок мысли.
Совет: перед началом работы позаботьтесь о том, чтобы освещение в комнате, где вы вяжете, было достаточно ярким. Так глаза будут уставать меньше.
Как выбрать материалы
Итак, вы решились, выделили себе немного времени в течение дня на обучение, запаслись терпением на первое время. Теперь следует выбрать и приобрести материалы.
На заметку тем, кто только учится:
- начинающим рукодельницам проще всего будет управляться с крючком №3 или №4 из нержавеющей стали. Позже, освоив тонкости мастерства, вы научитесь подбирать толщину и размер крючка в соответствии с типом нити и назначением изделия;
- толщина выбранной пряжи должна быть на 1 мм тоньше крючка;
- пряжа однотонная, однородной структуры, хорошо скрученная: так вам лучше будет видно рисунок и проще заметить ошибку;
- нить должна быть приятной на ощупь, спокойных оттенков, чтобы вы не испытывали дискомфорта во время работы.
В идеале это акриловая пряжа для вязания детских вещей – она отвечает всем вышеописанным требованиям.
Как выполнить первые петельки
Лайфхак: учимся держать рабочий инструмент. Каждая мастерица держит это орудие труда по-своему, но больше распространены два способа: или как ручку (тремя пальцами), или как столовый нож (удерживая двумя, а остальные пальцы как бы прикрывают крючок).
До того, как вы начнёте создавать шедевры, стоит «сделать работу на черновике» – связать несколько образцов с различными типами петель и столбиков, чтобы усвоить и закрепить навык. Предлагаем серию мастер-классов, в которых пошагово описаны способы выполнения основных элементов вязания.
В наглядных схемах и текстовых описаниях изделий, как правило, существует ряд условных обозначений и буквенных сокращений для краткости и удобства. Их не обязательно все запоминать – от источника к источнику они могут отличаться, однако, в начале каждой схемы должна быть таблица условных обозначений. Наши мастер-классы не будут исключением: для самых распространённых терминов мы станем использовать буквенные аббревиатуры. Так начинающие мастерицы смогут потренироваться в чтении описаний.
Таблица буквенных сокращений
Наименование элемента | Условное обозначение |
петля | Пт |
цепочка воздушных петель | ЦВП |
воздушная петля | ВП |
воздушная петля подъёма | ВПП |
рабочая нить | РН |
столбик без накида | СБН |
столбик с накидом | СтН |
Для каждого из образцов нам потребуется следующее оснащение:
- крючок;
- пряжа;
- ножницы.
Пошаговая инструкция: первые образцы
№1: Цепочка воздушных петель (ЦВП)
Зелёным обозначена первая по счету петля
Шаг №1. Формируем петлю (Пт), продеваем в неё крючок, затем подхватываем им РН, вытягиваем обратно, не снимая нить с крючка. Свободный конец РН не забываем придерживать.
Шаг № 2. Основание ЦВП обхватываем пальцами свободной руки, поддерживая РН указательным пальцем и регулируя её натяжение. Снова цепляем и вытягиваем РН. Продолжаем, пока не получим цепочку необходимой длины.
Совет: Старайтесь не затягивать петельки очень сильно: при выполнении остальных рядов, в них должны свободно проходить и крючок, и нить.
В конце концов должно получиться подобие шнура – цепочка из воздушных петель, основа каждого изделия. С неё принято начинать работу с прямой вязкой, а иногда и с круговой.
№2: Столбик без накида (СБН)
Шаг №1. Начинаем вязание с ЦВП.
Шаг № 2. Сделаем ещё одну ВП. Это так называемая воздушная петля подъёма (ВПП).
Шаг № 3. Входим во вторую петельку в ЦВП (под заднюю стенку), затем вытягиваем через неё РН: две Пт остаются на стержне крючка. Протягиваем РН через обе.
Шаг № 4. Остальные столбики провязываем по тому же принципу, с той лишь разницей, что крючок вводим уже не во вторую Пт, а во все по порядку.
Шаг № 5. Провязываем ряд полностью и переворачиваем наше вязание. Далее выполняется ВПП.
Шаг № 6. Вводим крючок в первую Пт под обе стенки, протягиваем РН и провязываем обе Пт, находящиеся на крючке. Весь наш ряд до самого конца вяжем по тому же принципу.
Важно: пока навык не доведён до автоматизма, лучше пересчитывать все петли, чтобы их не пропустить и не путаться.
№3: Полустолбики без накида (соединительные)
Шаг № 1. Следует начинать вязание, как и в предыдущем образце, с ЦВП.
Шаг № 2. Делаем ВПП и входим крючком в третью от начала Пт, захватываем РН, провязываем – получаем две Пт на стержне крючка.
Шаг № 3. Сейчас нужно первую Пт протянуть в соседнюю. Так продолжаем до завершения ряда.
Шаг № 4. Переворачиваем вязание, выполняем ВПП и входим крючком под обе стенки первой Пт, провязываем. У на стержне крючка снова оказывается две Пт, вытягиваем первую из них в соседнюю. Продолжаем вязать по образцу до окончания.
№4: Полустолбики с накидом
Шаг № 1. Выполняем, как всегда, ЦВП.
Шаг № 2. Вывязываем одну ВПП, следом – накид.
Шаг № 3. Во вторую петлю ЦВП входим крючком, вытягиваем через неё РН — на нашем крючке должны остаться три Пт.
Шаг № 4. Первую Пт с крючка вытягиваем через вторую и третью Пт сразу, до конца ряда вяжем по такому же принципу.
Шаг № 5. Переворачиваем вязание, вывязываем ВПП, делаем накид.
Шаг № 6. Проводим крючок в первую Пт ряда под две стенки и провязываем.
Шаг № 7. Первую из трёх Пт на крючке вытягиваем в две других.
№5: Столбик с одним накидом (СтН)
Шаг № 1. Провязываем ЦВП.
Шаг № 2. Делаем две ВПП сразу и делаем накид на крючок.
Шаг № 3. Вводим крючок в третью от него Пт в цепочке и протягиваем через неё РН — на крючке должно оказаться три Пт.
Шаг № 4. РН протягиваем через первые две из них: на крючке останутся две Пт, теперь и через них протягиваем РН.
Шаг № 5. Для следующего столбика делаем так же накид на крючок, а теперь крючок вводим во вторую от столбика Пт. Следующие СтН до конца ряда вяжем тем же способом.
Шаг № 6. Переворачиваем вязание, делаем две ВПП и накид.
Шаг № 7. Крючок подводим под обе стенки второй Пт и протягиваем РН. Сначала провязываем первые две Пт, затем вторые две Пт. Повторять до окончания ряда.
№ 6: Прибавление петель
Шаг № 1. Для выполнения этого элемента необходимо предварительно связать образец из двух рядов столбиков, например, СБН.
Шаг № 2. Переворачиваем полотно, вывязываем ВПП.
Шаг № 3. Вводим крючок в первую Пт, выполняем СБН и в ту же самую Пт входим крючком ещё раз и провязываем ещё один СБН.
Из каждой последующей Пт также вывязываем по два СБН. К окончанию ряда количество петель должно увеличиться вдвое.
№ 7: Убавление петель
Шаг № 1. Чтобы научиться делать убавление, свяжем полотно из двух рядов СБН.
Шаг № 2. Полотно переворачиваем, делаем ВПП.
Шаг № 3. В последующую Пт вводим крючок, протягиваем РН и не заканчивая столбик, входим крючком в ещё одну Пт, так же протягиваем через неё РН – теперь у нас на крючке три Пт, мы все их провязываем в одну.
Шаг № 4. Входим крючком в следующую Пт и повторяем предыдущий шаг. Таким образом провязываем до конца ряда – у нас должно оказаться в два раза меньше петель, чем было изначально в полотне.
№ 8: Пышный столбик
Шаг № 1. Провязываем ЦВП.
Шаг № 2. Провязываем две ВПП и делаем накид.
Шаг № 3. Вводим крючок в первую Пт, протягиваем РН и снова накид. Вводим крючок снова в ту же Пт, снова провязываем. На крючке находятся три Пт, протягиваем РН через первые две из них и делаем накид. Теперь крючок снова вводим в ту же самую Пт нижнего ряда, провязываем и протягиваем нить через первые две Пт на крючке. Повторяем предыдущее действие, пока на крючке не окажется нужное по рисунку количество Пт (обычно 3–5).
Шаг № 4. Протягиваем нить через все Пт и выполняем одну ВП.
Шаг № 5. Для вязания следующего столбика на нижнем ряду отступаем две Пт и повторяем по схеме.
№ 9: Пико из трёх воздушных петель
Пико – декоративный элемент, внешне напоминающий зубчик. Его обычно используют для оформления края изделия.
Шаг № 1. Делаем ЦВП, провязываем СтН — это будет основа для элемента пико.
Шаг № 2. Из столбика провязываем три ВП.
Шаг № 3. Вводим крючок под две Пт в основании цепочки, РН протягиваем через три Пт, находящихся на крючке.
Шаг № 4. Провязываем соединительный столбик.
№ 10: Кольцо амигуруми
Кольцо амигуруми – популярный и несложный способ, которым довольно легко начинать круговое вязание.
Шаг № 1. Зажимаем ниточку между большим и указательным пальцами, отступив от её конца 2 см.
Шаг № 2. РН оборачиваем вокруг указательного пальца, перекрещивая.
Шаг № 3. Вводим крючок под «колечко», захватываем РН и протягиваем её – получилась петля. Закрепляем при помощи ВП, не забывая удерживать свободный кончик нити. Теперь в это колечко можно вязать первый ряд изделия.
Итак, мы с вами пошагово освоили выполнение основных видов петель, связали несколько образцов. Теперь можно попробовать себя в создании несложной вещи. Предлагаем вам мастер-класс по вязанию ажурной салфетки для закрепления новых навыков.
Круглая салфетка крючком
Необходимые материалы:
- хлопковая или акриловая пряжа;
- крючок подходящего размера;
- ножницы;
- игла для трикотажа (чтобы заправить кончики ниток).
Схема вязания:
Шаг № 1. Выполняем кольцо амигуруми и три ВП.
Шаг № 2. В кольцо вяжем 15 СтН, затем затягиваем свободный конец – «хвостик» колечка амигуруми. Делаем соединительный столбик: вводим крючок в третью ВП из тех, которыми начинали вязание и протягиваем РН через обе Пт, что есть на крючке. Первый ряд кругового вязания готов.
Шаг № 3. Выполняем второй ряд:
- 3 ВП;
- СтН (крючок вводим под обе стенки Пт предыдущего ряда);
- 1 ВП;
- чередуем предыдущие два пункта до окончания ряда;
- заканчиваем выполнением 1 ВП и соединительным столбиком в третью ВП начала ряда.
Шаг № 4. Третий ряд начинаем с того, что крючок вводим в арку между столбиками предыдущего ряда, протягиваем через неё РН и делаем соединительный столбик. Вывязываем три ВП, а затем два незавершенных столбика с одним накидом. Они выполняются следующим образом:
- накид;
- входим крючком под арку, вытягиваем РН;
- на крючке у нас три Пт — мы протягиваем через две из них РН;
- ту петлю, которая в результате получилась, оставляем на крючке.
Когда на крючке таким образом окажется три Пт (напомню, 1 ВП и 2 незавершённых столбика), мы вывязываем из них одну. Затем выполняем три ВП и два незавершённых столбика из следующей арки. До конца ряда действуем в той же последовательности. В итоге у нас получатся над каждой аркой довольно симпатичные «шишечки». Завершаем этот ряд выполнением СтН под обе стенки ВП из начала ряда.
Шаг № 5. Четвёртый ряд следует начинать с СБН, который выполняем, вводя крючок под арку предыдущего ряда. Далее вывязываем 5 ВП и аналогичный СБН. В этой последовательности выполняем ряд до конца, не пропуская ни одной арки. Заканчиваем соединительным столбиком под обе стенки Пт самого первого СБН.
Шаг № 6. Завершаем вязание одной ВП, затягиваем и обрезаем нить. Чтобы закрепить кончики нити продеваем в иглу и делаем несколько незаметных стежков на салфетке.
Оказывается, в создании кружевных вещей нет ничего страшного и сложного, даже когда освоены только основные элементы. Попробуем ещё?
Мастер-класс по вязанию пинеток будет полезен не только будущим мамам. Вы можете подарить эти милые башмачки к рождению малыша подруге или родственнице.
Пинетки для новорождённого крючком
Необходимые материалы:
- акриловая пряжа для детских вещей;
- крючок;
- ножницы;
- игла для трикотажа.
Схема вязания:
Шаг №1. Основание башмачка.
Выполняем цепочку из 12 ВП (петельки не затягиваем!). Затем в четвёртую от крючка Пт вяжем СтН, в эту же Пт провязываем ещё 2 таких столбика. В последующие Пт нужно вязать по одному СтН – всего их должно получиться 7. В последнюю Пт мы провязываем целых 8 СтН. В те же петли с обратной стороны вяжем 7 СтН, а в последнюю провязываем ещё 4 СтН к первым четырём. Замыкаем вязание соединительным столбиком. У нас получилась подошва.
Важно! При работе петли не затягиваем туго, иначе башмачки будут жёсткие и получатся меньшего размера, чем нужно.
Шаг № 2. Второй ряд.
Вяжем цепочку из трёх ВП. Далее чередуем следующие действия:
- в первую Пт вывязываем 2 СтН;
- во вторую Пт – 1 СтН;
- в третью Пт – 2 СтН;
- в четвёртую Пт – 1 СтН.
Таким образом, из первых четырёх Пт у нас получается 6 столбиков. Пригодился мастер-класс № 6 по прибавлению петель.
В следующие 7 Пт мы вяжем по одному СтН. За ними снова следует закругление – 8 Пт, которые мы в предыдущем ряду вывязали из одной. В эти петли мы тоже вывязываем СтН с прибавками: в первую два, во вторую – один. Из 8 Пт получаем соответственно 12 столбиков. Следующие 7 СтН вяжем по одному столбику. Остались последние 4 Пт – в них мы точно так же делаем прибавки. Ряд замыкаем соединительным столбиком.
Шаг № 3. Третий ряд.
В третьем ряду мы вяжем одинаковые СтН от начала и до конца. Замыкаем их соединительным столбиком.
Шаг № 4. Четвёртый ряд.
Нужно начинать четвёртый ряд с выполнения трёх ВП. Затем провязываем 11 СтН. С 12 Пт начинаем делать убавки:
- СтН провязываем не до конца, а всего две Пт – на крючке соответственно останутся тоже две;
- следующий СтН также не заканчиваем – на крючке у нас три Пт;
- их мы провязываем вместе.
Таких столбиков делаем 8. Заканчиваем ряд – делаем 11 СтН. Замыкаем соединительным столбиком.
Шаг № 5. Пятый ряд.
Провязываем цепочку из трёх ВП. Далее нужно сделать 9 СтН, а следом – 6 убавок. Завершаем ряд девятью СтН и соединительным столбиком.
Шаг № 6. Шестой, седьмой, восьмой и девятый ряды.
Начинаем каждый ряд, как обычно, тремя ВП. Все четыре ряда будут состоять только из СтН. Не забываем про соединительный столбик!
Шаг № 7. Десятый ряд.
Обрабатываем край изделия элементом «рачий шаг»: это столбики без накида, провязанные в обратном направлении. В конце ряда так же делаем соединительный столбик, вытягиваем и обрезаем РН. Закрепляем ее: продеваем конец нити в иглу и делаем несколько незаметных стежков.
Шаг № 8. Шнурки
Вывязываем цепочку из 70 ВП. Обрезаем и затягиваем кончик нити. Затем при помощи крючка получившийся шнурочек вдеваем через каждые 2 столбика, начиная с середины, спереди на уровне пятого ряда и по кругу. Завязываем концы шнурка на бантик.
У нас получился отличный башмачок!
Теперь нужно набраться терпения и по аналогии связать второй.
Для того, чтобы мастерски научиться управляться с крючком, есть только один проверенный способ – практика, практика и ещё раз практика! Может быть, этот вид рукоделия со временем станет для вас самым любимым.
Фото: Shutterstock / FOTODOM