Пэчворк: искусство из лоскутков и пошив покрывала

Лоскутное шитье способно создать уют и добавить ярких красок в любом интерьере – и в сельском доме, и в квартире многоэтажки. пэчворк.

Лоскутное шитье создает уют и добавляет ярких красок любому интерьеру.

Суть её в соединении в полотно цветных лоскутов разной формы, чаще всего с последующей прострочкой изделия. Используется для изготовления самых разнообразных вещей: одеял и пледов, прихваток, скатертей, панно, сумок и даже одежды.

История пэчворка

История возникновения техники пэчворк в каждой стране мира – своя. Все народы почти без исключения изготавливали одежду из ткани или кожи. При раскрое деталей оставались лоскутки и обрезки, которые в целях экономии собирались, а потом из них создавались яркие, ни на что другое не похожие вещи. Кому первой пришла в голову идея собрать воедино кусочки ткани, неизвестно.

Самые древние сохранившиеся изделия, изготовленные в технике лоскутного шитья, датируются примерно I веком до нашей эры – орнамент из кожи, найденный в Египте, и предметы одежды, хранящиеся в одном из японских музеев.

Заимствовали лишь способы соединения составляющих эту тканевую мозаику, формы, сочетания цветов, характерные для каких-либо определённых местностей.

Некоторые культурологи и историки считают, что в Европе пэчворк появился благодаря крестовым походам, европейские переселенцы популяризировали его в Америке.

В России ещё в «Домострое» (а это XVII век!) были подробные указания по раскрою и починке одежды, а также способам хранения и использования лоскутков и обрезков ткани. Пик популярности этого рукоделия пришёлся на конец XIX века с появлением относительно недорогих тканей фабричного производства и швейных машин. В деревнях же изношенную одежду в целях экономии разрезали и шили тёплые стёганые одеяла.

Виды пэчворка

Так или иначе, существует множество разновидностей этой техники, появившихся исторически в разных странах.

Английский пэчворк

Отличается деталями однотипной формы, сдержанной палитры и минимальной отделкой. Её вариант — классическая техника: холст собирают из квадратов двух цветов.

Восточный стиль

Элементы полотна могут быть разного вида, яркого цвета. Для изготовления применяют шелковые кусочки, для украшения – бусины, бисер, кисти, бахрому, вышивку и камни.

Русский стиль

Отличие традиционной русской техники в использовании различных по размеру и форме деталей и отсутствии основы в изделии – лоскутки сшиваются в полотно внахлёст. В некоторых областях появились ответвления техники лоскутного шитья, такие как «ляпочиха»– создание объемных аппликаций путем нашивания необработанных кусочков ткани на основное полотно, плетение ковров из полосок, нарезанных из старых вещей.

Японский стиль

В основе изделия многочисленные декоративные заплатки, создающие аппликацию. Работа выполняется вручную, аккуратными стежками «вперёд иголку».

Вязаный пэчворк

Это не лоскутное шитье в полном смысле слова – фрагменты полотна сначала создают с помощью крючка или спиц, а затем соединяют.

Крейзи-пэчворк

В противоположность классической и английской техникам стиль крейзи – это не только сочетание ярких элементов разной формы, но и художественная обработка швов. Швы полностью скрыты за оборками, кружевом, отделаны тесьмой, бусами и вышивкой. Каждое изделие представляет собой уникальное произведение искусства.

Материалы для работы

Лучшей тканью для первых работ является ситец.

Проще всего работать с хлопковыми (ситец, деним, сатин) и льняными тканями, немного сложнее в использовании вискоза и шерсть, а вот для взаимодействия с шёлком и трикотажемНужен определенный опыт. Сочетание нескольких видов тканей в одном изделии допустимо, если ткани имеют приблизительно одинаковую плотность.

Для первых работ оптимальна ткань – ситец плотный или средней плотности с мелким рисунком или однотонный.
Материал сравнительно недорог, лёгок в раскрое, края фрагментов не осыпаются. Перед раскроем необходимо постирать: для того, чтобы он дал усадку, и чтобы проверить, насколько ткань подвержена линьке. Отутюжить материал тоже обязательно. Исключение составляют лоскуты из готовых наборов для лоскутного шитья: их уже должным образом подготовили к работе, остаётся только прогладить с паром.

Важен подбор цветового сочетания фрагментов будущего изделия, ведь от того, насколько удачно это сделано, зависит его эстетическая привлекательность. На сайтах для рукоделия можно найти множество идей совмещения цветов и рисунков для лоскутного шитья.

Если вы хотите освоить технику пэчворк, опытные мастерицы рекомендуют начинать с крупных изделий. Работа с большими фрагментами ткани легче, а времени на сборку «пазла» уходит столько же, сколько и на то, чтобы собрать маленькую прихватку или грелку на чайник.

Вначале стоит научиться лоскутному шитью в классической технике: простая форма лоскутов и всего два основных цвета – то, что нужно для новичка. Любая творческая идея в этом стиле начинает воплощаться в жизнь с эскиза или поиска готовой схемы, чтобы не запутаться в процессе.

Как сшить лоскутное покрывало

Необходимые материалы:

  • Мел, кусочек мыла или специальный исчезающий маркер для ткани.
  • Линейка закройщика и сантиметровая лента, возможно, можно использовать специальную линейку для квилтинга.
  • Ножницы бывают большие (для раскроя тканей) и маленькие (для мелких операций).
  • Булавки английского и простого типа, предпочтительно из качественных материалов.
  • иглы;
  • Нитки, соответствующие по цвету и толщине выбранной для изделия ткани.
  • Ситц двух основных цветов, сочетающихся между собой, может иметь мелкий рисунок – 4,4 м².
  • Швейная машина с набором лапок: для стежки и с ограничителем.
  • Роликовый нож с ковриком для защиты поверхности стола во время работы.
  • Калька и миллиметровый бумага, картон — если раскрой производится с помощью шаблонов.
  • Прокладочный материал: тонкий синтепон или поролон, ватин, флизелин размером 170 на 210 сантиметров.
  • Ткань для подкладки – плотную, для декоративных изделий можно использовать атлас или сатин, размер 170*210 сантиметров.
  • Материалы для отделки: тесьма или косая бейка, 7,6–8 метров.

Шаг 1. Раскрой ткани.

Изготовление шаблона и раскрой деталей по нему. .

Если нет под рукой специального оборудования для работы в технике пэчворк, можно кроить детали по выкройкам.

  • для их изготовления понадобится плотный картон– по нему чертят контур будущего фрагмента без припуска на швы, а затем, добавив нужное количество миллиметров (обычно стандартный припуск на швы в лоскутном шитье – 6 мм) для припусков, обводят ещё раз.
  • Вырезают по двум контурам так, чтобы получилось подобие рамки.
  • Эту рамку обводят на ткани, а кроить ее нужно по внешнему контуру. После использования шаблон не выбрасывается – заведите себе специальную папку, в которой будут находиться все ваши трафареты, в дальнейшем ещё пригодятся.
  • Для пошива лоскутного покрывала 160*200 см потребуется выкроить 40 квадратов размером 20*20 см без припусков на швы.

Открой детали с помощью ножа и линейки. :

Кадр из видео YouTube Любовь Рулевская.
  • Предварительно обработанную ткань раскладывают на коврике для пэчворка, по линейке обрезают края, выравнивая их. Специальную широкую и прозрачную линейку плотно прижимают пальцами, роликовый нож держат под углом 45 градусов.
  • Если полотно большая длины, его можно свернуть пополам или вчетверо (если нож достаточно острый), совместив срезы. В таком случае его располагают на коврике сгибом к себе.
  • Раскрой производят по долевой нити. Сначала материал разрезают на полосы шириной 21,2 см, ориентируясь по шкале линейки, а затем их режут на квадраты 21,2*21,2 см тем же способом.

Совет: Ножом по ткани при раскрое и выравнивании деталей проводят всего один раз – так меньше повреждается коврик в процессе работы, и ровнее получаются срезы. Лучше разрезать меньшее количество деталей за один раз, чем получить неровный край лоскута.

Шаг 2. Соединяем лоскуты в блоки.

Для того, чтобы из получившихся в результате раскроя кусочков ткани получился единый блок, их сшивают строго определённым образом.

  • Детали, которые требуется соединить, складывают в стопочку из двух до восьми штук в зависимости от остроты роликового ножа и по линейке обрезают края, совмещая.

Важно выверять размер лоскутков с точностью до миллиметра, потому что погрешность даже в 1 мм в десяти деталях в сумме составит уже 1 см, что будет очень заметно в готовом изделии, и собрать его ровно уже не получится.

  • Затем два фрагмента разного цвета складывают друг с другом уголок к уголку лицевой стороной внутрь, скалывают булавками, чтобы не сместились, и сшивают прямой строчкой на швейной машине. Можно использовать специальную лапку с ограничителем для машины, чтобы соблюдался общепринятый в технике пэчворк припуск на шов в 6 мм (или ¼ дюйма).
  • Такой же способ используют для соединения двух деталей нашего будущего «пазла».
Кадр из видео YouTube Любовь Рулевская.
  • Затем швы заутюживают в одну сторону и скалывают булавками два получившихся фрагмента шов в шов лицевой стороной внутрь так, чтобы располагались наподобие шахматной доски.
  • На швейной машине аккуратно прокладывают строчку, а на получившемся шве разутюживают срезы в разные стороны. В данном случае точность соединения деталей крайне важна. Такие блоки можно использовать для изделия в том виде, что есть или как основу для различных узоров. На изготовление лоскутного покрывала размером 160*200 см блоков из четырёх деталей размером 20*20 см необходимо сшить двадцать.
Кадр из видео YouTube Любовь Рулевская.
  • Блоки собирают таким образом, чтобы получился узор «шахматная доска», сшивают между собой, как и отдельные лоскуты, совмещая края и скалывая булавками.
Кадр из видео YouTube Любовь Рулевская

Шаг 3. Сборка изделия.

Прежде чем приступить к стёжке покрывала, его нужно правильно собрать.

  • Нижний слой, плотную подкладочную ткань, предварительно отутюженную, кладут на ровную поверхность изнаночной стороной вверх. На начальном этапе её можно зафиксировать, приклеив малярным скотчем к поверхности.
  • На ней раскладывают и тщательно расправляют утеплитель (тонкий синтепон или поролон), а поверх – готовую лоскутную мозаику. Важно, чтобы два нижних слоя были больше верхнего на 2–3 см, так как в процессе стёжки они будут сдвигаться, и нужен запас.
  • Три слоя скалывают булавками по всей поверхности будущей работы – расстояние между ними не должно превышать ширины ладони.
  • После того, как слои высохнут, скотч можно убирать.

Шаг 4. Техника свободной стёжки.

  • техника свободной стёжкиСамая простая, но начинать этот процесс нужно с настройки швейной машины: необходимо опустить транспортные рейки, натяжение верхней нити сделать больше (до показателей 7–8, на разных машинах по-разному) и поставить специальную лапку с пружинкой для изготовления стеганых изделий.
  • Далее, как и при выполнении прямых строчек, опускают иглу и лапку, выводят на внешнюю сторону нижнюю нить и непрерывно продвигают полотно в произвольном направлении, «рисуя» на нём причудливые узоры и линии. Эта техника по-другому называется … меандр;
Кадр из видео YouTube «Лоскутная Мелодия»
  • Булавки вынимают по ходу работы непосредственно перед тем, как прострочить ту часть полотна, где они находятся. Свободная стёжка на покрывале смотрится красиво и оригинально и позволяет отлично зафиксировать все его слои.
  • Когда поверхность полотна равномерно простёгана, нить обрезают, концы завязывают на узелки как можно ближе к краю ткани, по линейке выравнивают срезы и отделывают их тесьмой или косой бейкой, подходящей по цвету.

Совет: перед пошивом изделия лучше потренироваться на «черновике» – маленьком фрагменте, сделанном из тех же материалов – подкладки, наполнителя и ткани, используемой для верхнего слоя.

Фото: Шutterstock / ФOTOДОМ (кроме указанных особо).