Очистка и доработка модели «Красная Шапочка и Серый Волк» после 3D-печати.

Создание высококачественной 3D модели подразумевает не только тщательную печать, но и кропотливую постобработку. Этот процесс состоит из многих этапов, каждый важен для достижения идеального результата. Рассмотрим подробно процесс постобработки на примере художественной модели «Красная шапочка и серый волк», начиная с подготовки поверхности и заканчивая финальной обработкой.

1. Подготовка поверхности после печати

Печать на 3D принтере, вне зависимости от технологии (FDM, SLA, DLP и другие), часто оставляет мелкие дефекты: видимые слои, неровности и микроскопические заусенцы. Для их устранения применяется метод шлифования. Начинают его с крупнозернистой наждачной бумаги (например, P120-P180), которая удаляет наиболее заметные следы слоев. Постепенно переходят к более мелкой зернистости (P400 и выше) для достижения гладкости. Шлифовка должна выполняться медленно и равномерно, обращая внимание на особенно заметные линии стыка. В местах с мелкими деталями применяют специальные шлифовальные инструменты, позволяющие аккуратно прорабатывать сложные участки.

2. Обезжиривание и подготовка к склеиванию

Перед склеиванием деталей необходимо тщательно обезжирить все соединительные поверхности спиртовым раствором или специальными средствами для удаления жира и пыли, оставшихся после шлифования.

3. Склеивание деталей

Склейка крупных частей модели нуждается в особом подходе. Для неё применяют эпоксидные клеи, гарантирующие прочность и долговечность скрепления. Цианоакрилатные клеи более подходящи для мелких деталей благодаря быстрому схватыванию. Для предотвращения смещения деталей при склеивании используется фиксация на штифтах. Эта методика позволяет точно совместить части модели и удерживать их в нужном положении до полного застывания клея. Важно удалить излишки клея, выступающие из швов, до их высыхания, чтобы избежать появления дефектов.

4. Заполнение швов и устранение дефектов

После склейки деталей поверхности покрывают шпаклёвкой. Для этого применяют акриловые или полимерные составы, которые хорошо сцепляются с пластиком и легко шлифуются после затвердевания. Шпаклевка маскирует швы, мелкие щели и дефекты, возникшие в процессе склеивания. После нанесения шпаклёвки поверхность повторно обрабатывают наждачной бумагой. Цель этого этапа – добиться идеально гладкой поверхности, что особенно важно перед финальной покраской.

Модель с склеенными и обработанными швами изображена на фотографии.

5. Грунтовка модели

Грунтовка создает равномерную поверхность и улучшает сцепление краски с моделью. Мастер наносит ее аэрозолем или кистью в зависимости от сложности модели и личных предпочтений. Первый слой грунта выявляет дефекты: мельчайшие неровности, которые могли остаться незамеченными ранее. При обнаружении дефектов выполняется дополнительное шлифование, после чего наносится финишный слой грунта. Он должен полностью высохнуть перед окрашиванием, чтобы избежать пузырей и трещин.

6. Окрашивание и художественная роспись

После высыхания грунтовки можно приступить к окрашиванию модели. Важно учитывать особенности персонажей «Красной Шапочки и серого Волка». Для этого используются акриловые краски, которые отличаются яркостью и долговечностью. Окрашивание начинается с основных цветов: серый для волка, насыщенный красный для шапочки. Ручная роспись требует точности и терпения, так как необходимо прорисовать мелкие детали, придающие модели выразительность. Для создания эффекта глубины и реалистичности применяются техники теней и переходов, делающие модель объемной. Тонкие кисти и аэрограф помогают достичь плавности переходов между цветами, особенно на мехе волка или складках одежды шапочки.

7. Финальная обработка и защита

Последний этап — нанесение защитного слоя лака. Лак предохраняет краску от воздействия света, влаги и механических повреждений. В зависимости от желаемого результата применяются матовые или глянцевые спреи. Нанесение лака выполняется в несколько слоев, каждый из которых должен полностью высохнуть перед нанесением следующего. Это предотвращает потеки и обеспечивает равномерное покрытие. Лак придаёт модели законченный вид и подчеркивает художественные детали.

Фото показывает модель, окрашенную и покрытую защитным матовым лаком.

Заключение

В зависимости от сложности модели и желаемого результата применяются различные методики, объединяющие перечисленные этапы.

Модель с множеством мелких деталей и расцветками удобнее раскрашивать до склеивания. Если важна целостность вида без стыков, лучше сначала склеить, а потом окрасить. Можно сочетать подходы: внутренние сложные части покрасить до склеивания, а внешние — после сборки для единой поверхности и текстуры.

Каждый мастер должен знать, как покрасить деталь и будет ли доступ для этого после склейки с важными частями. В результате каждая работа может оцениваться мастером индивидуально.

Возвращаясь к модели на фотографии, окончательная склейка проводилась после покраски. Волк сначала был обработан после 3D-печати, склеен (состоял из 4 частей), затем покрашен. Аналогично было с подставкой из 4х частей. Шапочка состояла из склеенного торса с руками и ногами, отдельно склеивалась голова с плащом. То есть они красились по отдельности. Последняя склейка: подставка + волк + тело девушки + голова с плащом. Статуэтка довольно крупная: высота — 36 см, длина — 32 см. Для удобства я обрабатывал именно в описанном порядке.

Каждая стадия обработки модели нуждается в внимательности и терпении. Общаясь с моделью мастер приобретает возможность проявить творческие способности и достичь неповторимости готового изделия. В результате кропотливого труда рождается не просто 3D-модель, а произведение искусства, способное украсить любую коллекцию или стать предметом гордости для автора.