Натюрморт: изучение и истоки жанра, рекомендации для начинающих художников

История этого жанра берёт начало в древнегреческой культуре. В искусстве Древнего Востока натюрморт есть только как элемент композиции.

Художники до семнадцатого века показывали на стенах и в исторических полотнах окружающие предметы: посуду, добычу с охоты, цветы. Это не считалось самостоятельным жанром со своим названием и стилем.

Как самостоятельный жанр живописи он возник в Европе приблизительно в XVII веке.
Лучше всего этот жанр оформился в творчестве голландских мастеров того периода. Изображения на картинах могли нести аллегорический или символический смысл. Например, часы обозначали быстротечность времени.

В XVIII веке на территории России подобные картины чаще всего создавали студенты. Практикуясь в композиции, писали предметы интерьера и вещи из окружающей среды. В течение длительного времени данный жанр признавался «низшим» по сравнению, например, с историческими полотнами.

В то время мастером жанра был живописец Иван Хруцкий, создававший объёмные композиции из фруктов и цветов. Живописцы-передвижники писали плоды и букеты в естественной композиции. Изображения были колористичными, богатыми и насыщенными. Самый знаменитый пример – полотно «Яблоки и листья» Ильи Репина.

Русское искусство пережило расцвет этого жанра в конце XIX — начале XX веков. Мастеры того времени, такие как Илья Машков, Константин Коровин, Пётр Кончаловский, создавали свои работы. Именно тогда появились наиболее известные произведения жанра: «Фрукты на блюде» Ильи Машкова, «Красные яблоки на синей скатерти» Игоря Грабаря, «Цветы и фрукты» Константина Коровина и другие.

После Второй мировой войны этот жанр гармонично вошел в новые течения и стили изобразительного искусства – фотореализм, поп-арт и нео-поп.

Основные характеристики полотен

В чем же кроется магия подобных полотен? В умении представить собственную интерпретацию привычных вещей, окружающих художника.

Художник всегда придавал особые значения предметам и вещам, выбранным для своих картин, будь то личный, социальный, культурный, философский или религиозный уровень. Религиозный натюрморт обязательно содержит изображения церковных атрибутов – икон, свечей, книг, лампадок, веточек вербы.

Пространство вокруг побуждает к размышлениям о собственном видении, которое художник воплощает в искусстве. Это неизбежно сказывается на чувстве зрителя.

Представления и жизнь автора определяют каждый предмет и объект произведения. Изучение символики жанра открывает глубинный смысл картины. Различные темы действительности элегантно переплетаются с изображением красивых предметов, но постичь истинный смысл в рамках одного произведения под силу не каждому наблюдателю.

Основные поджанры натюрморта

С ростом популярности жанра между живописцами разгорелась яростная конкуренция. Каждый художник стремился совершенствовать мастерство и выделиться. Иногда это вело к сознательному выбору узкой тематики для картин, что привело к появлению основных поджанров.

  • ЦветочныйС незапамятных времен голландцы проявляли большой интерес к выращиванию цветов, что прекрасно отражалось в этом жанре.
  • Кухонный. Мастера этого жанра изображали в своих произведениях предметы повседневной жизни.
  • Тональный. Картины такого рода исполняются в мягких, сдержанных тонах, где доминируют бежевые и серо-голубые полутона.
  • РоскошныйЭто проявлялось желанием новой буржуазной страты накопить богатство и жить в роскоши.
  • Рыбный. Можно с уверенностью сказать, что этот вид — это дань уважения отважным голландским мореплавателям и рыбакам.
  • Охотничий. Картины с изображением убитой добычи пользовались большой популярностью у местного богатого купечества-охотника.
  • «Суета сует» (vanitas). Таинственный и философский жанр, требующий изображения предметов, символизирующих недолговечность человеческой жизни: черепа, увядших цветов, мерцающей свечи или гниющих плодов.
  • Цветочно-фруктовый. Этот красивый и изысканный жанр пользовался особой популярностью во второй половине семнадцатого века.
  • «Накрытый стол». Картины этого направления представляли обычные блюда и яства, застолья и утренние трапезы той эпохи. С течением времени появились изображения устриц, омаров и дорогой серебряной и фарфоровой посуды на полотнах.
  • «Обманка». Эти произведения искусства стремились создать ощущение глубины и объёма для наблюдателя. Рисунки предметов на этих картинах были настолько детальными, что отличаться от реальных почти невозможно.

Известные художники и картины

Эпохи сменялись, и отношение к предметному жанру менялось: периоды расцвета чередовались с временами забвения, когда место его уступали другие художественные направления. За четыре столетия мастера создали множество уникальных картин, которые до сих пор трогают сердца любителей живописи.

Перечисление всех художников, оказавших значительное влияние на формирование и эволюцию жанра, невозможно даже вкратце. Среди «малых голландцев» их насчитывается два-три десятка, хорошо известных широкой публике любителей искусства.

Помните ли вы известных художников этого направления и их шедевры?

  1. Одним из первооткрывателей был голландский художник Питер Клас Его заинтересовал светящийся воздух и разнообразие его тонов. Однако мастерски он изображал также завтраки и праздничные застолья. Среди наиболее известных произведений — «Ромер, табак, курица, сельдь и частично очищенный лимон», а также «Натюрморт Vanitas с автопортретом».
  2. Ян Брейгель Великий живописец, также являвшийся одним из пионеров жанра, неоднократно преодолевал путь длиной почти пятьдесят километров из Антверпена в Брюссель, чтобы найти и зарисовать разнообразные цветы в ботаническом саду.
  3. Флорис ванн Дейк. К сожалению, сохранилось лишь четыре произведения этого автора. Все работы выполнены в жанре сервированного стола. В центре каждой картины – пирамидка из кусочков сыра, а фон плавно переходит в дымку.
  4. Абрахам ванн Бейерен Искусствоведы признали его лучшим художником в жанре рыбных натюрмортов. Картины мастера восхищают идеальной, детальной прорисовкой рыбьей чешуи в серебристо-серой гамме.

Отметим выдающихся мастеров постимпрессионизма. Поль Сезанн (XIX-начало XX века) и Винсент Ван Гог В XIX веке художник для создания композиций предпочитал использовать глиняные кувшины, яблоки, лук, груши, винные бутылки и драпировки с холодным колоритом. Среди самых известных его работ: «Яблоки и салфетка», «Имбирь, кувшин и баклажаны» и «Натюрморт с фруктами». Сезанн также писал цветочные букеты – например, «Георгины в вазе из дельфтского фарфора» и известные «Хризантемы».

Ван Гог много работал в жанре натюрморта, посвящая свои работы флористике. Его известные картины, такие как «Ирисы», «Японская ваза с розами», «Ваза с подсолнухами» и «Маки», знакомы многим.

Сальвадор Дали, Рене Магритт и Джорджо Моранди, известные своими сюрреалистическими работами, также создавали картины с изображением неживых объектов.

К данному жанру обращаются русские мастера.

  • Илья Репин («Яблоки и листья»);
  • Исаак Левитан («Лесные фиалки и незабудки»);
  • Казимир Малевич («Натюрморт»);
  • Иван Крамской («Букет цветов. Флоксы»).

С развитием рекламы в XX веке данный жанр и «мертвая натура» получили новый импульс развития. При помощи специфичных приемов Джеймс Розенквист и Энди Уорхол Саркастически высмеивали потребительский ажиотаж. Вспоминаем известные «Сто банок с супом «Кэмпбелл» или «Время белого хлеба».

В 1970-х, оспаривая абстрактное искусство, сформировалось течение фотореализма. Художники использовали бытовые или любительские фотографии в качестве основы, изображая обезличенную и обыденную реальность – словно случайный кадр на полотне. Такой аутентичный жанр непременно будет развиваться и вдохновлять последующие поколения творцов.

Как самостоятельно нарисовать натюрморт

Этот жанр — удачный выбор для освоения основ живописи и рисунка. Художник ставит перед собой задачу отобразить цветы, книги, фрукты, посуду и другие предметы, окружающие его. Каждый мастер стремится передать фактуру, форму и оттенки предмета.

Красота кроется в деталях. Не обязательно искать её вдали от дома или придумывать что-то необычное. Вдохновение может быть рядом: на подоконнике спальни или на кухне среди знакомых вещей.

Ветке корзины с фруктами или в букете цветов можно найти идеи для картины, а может быть, даже в атмосфере ужина в субботу вечером. Посмотрите вокруг креативным взглядом – вы увидите много предметов, которые достойны оказаться на полотне.

При знакомстве с этим жанром не забудьте о шагах создания таких работ, чтобы достичь равновесия в рисунке.

Необходимый набор инструментов

  1. Для начала подготовьте бумагуВыбор основы повлияет на обширные возможности вашей работы и материалы, которыми вы будете рисовать. Например, при использовании акварели лучше всего подходят плотные листы бумаги с зернистой структурой. В таком случае изображаемые предметы приобретут насыщенность и фактурность.
  2. Кисти. Для работы предпочтительнее подготовить несколько кисточек разных размеров и форм. Плоские оптимальны для заливки широких участков, а круглые с тонкими кончиками хороши для детальной проработки и воспроизведения бликов.
  3. КарандашиВ начале работы пригодится графитный карандаш. Лучше выбирать HB или B – для начертания контуров это удобнее.
  4. КраскиРегулярно советуем приобрести акварель, гуашь и масло сразу в комплектах.

Основные правила

Попробуйте сочетать разные способы размещения объектов в своей работе. Это создаст объёмность и гармонию. Подойдёт, например, расположение предметов на переднем плане или перекрытие их друг друга.

Не размещайте предметы одинаковых форм и размеров на одном уровне. Картина не заинтересует зрителей, если подобные объекты будут располагаться в линию. Предметы же, стоящие на переднем и заднем планах, добавят глубины вашему произведению.

Выбирая предметы для создания композиции, необходимо учесть их единое смысловое значение и тесную связь друг с другом.

Следующий совет: не используйте идентичные цвета. Внимательно рассмотрев любые предметы, можно заметить, что все они разных оттенков. Особенно это заметно в букетах цветов. В некоторых случаях можно использовать две или три краски, а остальные получать смешиванием.

Важно помнить о главном цвете или предмете. Размышляйте над тем объектом, который стал основой вашего шедевра на бумаге. Он может выделяться размером, формой или цветом. Если с определением такого предмета возникают трудности, лучше пересмотреть композицию.

Начните работу с самых ярких элементов композиции, чтобы определить общее настроение картины. При рисовании тканевых предметов учтите, что материал всегда располагается по форме, а складки привносят движение в изображение.

Исполняя рисунок, придерживайтесь последовательности: начинайте с общего, затем переходите к деталям, а потом возвращайтесь к общим очертаниям.

Фото на анонс: Shutterstock / FOTODOM