Мыло с нуля с зеленым чаем

Как уже писала в прошлом посте, я решила теперь варить мыло не совсем привычным способом, чтобы получать более качественный продукт на выходе. В этом мастер-классе расскажу о том, как варила свое новое мыло с добавлением порошкового зеленого чая и чем его технология отличается от описанной в прошлый раз в моем блоге.

Предупреждение: статья подразумевает, что читатель уже имеет опыт варки мыла с нуля горячим способом, умеет работать с процентами, с калькулятором щелочи, знает о технике безопасности.

Я не делаю и не продаю курсов по мыловарению, здесь я просто бесплатно делюсь своим опытом и техникой, которая помогает мне приготовить мыло лучшего качества — твердое, не раскисающее, экономичное, хорошо промывающее и приятное в использовании. Описанная ниже технология взята из книг по промышленному мыловарению и применена в моем домашнем процессе с некоторыми допущениями, т.к я не химик и в домашних условиях невозможно воспроизвести полностью все моменты, которые возможны только на производстве с нужным оборудованием и лабораторией, но даже в таких условиях возможно получить мыло с бОльшим содержанием самого мыла в составе.

Итак, идея этого мыла пришла во время моего недавнего путешествия в Корею, где мне на глаза попался порошковый зеленый чай местного производства. Немного фото 🙂

Мыло с нуля с зеленым чаем, фото № 1

Мыло с нуля с зеленым чаем, фото № 2

Мыло с нуля с зеленым чаем, фото № 3

А вот сам чай, который я привезла:

Мыло с нуля с зеленым чаем, фото № 4

Решила, что сделаю мыло на мацерате кокосового масла на чае. Так выглядит сам чай:

Мыло с нуля с зеленым чаем, фото № 5

Готовлю кокосовый мацерат на зеленом чае

Растопила кокосовое масло, добавила в него чай (в соотношении примерно 7% чая и 93% масла) и поставила прогреваться в духовку часа на 4 на 60 градусов, чтобы полезные вещества могли лучше перейти из чая в масло. Затем процедила масло через ткань, чтобы максимально очистить масло от самого чая, получилось вот так:

Мыло с нуля с зеленым чаем, фото № 6

В немного остывшем виде масло выглядит так:

Мыло с нуля с зеленым чаем, фото № 7

Теперь уже можем приступить к варке самого мыла!

Рецепт мыла

Смесь масел:

кокосовое (мой мацерат на чае) — 25%

пальмовое — 30%

пальмоядровое — 10%

оливковое — 30%

касторовое — 5%

Остальное:

лимонная кислота — 1%

пережир ставим 0%

вода 52% относительно веса масел

щелочь рассчитывается по калькулятору с учетом 0% заложенного пережира и с учетом дополнительной щелочи для нейтрализации лимонной кислоты (пережир рассчитываю и добавляю отдельно в конце варки)

Я рассчитывала рецепт на 1 кг масел, соответственно брала 520 гр воды.

Подготовка смеси

Сейчас опишу необычный момент — в растопленную масляную смесь я добавила раствор мыла от моей предыдущей недавней варки (специально делала чистое белое мыло для этой цели таким же способом с долгой варкой около 6-7 часов). Воду (в моем случае 520гр) разделила на две части — одна часть идет на 40%ый раствор щелочи, а все что остается идет на раствор мыла. Мыла на свой рецепт я брала 130гр, натерла на терке и залила горячей водой, чтобы мыло растворилось быстрее. После того как оно размягчилось, взбила мыльный раствор блендером, чтобы масса стала однородной.

Мыло с нуля с зеленым чаем, фото № 8

Мыло с нуля с зеленым чаем, фото № 9

Одновременно с приготовлением мыльного раствора смешиваю и топлю все масла из рецепта.

Мыло с нуля с зеленым чаем, фото № 10

Затем вливаю готовый мыльный раствор в смесь масел и перемешиваю блендером. Зачем это нужно? Чтобы получить эмульсию, т.к мыло выступает эмульгатором и смешивает масло и воду. Эмульсия необходима нам на следующем этапе (когда мы добавим раствор щелочи) для быстрого течения реакции омыления, т.к в эмульсии получается довольно большая площадь контакта между жирами и щелочью и они легче вступают в реакцию.

Мыло с нуля с зеленым чаем, фото № 11

Далее подготавливаем щелочной раствор (я беру пропорции 40% щелочи (где 40% это вся наша щелочь из рецепта) и 60% воды, вода берется из общей массы в 520гр в моем случае). Важный момент — остужаю щелочь и смесь масел с мыльным раствором примерно до 70 градусов, и только после этого вливаю половину щелочного раствора в свою смесь. Такая температура необходима для поддержания устойчивой эмульсии, т.к при более высоких температурах ее устойчивость снижается. Сразу начинаю перемешивать все блендером, масса в первые моменты может начать распадаться, не перестаю мешать пока смесь не станет стабильной. Температура массы начнет резко повышаться, мешаю пока не увижу нечто, похожее на стадию геля, выглядит примерно так:

Мыло с нуля с зеленым чаем, фото № 12

Затем отправляю массу в духовку (кастрюлю закрываю крышкой, чтобы не допускать испарения воды) на 100 градусов примерно на пол часа, чтобы первая порция щелочи максимально успела вступить в реакцию с жирами. Потом вытаскиваю массу и вливаю вторую половину щелочи, сразу же мешаю все блендером до тех пор, пока масса снова не станет однородной и стабильной, нельзя допускать расслоения массы. Когда масса приведена в порядок, снова отправляем в духовку, ставлю 125 градусов и затем наблюдаю и жду, когда масса начнет кипеть. Когда видим что масса поднимается и закипает то достаем и начинаем мешать блендером, пока масса снова не станет ровной и спокойной, и отправляем обратно в духовку. Я достаю примерно раз в пол часа или час. Перемешивание необходимо для продолжения реакции омыления, т.к реакция возможна когда и жир и щелочь находятся в контакте, перемешивание помогает им найти друг друга в общей массе. Масса принимает примерно такой вид:

Мыло с нуля с зеленым чаем, фото № 13

Масса жидкая, подвижная, блестящая, если бы не был добавлен чай, то можно было бы увидеть прозрачность в тонком слое. Если взять кусочек массы и остудить, то его можно расплющить между пальцами, прилипать он не должен, превращается в тонкую эластичную пластинку. Если все прошло правильно и изначально было рассчитано верно, то масса будет в таком состоянии до конца, она не должна ни расслаиваться, ни загустеть комом. Эти ситуации могут быть связаны с избытком или недостатком щелочи, чтобы контролировать ее концентрацию периодически делаю пробу фенолфталеином, чтобы убедиться, что свободная щелочь еще есть в массе, т.к без нее процесс омыления остановится. Спустя часов 6 варки добавляю пережир — масло ши 5% от веса масел. Вмешиваю в массу блендером и ставлю еще на пол часа в духовку. Затем достаю, разливаю в формы и оставляю остывать до утра. Утром достаю полностью остывшее мыло, нарезаю и ставлю штампик.

Мыло с нуля с зеленым чаем, фото № 14

Я оставляю мыло примерно на месяц на просушку, чтобы ушла лишняя вода и мыло стало более твердым, и после этого уже начинаю им пользоваться.

Мыло с нуля с зеленым чаем, фото № 15


Источник