Мастер-класс для тех, кто желает попробовать написать картину в технике старых мастеров, а именно в итальянской манере. Это очень красивая живопись, красочный эффект которой, подобно фламандской, складывается из просвечивающих слоев краски, которые создают необъяснимое свечение, идущее изнутри. Портрет Аббата Пьетро Ротари как нельзя лучше подходит под эти характеристики.

Портрет Аббата, Пьетро Ротари.

Фотография для печати и переноса на холст. Контуры предметов четко различимы. На фоне заметна градация оттенков от светлых до темных, а также складки одежды. Скачать можно в разделе «Выкройка/шаблон».
Список масляных красок, необходимые для работы:
Жженая кость, светлая охра, красная английская, красная охра, лимонный кадмий, коричневый марс прозрачный, ультрамарин, красный кадмий, натуральная умбра ленинградская, волконскоит, титановые белила.
Можно заменить титановые белила на свинец.
Кисти:
Мне понадобились разнообразные кисти: три первые – из мягкой шерсти козы № 50, 30, 20; мягкая плоская синтетическая; круглая кисточка из жесткой щетины; плоские овальные из жесткой щетины; тонкие круглые синтетические кисточки для деталей.

Разбавитель:
Пишем на уплотненном льняном масле с добавкой пинена (Разбавитель № 4). Можно использовать готовую смесь из уплотненного масла и пинена (в магазине) в соотношении 1 к 1.
Можно сделать самостоятельно уплотненное масло. Наливаем обыкновенное отбеленное льняное масло в посуду с большой площадью открытой поверхности. Можно в пластиковый контейнер. Толщина слоя масла в контейнере 1,5 см. Выставляем контейнер с маслом на подоконник на солнце. Держим до получения нужной консистенции примерно месяц. Плотность масла по сравнению с обычным сырым льняным, как густой мед. Для нашей работы примерная пропорция масла и пинена 1:1.

Дополнительные материалы:
Акварель, цвет умбра. Мелок соуса коричневого цвета. Ретушный лак.
Для основы под живопись можно взять уже готовый мелкозернистый льняной холст. Если вы хотите создать картину ближе к оригиналу, то готовим холст сами. В художественном магазине или магазине ткани постарайтесь найти подходящую по качеству льняную ткань с мелким зерном.

Фото 1
Натягиваем ткань на подрамник с помощью мебельного степлера и специальных щипцов. Размер подрамника можно взять 80х65 см. Затем нам нужно проклеить ткань. Делаем раствор для проклейки: 6 грамм желатина заливаем 100 мл воды, даем желатину разбухнуть. Нагреваем на водяной бане до однородной жидкой массы. Немного остужаем. Желатин наносим теплым широкой кистью, следя за тем, чтобы ткань не проклеивалась насквозь. Проклеиваем в 4 слоя. Каждый слой хорошо просушиваем. Затем 2 слоя акрилового грунта (есть в художественном магазине). Грунт наносите шпателем «под нож», т. к. оригинал картины был написан по гладкому грунту. Мастера итальянской школы писали по масляному грунту, поэтому после высыхания слоев акрилового грунта наносим завершающим слоем широкой кистью слой масляных титановых белил. Этот слой будет имитировать масляный грунт старых мастеров.
Вот такая поверхность полотна должна получиться: (Фото 2).

фото 2
Размер картины «Портрет аббата» Пьетро Ротари 82,5х68 см. Нам неудобен такой размер, большинство подрамников универсальных размеров, поэтому берем подрамник 80 на 65 см. Рисунок на холст можно наносить от руки или с помощью распечатанной на тонкой бумаге фотографии картины, в размер холста, на которую с внутренней стороны наносим слой коричневого соуса, торцом мелка. Накладываем лист на холст и продавливаем рисунок с наружной стороны. Линии рисунка фиксируем акварелью, цвет умбра.

Фото 3
Первый слой краски наносим тонким, лессировочным слоем. Делаем светотеневую разработку, наносим краску только на тени и темные драпировки. Для этого используем масляную краску марс коричневый прозрачный + немного добавляем в него умбру натуральную Ленинградскую.
Такой цвет первого слоя дает необходимый теплый оттенок в тени лица, служит основой для фона, который потом будет перекрыт сверху тонкими слоями более холодных красок. Также будет подкладкой под черную одежду аббата, чтобы черный выглядел более насыщенным и глубоким.

Фото 4
Для создания светящегося глянцевого слоя обрабатываем каждый последующий (просохший!) слой краски ретушным лаком большим синтетическим флейцем, например, кисточкой флейц №40, тонким слоем горизонтально. Излишки удаляем ветошью. Положение холста при межслойной обработке вертикальное.
Ретушный лак можно купить, а можно сделать самостоятельно.
Одна часть масла льняного плотного сгущенного плюс четыре части пинена плюс одна часть спирта. Наносила ретушный лак крупной мягкой синтетической кистью.
Постепенно тонкими слоями набираем плотный тон фона, одежды и теней на фигуре, как на фото. Для этого используем масляную краску марс коричневый прозрачный + немного добавляем в него умбру натуральную ленинградскую. Также проходим этими красками по полутону! Краску наносим мягкой плоской синтетической кистью № 20, тонкими прозрачными слоями на фон, ткань и на тело в тех участках, где нужно было сделать теплый более темный тон. Когда коричневая подкладка высохнет, обрабатываем поверхность холста ретушным лаком. Начинаем раскрывать одежду аббата, проходим тонким лессировочным слоем краски «Кость жженая».

Фото 5
Подмалевок необходим для того чтобы цвет, который введем позже, лег ровно и сочно. Подмалевком, выполненным масляными титановыми белилами, прорабатываем освещенные части изображения, моделируя формы толщиной слоя и организовывая более гладкую фактуру. Плотный слой краски подмалевка делаем в два слоя. Заходим тонким лессировочным слоем титановых белил по ранее пролессированому марсом и умброй полутону. Такой прием позволяет сделать полутон холодным серебристым, как у старых мастеров. Продолжаем раскрывать одежду аббата, проходим тонкими лессировочными слоями краски «Кость жженая».

Фото 6
Лессировка. Работаем со световыми частями на лице и руках. Лессировку выполняем по высохшему пробеленному подмалевку. Используем такие краски как охра светлая, английская красная, охра красная, кадмий лимонный, титановыми белилами. Подбираем близкие к оригиналу тона смесей красок.
Более холодные части тела: охра красная, кадмий лимонный, с небольшим использованием титановых белил наносим торцом овальной кисти из жесткой щетины (титановые белила в смесях с другими красками дают более холодный оттенок). Более теплые части тела: английскую красную, охра красную, охра светлая. Исключаем белила. Наносим смесь мягкой плоской синтетической кистью, тонким лессировочным слоем. Теневые части лица на более темных участках, проходим смесью красок умбра натуральная ленинградская и охра светлая, тонким лессировочным слоями. Следим за тем, чтобы был ровный переход от более светлого к более темному участку тени. Когда наберется ровный и подходящий по тону цвет тени на лице, проходим тонкими слоями краски волконскоит, чтобы сбить лишнюю теплоту цвета.

Фото 7
Теперь, когда набрали тонкими лессировочными слоями плотный тон фона, нужно немного сбить ее слишком теплый оттенок. Для этого берем краску волконскоит. Наносим краску широкой синтетической кистью в несколько тонких слоев.

Фото 8
Начинаем работу над воротничком. По уже просохшему слою марса коричневого прозрачного наносим смесь красок: Кость жженая, ультрамарин, титановые белила. Вот такой серо-голубой оттенок должен получиться. Позже по просохшему слою тонкой кисточкой с белилами делаем тонкую окантовку воротника. (Фото 9)

Фото 9
Детали, такие как глаза, прописывала тонкой мягкой синтетической кисточкой тонкими лессировочными слоями. Смесью красок: Кость жженая, ультрамарин, титановые белила по уже просохшему первому коричневому слою. Получается серо-голубой цвет глаз.

Фото 10
После того, как мы немного сбили слишком теплый тон фона, его нужно сделать более гладким, убрать полосы от кисточек, сделать растяжку от более темных участков фона к более светлым. Для этого нам нужна более плотная краска охра светлая. Ее мы наносим тоже тонкими лессировочными слоями с добавлением хорошего количества разбавителя. Наносим широкой синтетической кисточкой по всему фону, особенное внимание уделяем тем частям, которые нужно высветлить. В эти места наносим краску в несколько слоев, границы мазков растушевываем, чтобы у фона был плавный переход. Например, это область фона ближе к руке и область фона за его спиной.

Фото 11
Прорисовываем складки на одежде аббата тонкими лессировочными слоями краски «кость жженая», по уже высохшим. Для складок берем краску и добавляем титановые белила, чтобы полученный тон был немного светлее основного тона одежды. Мягкой овальной синтетической кисточкой растушевываем наносим краску на освещенные части одежды и складок. Где нужно, делаем мягкий переход от темного к светлому, растушевываем. Делаем как на оригинале, постоянно сверяясь. (Фото 12)

Фото 12
Приступаем к работе над манжетами. Работаем по просохшему лессировочному слою, марса коричневого прозрачного и умбры натуральной ленинградской. Смесь красок: «охра светлая», «умбра натуральная ленинградская», «титановые белила» с небольшим добавлением краски «кость жженая» наносим тонким слоем в тени манжета. На свету берем смесь краски: «кость жженая» и «титановые белила» фирмы с небольшим добавлением краски «охра светлая». (Фото 13)

Фото 13
Когда слои высохнут, тончайшей синтетической кистью, например № 0, аккуратно по форме наносим узоры кружева. Для этого берут чистые «титановые белила». (Фото 14)

Фото 14
Бумажный свиток на заднем плане создаём по такому же принципу. Только краски смешиваем темнее по тону. Такой портрет у нас получился (Фото 15, 16, 17, 18).
Теперь вы знакомы с технологией живописи старых мастеров и можете применить эти знания на практике. Живопись, исполненная лессировками, приобретает по законам оптики необычайную насыщенность и звучность красок, которые «загораются изнутри цветовым огнем», придающим ей особую красоту, недостижимую в живописи корпусными красками.
Спасибо за внимание!
Лена Гришина.

Фото 15

Фото 16

Фото 17

Фото 18