Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров

Мастер-класс для тех, кто хочет попробовать написать картину в технике старых мастеров, а именно в итальянской манере. Это очень красивая живопись, красочный эффект которой, подобно фламандской живописи, складывается из просвечивающих слоев краски, которые создают, то необъяснимое свечение, идущее изнутри. Портрет Аббата» Пьетро Ротари как нельзя лучше подходит под эти характеристики.

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 1

Оригинал .Портрет Аббата» Пьетро Ротари.

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 2

Фото для распечатки и перевода на холст. Четко видны контуры предметов. Можно проследить растяжку от светлого к темному на фоне и складки одежды. Можно скачать в разделе Выкройка/шаблон.

Список масляных красок, которые понадобятся в работе:

Кость жженая, охра светлая, английская красная, охра красная, кадмий лимонный, марс коричневый прозрачный, ультрамарин, кадмий красный, умбра натуральную ленинградская, волконскоит, титановые белила.

Можно заменить титановые белила на более аутентичные свинцовые.

Кисти:

Кисти мне понадобились разнообразные: 3 первые из мягкой шерсти козы № 50, 30, 20; мягкая плоская синтетическая; круглая кисточка из жесткой щетины; плоские овальные из жесткой щетины; тонкие круглые синтетический кисточки для деталей.

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 3

Разбавитель:

Пишем на уплотненном льняном масле с добавлением пинена (Разбавитель № 4) (можно взять готовое уплотненное масло и пинен в магазине, смешать в пропорции 1 к 1).

А можно сделать самостоятельно уплотненное масло. Наливаем обыкновенное отбеленное льняное масло в посуду с большой площадью открытой поверхности. Можно в пластиковый контейнер. Толщина слоя масла в контейнере 1,5 см. Выставляем контейнер с маслом на подоконник на солнце. Держим до получения нужной консистенции примерно месяц. Плотность масла по сравнению с обычным сырым льняным, как густой мед. Для нашей работы примерная пропорция масла и пинена 1:1.

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 4

Дополнительные материалы:

Акварель, цвет умбра. Мелок соуса коричневого цвета. Ретушный лак.

1. Для основы под живопись можно взять уже готовый мелкозернистый льняной холст. Если вы хотите создать картину ближе к оригиналу, тогда готовим холст сами. В художественном магазине, или магазине ткани постарайтесь найти подходящую по качеству льняную ткань с мелким зерном. (Фото 1)

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 5

Фото 1

Натягиваем ткань на подрамник с помощью мебельного степлера и специальных щипцов. Размер подрамника можно взять 80х65 см. Дальше нам нужно проклеить ткань. Делаем раствор для проклейки. 6 грамм желатина заливаем 100 мл воды, даем желатину разбухнуть. Нагреваем на водяной бане до однородной жидкой массы. Немного остужаем. Желатин наносим теплым, широкой кистью, следя за тем, чтобы ткань не проклеивалась насквозь. Проклеиваем в 4 слоя. Каждые слой хорошо просушиваем. Затем 2 слоя акрилового грунта (есть в художественном магазине). Грунт наносите шпателем «под нож» (шпателем наносим грунт, стараясь сделать ровную поверхность, забивая поры холста.), т. к. оригинал картины был написан по гладкому грунту. Мастера итальянской школы писали по масляному грунту, поэтому после высыхания слоев акрилового грунта, я нанесла завершающим слоем, широкой кистью слой масляных титановых белил. Этот слой будет имитировать масляный грунт старых мастеров.

Вот такая поверхность холста должна получиться: (Фото 2)

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 6

фото 2

2.Оригинальный размер картины «Портрет аббата» Пьетро Ротари 82,5х68 см. Но нам неудобен такой размер, большинство подрамников в магазине универсальных размеров, поэтому берем подрамник размера 80на 65 см. Рисунок на холст можно наносить от руки или с помощью распечатанной на тонкой бумаге, в размер холста фотографии картины, на которую с внутренней стороны наносим слой коричневого соуса, торцом мелка. Накладываем лист на холст и продавливаем рисунок с наружной стороны. Линии рисунка фиксируем акварелью, цвет умбра. (Фото 3)

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 7

Фото 3

3. Первый слой краски наносим тонким, лессировочным слоем. Делаем светотеневую разработку, наносим краску только на тени и темные драпировки. Для этого используем масляную краску марс коричневый прозрачный + немного добавляем в него умбру натуральную ленинградскую.

Такой цвет первого слоя дает необходимый теплый цвет в тени лица, служит основой для фона, который потом будет перекрыт сверху тонкими слоями более холодных красок. Также будет подкладкой под черную одежду аббата, чтобы черный смотрелся более насыщенным и глубоким. (Фото 4)

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 8

Фото 4

Для создания светящегося глянцевого слоя, обрабатываем каждый последующий (просохший!) слой краски ретушным лаком, большим синтетическим флейцем, например, кисточка флейц №40, тонким слоем, горизонтально, излишки удаляем ветошью. Положение холста при межслойной обработке вертикальное.

Ретушный лак можно купить, а можно сделать самому:

1 часть масла льняного плотного сгущенного + 4 части пинена + 1 часть спирта. Наносила ретушный лак крупной мягкой синтетической кистью.

4. Постепенно тонкими лессировочными слоями набираем плотный тон фона, одежды и теней на фигуре, как на фото. Для этого используем масляную краску марс коричневый прозрачный + немного добавляем в него умбру натуральную ленинградскую. Также проходим этими красками и по полутону! Краску наносим мягкой плоской синтетической кистью № 20, тонкими прозрачными слоями на фон, ткани и на тело в тех участках, где нужно было сделать теплый более темный тон. Когда коричневая подкладка высохнет, обрабатываем поверхность холста ретушным лаком. Начинаем раскрывать одежду аббата, проходим тонким лессировочным слоем краски «Кость жженая» (Фото 5)

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 9

Фото 5

5. Далее приступаем к выполнению пробеленного подмалевка. Он необходим для того чтобы цвет, который мы введем позже, лег ровно и сочно. Подмалевком, выполненным масляными титановыми белилами, прорабатываем освещенные части изображения, моделируя формы толщиной слоя и организовывая более гладкую фактуру. Плотный слой краски подмалевка, делаем в два слоя. Заходим тонким лессировочным слоем титановых белил по ранее пролессированому марсом и умброй полутону. Такое прием позволяет сделать полутон холодным серебристым, как у старых мастеров. Продолжаем раскрывать одежду аббата, проходим тонкими лессировочным слоями краски «Кость жженая» (Фото 6)

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 10

Фото 6

6. Далее лессировка. Работаем со световыми частями на лице и руках. Лессировку выполняем по высохшему пробеленному подмалевку. Используем такие краски как, охра светлая, английская красная, охра красная, кадмий лимонный, титановыми белилами. Подбираем близкие к оригиналу тона смесей красок. Более холодные части тела: охра красная, кадмий лимонный, с небольшим использованием титановых белил наносим торцом овальной кисти из жесткой щетины (титановые белила в смесях с другими красками дают более холодный оттенок). Более теплые части тела: английскую красную, охру красную, охра светлая. Исключаем белила. Наносим смесь мягкой плоской синтетической кистью, тонким лессировочным слоем. Теневые части лица на более темных участках, проходим смесью красок умбра натуральная ленинградская и охра светлая, тонким лессировочным слоями. Следим за тем, чтобы был ровный переход от более светлого к более темному участку тени. Когда наберется ровный и подходящий по тону цвет тени на лице, проходим тонкими слоями краски волконскоит, чтобы сбить лишнюю теплоту цвета. (Фото 7)

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 11

Фото 7

7. Теперь, когда мы набрали тонкими лессировочными слоями плотный тон фона, нужно немного сбить ее слишком теплый оттенок. Для этого берем краску волконскоит. Наносим краску широкой синтетической кистью в несколько тонких слоев. (Фото 8)

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 12

Фото 8

8. Начинаем работу над воротничком. По уже просохшему слою марса коричневого прозрачного наносим смесь красок: Кость жженая, ультрамарин, титановые белила. Вот такой серо-голубой оттенок должен получится как на фото. Позже по просохшему слою, тонкой кисточкой с белилами делаем тонкую окантовку воротника. (Фото 9)

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 13

Фото 9

9. Детали, такие как глаза прописывала тонкой мягкой синтетической кисточкой, тонкими лессировочными слоями. Смесью таких красок как: Кость жженая, ультрамарин, титановые белила по уже просохшему первому коричневому слою. Получается серо-голубой цвет глаз. (Фото 10)

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 14

Фото 10

10. После того, как мы немного сбили слишком теплый тон фона, его нужно сделать более гладким убрать полосы от кисточек сделать растяжку от более темных участков фона к более светлым. Для этого нам нужна более плотная краска охра светлая. Ее мы наносим тоже тонкими лессировочными слоями с добавлением хорошего количества разбавителя. Наносим широкой синтетической кисточкой, по всему фону, особенное внимание уделяем тем частям, которые нам нужно высветлить. В эти места наносим краску в несколько слоев, границы мазков растушевываем, чтобы у фона был плавный переход. Например, это область фона ближе к руке, и область фона за его спиной. (Фото 11)

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 15

Фото 11

11. Прорисовываем складки на одежде аббата, по уже высохшим тонкими лессировочным слоями краски «кость жженая». Для складок берем краску, добавляем к ней титановые белила, так, чтобы полученный тон был немного светлее основного тона одежды. Мягкой овальной синтетической кисточкой растушевываем наносим краску на освещенные чести одежды и складок. Где нужно, делаем мягкий переход от темного к светлому, растушевываем. Делаем как на оригинале, постоянно сверяясь. (Фото 12)

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 16

Фото 12

12. Приступаем к работе над манжетами. Работаем по просохшему лессировочному слою, марса коричневого прозрачного и умбры натуральной ленинградской. Смесь красок: «охра светлая», «умбра натуральную ленинградская», «титановые белила» с небольшим добавлением краски «кость жженая» наносим тонким слоем в тени манжета. На свету берем смесь краски: «кость жженая» и «титановые белила» фирмы с небольшим добавлением краски «охра светлая». ( Фото 13)

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 17

Фото 13

13. Когда слои высохнут, тончайшей синтетической кистью, например № 0, аккуратно по форме наносим узоры кружев. Для этого берем чистые «титановые белила». (Фото 14)

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 18

Фото 14

14.Бумажный свиток на дальнем плане делаем по такому же принципу. Только смеси красок берем темнее по тону. Вот такой портрет у нас получился (Фото 15, 16,17, 18)

Теперь вы знакомы с технологией живописи старых мастеров и можете применить эти знания на практике в дальнейшем. Живопись, исполненная лессировками, приобретает на основании законов оптики необычайную насыщенность и звучность красок, которые «загораются изнутри цветовым огнем», придающим ей особую красоту, недостижимую в живописи корпусными красками.

Спасибо за внимание!

Лена Гришина.

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 19

Фото 15

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 20

Фото 16

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 21

Фото 17

Мастер-класс по живописи. Портрет в технике старых мастеров, фото № 22

Фото 18


Источник