Любите настольные игры? Возможно, слышали о легендарной «Мафии» — игре для большой компании друзей. Она никогда не надоедает даже после десятков партий, раскрывает тайны личности игроков и удивляет с каждым разом. «Мафия» — карточная игра, где каждый получает тайную роль, известную только ему. Мирным игрокам нужно найти мафию среди участников и выгнать её голосованием; задача мафии — уничтожить всех мирных игроков. В этой статье расскажем обо всём, что нужно знать о игре: от правил до советов, которые помогут одержать победу.
Что такое «Мафия»
«Мафия» – настольная карточная игра с ролями для больших групп (с шести человек любого возраста). В игре участники используют речь, способность убеждать, внимательность, логику, умение обманывать и bluffing.
В игре «Мафия» участники разделяются на мирных жителей и мафию. Цель мирных жителей — определить принадлежность игроков к мафии и исключить преступников путем голосования. Мафия стремится устранить всех мирных жителей, оставаясь незамеченной.
Каждый определяет свою роль самостоятельно. Чтобы понять, что хотят другие участники, требуется внимательно наблюдать за их действиями и словами, а также анализировать ход игры и делать обоснованные заключения.
В игру входят карточки с ролями для игроков. Некоторые версии игры дополнены масками, которые помогают игрокам закрывать глаза во время «ночной фазы» и не смотреть на других участников.
Ход игры
Вначале участники игры определяют, кто будет вести.
Ведущего характеризует набор обязанностей: объявление этапов игры, публикация итогов игровых событий и контроль дебатов между участниками. В процессе противостояния мирных жителей и мафии ведущий не вмешивается: можно сказать, что он управляет процессом, отвечая за организационные моменты. Следовательно, ведущий знает роли всех игроков: это знание приобретает в первой «фазе ночи», когда объявляются роли.
Хозяин игры каждому участнику выдает по одной карточке с обозначенной ролью. Важно раздавать карты так, чтобы никто не видел своего соперника. Если кто-то узнает роль соседа, игра теряет смысл. Каждый игрок должен знать только свою роль. Узнав ее, человек может спрятать карту в удобном месте — до конца игры (или своей смерти в игре) она ему больше не понадобится.
Не демонстрируйте свою карту другим игрокам.
Каждый тур состоит из двух этапов: ночной и дневной.
Фаза ночи
В ночной фазе все игроки закрывают глаза. Ведущий по очереди называет каждую роль, за исключением обычных мирных жителей («Просыпается мафия»). После этого те игроки, чья роль была озвучена, открывают глаза и жестами показывают на человека. В зависимости от роли проснувшегося и указанного им лица в начале дневной фазы будут разные последствия. Например, если мафия укажет на человека, то утром он выбывает из игры (его убили). Подробнее об этом мы расскажем в главе о ролях.
В фазу ночи разговаривать разрешается только ведущему, остальные участники молчат. Достаточно даже небольшого шума, чтобы утром другие игроки заподозрили кого-то. Ведущий должен следить за тем, чтобы никто из участников не подглядывал, поэтому рекомендуется использовать маски или повязки на глазах.
После того как пробудившийся игрок выполнил все свои действия — то есть указал ведущему на человека — закрывает глаза снова («Мафия засыпает») и объявляется следующая роль («Просыпается врач»).
Первую фазу ночи можно провести ознакомительной. Игроки ещё не успели пообщаться, поэтому убийство мафией произойдет наугад, и в фазу дня голосование будет таким же образом. Поэтому рекомендуется попросить игроков представиться и сказать пару слов, чтобы по их эмоциональности и репликам остальные могли делать какие-то предположения.
Фаза дня
По завершении голосования активные участники получают информацию о последствиях принятых ночью решений. Обычно это объявление о гибели одного игрока («Сегодня ночью погиб такой-то»). Ушедший из игры игрок высказывает свое мнение о возможных убийцах, подозреваемых и невинных участниках. Затем он отдаёт свою карту ведущему и покидает игру, но может оставаться в кругу игроков и молчать во время обсуждения.
Ведущий сам решает, сообщать ли о роли убитого, но мы настоятельно советуем хранить это в секрете: если игроки не знают, кто именно погиб, у них будет больше возможностей для обмана, например, притворяться убитым комиссаром.
После публикации результатов игры начинается дебаты, где участники могут обвинять друг друга, задавать вопросы, высказать свои сомнения или же защищаться. Как именно пройдут эти обсуждения, решает организатор. мы предлагаем следующую модельВ течение нескольких минут игроки непринужденно разговаривают, затем слово предоставляется каждому по очереди. Остальные молча слушают аргументы выступающего. Это ключевой момент игры: по словам и манере речи можно предположить роль участника. Например, волнующийся игрок, бросающийся обвинениями и защищающийся от них, может быть мафией. Спокойный и рассудительный игрок, скорее всего, играет мирную роль. Именно на этом этапе можно озвучить свои подозрения и убедить других в своей правоте.
В результате обсуждений игроки голосуют за того, кто покинет игру.
Больше всего голосов получает тот, кого участники считают наиболее подозрительным: его объявляют «казнённым», он отдаёт карту ведущему и уходит из игры. Совет может ошибиться и выставить невиновного – поэтому важно казаться порядочным и мирным жителем, даже если это неправда.
Можно выбрать только одного кандидата.
Ночь следует за днем, и цикл начинается вновь.
Игра завершается, когда обычные граждане устраняют всех мафиози или когда в игре никого из них уже не осталось.
Роли в игре
В зависимости от числа участников игра может иметь несколько ролей с особыми возможностями, что привносит большой интерес.
Классические роли присутствуют почти во всех играх и считаются их основой. Дополнительные роли появляются реже и предназначены для больших компаний (свыше пятнадцати человек).
Классические роли
Мирный житель
Гражданин – это пассивная мирная роль.
Он не просыпается ночью. Это основная и самая распространенная роль: большинство участников получат именно её. Участие в игре сводится к обсуждению и голосованию в дневной фазе.
Игровой советМногим игрокам кажется, что роль мирного жителя скучна: получив эту карту, теряют интерес к игре и не участвуют активно. В действительности же мирный житель – роль не менее важная. Внимательно следите за происходящим, принимайте активное участие в обсуждениях. Помните: только вы и ведущий знаете, что вы – мирный житель. Никто не мешает вам блефовать – например, публично заявить, что у вас «активная» добрая роль, будь то комиссар или врач, тем самым отведя удар мафии на себя.
Граждане одержали победу, избрав путем голосования устранить всех гангстеров.
Мафия
В традиционных правилах Мафия — единственная «плохая» роль. Игрокам, выпавшим на картах Мафии, противостоит остальная часть мирных ролей: мирные жители, комиссары и доктора.
Обычно в игре присутствует несколько мафиози, количество которых определяется числом игроков. Это сделано для того, чтобы игра не завершилась слишком скоро, если мирные игроки сразу же выявят злодея.
Несмотря на это, за ночь может быть убит только один человек. Когда ведущий объявляет «Просыпается мафия», все, кому досталась эта роль, открывают глаза и молча, жестами, договариваются о жертве. Когда мафия придёт к консенсусу, ведущий объявляет «Город засыпает». Наутро выбранный ими игрок покидает игру (если его не спасёт доктор).
Мафия свободна высказываться во время дневного обсуждения. Один член мафии может высказать подозрения против другого, чтобы мирные жители приняли его за своего. Одна мафия может голосовать против другой, например, если та явно выдала себя.
Мафия торжествует, если мирных ролей не осталось в игре.
В случае полного уничтожения всех мафиози мирными жителями на дневном голосования, побеждают мирные жители.
Игровой советС усердием старайтесь завоевать доверие мирных жителей. Не делайте необдуманных обвинений, не привлекайте излишнего внимания, иначе все подумают, что вам хочется казнить всех ради победы. Дайте понять, что вы искренне хотите разобраться с игроком-злодеем. Защищайте тех, на кого несправедливо наговаривают – это сделает вас доброжелательным жителем, который не хочет ошибиться казни. Направляйте внимание на логические ошибки мирных игроков и ненавязчиво сообщайте другим об этом, чтобы выгнали из игры всех, кроме мафии.
Если окажетесь в затруднительном положении, попытайтесь сыграть последнюю карту: объявите себя сотрудником правоохранительных органов и укажите человека, которого будто бы проверяли. Когда все осознают вашу ложь, для исправления ситуации будет уже поздно.
В ночное время предпочтительнее выбирать для устранения самых неожиданных участников: убив голосовавшего против вас игрока, остальные мгновенно решат, что мафией являетесь именно вы, и попытаетесь просто замолчать оппонента.
Комиссар
Комиссар – это активная мирная роль, потому что просыпается ночью. При объявлении «Просыпается комиссар» игрок с этой ролью открывает глаза и указывает пальцем на любого участника. Ведущий жестами показывает комиссару, мирная ли у выбранного игрока роль или злая.
Важно: перед началом игры определите сигналы ведущего для обозначения ролей.
Когда комиссар «проверил» игрока, ведущий объявляет «Комиссар засыпает», после чего тот закрывает глаза.
Комиссар не арестовывает и не казнит «пойманного» ночью мафиози, узнавая лишь его роль. Игрок решает, что делать с полученной информацией: заявить о своей роли комиссара и раскрыть личность мафиози (в последующую ночь его убьют, так как комиссар является главной целью мафии), или же сохранить свою роль в секрете и высказываться против проверенного игрока во время обсуждения.
В игре есть только один комиссар. Победу одерживает вместе с мирным населением.
Игровой советИногда раскрытие своей роли оказывается необходимым. Например, когда участников осталось мало, а мафия близка к победе, комиссару стоит объявить свою роль даже ценой собственной жизни и указать оставшимся мирным жителям истинных мафиози. В другие моменты наоборот, действовать скрытно может быть выгоднее, особенно если игроков много.
Врач
Врач – это мирная роль, которая помогает игрокам остаться в игре, предотвращая убийства мафией.
Когда ведущий объявляет «Просыпается врач», он открывает глаза и указывает на того, кого хочет вылечить (даже если целью окажется мафия). Если врач угадал и выбранный им игрок – это тот, кого в ту же ночь хотела убить мафия, то утром этот игрок останется в игре. Ведущий объявляет, что ночью никто не был убит, поскольку врач попал точно в цель. Врач также может лечить себя.
Врач не имеет права оказывать медицинскую помощь одному и тому же пациенту дважды consecutively.
В игре врач — единственный игрок, одерживавший победу вместе с другими мирными гражданами.
Игровой советБудьте готовы к тому, что вы будете регулярно ошибаться: определить, кого собирается убить мафия, бывает очень сложно. Старайтесь следить за темпом обсуждения и голосования, пытайтесь понять, кто из игроков представляет наибольшую угрозу для мафии. Например, это может быть самый рассудительный и проницательный участник или тот, кто публично объявил себя комиссаром. Не расстраивайтесь, если у вас не получится никого спасти: врач – неблагодарная профессия в этой игре.
Дополнительные роли
Маньяк
Маньяк — враждебная роль, действующая против всех участников игры. Его цель — устранить всех и выжить один. В остальных аспектах обязанности маньяка идентичны обязанностям мафии.
Маньяк в игре только один.
В случае с маньяком, ведущий в качестве знака проверяет его так же, как будто это мафия.
Любовница
Любовница выполняет мирную активную роль, функции которой практически полностью совпадают с функциями доктора, но с одним исключением. Игрок, которого любовница спасла ночью, не только выживает в случае атаки мафии, но и не принимает участия в дневном обсуждении и голосовании на следующем ходу. Также игроки не могут голосовать против него. Таким образом, выбранный любовницей игрок временно «выбывает» из игры до следующей ночи.
Любовница в игре только одна.
Дон Мафии
Дон — персонаж с негативной ролью, выступающий вместе с мафией. Его обязанности аналогичны функциям мафии, но при разногласиях между игроками о жертве Дон обладает правом последнего слова.
Если в игре три мафиозо, а два из них обвиняют разных людей, то выигрывает тот, кто был выбран доном.
Якудза
Якудза – это новые злостные роли в игре. Это вторая мафия, группа, которая стремится убивать и мирных жителей, и мафию. Мафия должна уничтожить их. Якудзу добавляют тогда, когда игроков много и нужно быстро сократить число участников.
Роли якудзы идентичны ролям мафии.
Кроме перечисленных, в разных изданиях «Мафии» встречаются и другие роли. Каждый издатель старается добавить как можно больше необычных карт. Подробности об уникальных дополнительных ролях можно найти в прилагаемом к игре буклете со правилами.
Соотношение ролей с количеством участников
Рекомендуемое число мафиози и активных ролей зависит от числа игроков.
- 6–9 игроков: 1–2 мафии, 0–1 комиссар, 0–1 доктор.
- 10–12 игроковДва-три члена мафии, один комиссар, один доктор (по желанию: один маньяк, одна любовница).
- 13–15 игроковЧетыре мафиози, один комиссар и один доктор (по желанию: один маньяк, одна любовница).
- 16 + игроковТри мафии, три якудзы, один комиссар, один доктор (по желанию: один маньяк, одна любовница) ИЛИ пять мафии, один комиссар, один доктор (по желанию: один маньяк, одна любовница).
Пример игры
В игре десять участников: две мафии, комиссар, доктор и шесть мирных жителей.
- Ведущий выбрал игроков, и каждому дал карту роли. Игроки изучили карты и скрыли их.
- Ведущий объявляет: «Город засыпает». Все игроки закрывают глаза.
- «Просыпается мафия». Два участника игры, сыгравшие мафию, открывают глаза и замечают друг друга взглядом.
- «Мафия делает свой выбор». Первый мафиозный босс показывает пальцем на соседа и предлагает убить его этой ночью. Второй мафиозный босс покачивает головой и указывает на другого человека. Первый мафиозный босс пожимает плечами и кивает в знак согласия.
- Выбранно, мафия погружается в сон. Мафиози закрывают глаза.
- «Просыпается комиссар». Игрок, играющий роль «комиссара», открыл глаза. Внимательно осмотрев всех участников игры, указал пальцем на своего соседа и посмотрел на ведущего. Ведущий поднял большой палец вверх, что означало: «Да, он мафия». Комиссар кивнул головой и снова закрыл глаза.
- «Комиссар засыпает».
- «Просыпается доктор». Игрок, принявший роль «доктора», открывает глаза. Думая, он решил не рисковать, указав пальцем на себя, надеясь избежать убийства в ту ночь. Ведущий подтверждает его действие кивком.
- «Доктор засыпает».
- Ведущий объявляет: «Город просыпаетсяСегодня утром ушел из жизни такой-то (имя жертвы). Мафия забрала его жизнь прошлой ночью.
- Участник, покинувший игру, высказывает предположения: по его мнению, его убил человек, сидевший слева, потому что ночью слышались шорохи, а теперь все смотрят туда и ведут себя подозрительно.
- Выступающий завершает свою речь и покидает соревнование.
- Игроки приступили к обсуждению. Самый внимательный из них пристально наблюдал за оппонентом. «Случайно не мафия ты?» – спросил он, как бы шутливо. Тот нервно улыбнулся и хихикнул, ответив: «Нет, я точно не мафия». Подозрительность в его ответе и нервных жестах заметили остальные игроки. После еще одной минуты обсуждений, обвинений и оправданий ведущий объявил о выступлении каждого по очереди.
- Ходят по кругу слова. По большей части говорящие отвечают: «Слишком рано делать выводы, поэтому ничего сказать не могу, но думаю, мафия – это тот-то». Доходит очередь до комиссара, он останавливается на проверяемом игроке ночью. «Что-то мне подсказывает, что мафия – именно он. Не знаю, как-то странно на меня смотрит, обычно разговорчивый, а сейчас молчит».
- После выступления всех игроков начинается голосование. Ведущий перечисляет имена участников по очереди, и те, кто считает того мафией, поднимают руку. Голосовать можно только за одного человека. Пять человек подняли руки после того, как ведущий назвал имя, обвиняемого комиссаром – это большинство.
- Ведущий сообщает о решении народного голосования: казнить или выгнать игрока. Последнее слово отдаётся ему. Он утверждает, что выбрали не того, а тот, кто на него клеветал (комиссар) — настоящий мафиози. После этого игрок покидает игру, не раскрывая свою роль и оставляя игроков в сомнениях.
- Ведущий объявляет конец дня: «Город засыпает».
- Мафия, проснувшись, стала последним игроком. Городской совет справедливо изгнал её партнера, поэтому она решила убить комиссара.
- Комиссар проверяет следующего игрока, но он оказывается мирным жителем.
- Врач полагает, что преступники желают устранить назойливого и словоохотливого комиссара, по этой причине решает вылечить его.
- Ведущий объявляет начало дня: «Город просыпается».
- В этот день никому не грозила смерть: все осознавали, что врач правильно оценил ситуацию.
Игра длится до тех пор, пока мирные игроки не нейтрализуют всех представителей мафии или же мафия не устранит всех мирных игроков.
Игры, похожие на «Мафию»
Настольная игра «Мафия» очаровывает всех, кто хотя бы раз её попробовал: эта игра полна напряжения и волнения; она идеально подходит тем, кто любит использовать свою речь и умение обманывать.
Можно порекомендовать и другие замечательные настольные игры «с предателем», где среди игроков с общей задачей действует тайный противник, добивающийся собственных целей.
«Нечто: Из глубокой бездны»
Игра для четырёх до двенадцати участников вдохновлена сюжетом кинофильма «Нечто», в котором инопланетное существо вторгается в исследовательскую базу и постепенно подчиняет своему влиянию разумы сотрудников.
В игре один человек тайно становится «Нечем». По очереди игроки передают карты, имеющие разные эффекты. Зараженный игрок держит карты заражения. Если такая карта попадет другому игроку, тот тоже станет «Нечем» и перейдет на сторону предателей.
Цель людей – определить участника Нечто и согласовать действия для его устранения.
«Сопротивление»
Киберпанковая настольная игра «Сопротивление» рассчитана на 5-10 игроков. Игра разворачивается в будущем, где власть и корпорации полностью контролируют население.
В игре игроки принимают роли членов сопротивления, борющихся с цифровым правлением. На каждом ходу часть игроков выбирается для выполнения задания. Но в рядах участников скрываются предатели — агенты государства, целью которых является предотвращение успешной диверсии группировкой.
Игрокам сопротивления важно выполнять как можно больше задач, понимая, кто из участников — предатель, и избегая направления его на новые задачи. Цель предателей — оставаться незамеченными, предотвращая выполнение задач сопротивления.
«Гномы-вредители»
Настольная игра для двух до двенадцати участников. Участники сыграют в неё роли старательных гномов-шахтёров, копающих дорогу к золоту.
Гномы действуют сообща, строя карту и связывая вход лабиринта с золотой жилой, однако среди них есть предатель, который помешает честным старателям получить награду.
Эта настольная игра прекрасно подойдёт небольшим компаниям и игре всей семьёй с ребёнком от шести лет.