В связи с использованием англоязычных терминов в рукоделии у мастеров возникла путаница: понятия квилтинга, пэчворка и лоскутного шитья переплетаются. Давайте разберемся в этих терминах и их различиях.
Что означает термин «квилтинг»
В переводе с английского слово quilt Означает «постельное одеяло, выполненное из отдельных лоскутков или с помощью стежки». В более обширном значении подразумевается простёганный материал из трёх слоев.
- Внешней поверхности, возможно, составленной из отдельных частей. Это может быть как однотонный материал, так и декорированный аппликациями, вышивкой, стежками-узорами.
- утеплителя различных видов;
- подкладки из хлопка или другой ткани – в зависимости от назначения изделия.
Квилт — это не обязательно набор лоскутков, но непременно предполагает стежку. Название «квилтинг» происходит от процесса создания многослойного полотна.
Ещё в словаре можно увидеть термин quilting В значении «стежки». В другом случае, при стежке ткани, сама выполненная работа и есть квилтинг.
Благодаря стежке, даже на однотонном полотне мастерицы с помощью машинных строчек создают замысловатые узоры и картины, делая обычное изделие нарядным и привлекательным.
Квилтинг является одним способом создания лоскутных изделий, который перекликается с пэчворком, но может существовать отдельно.
Что необходимо для работы в технике квилтинг
Выполнение квилтов кажется простым с первого взгляда, но, как и всякое рукодельное искусство, оно имеет свои нюансы. Если проявлять терпение и изучить их, то освоение даже сложных изделий станет доступным. Давайте познакомиться – великолепие квилтинга!
Инструменты
Ткань, нитки, ножницы и игла — всё это доступно начинающей мастерке. Даже стежки можно выполнить вручную, но намного быстрее и легче работать с швейной машинкой. В работе квилтеров чаще всего используются:
- иглы;
- ножницы – большие и маленькие;
- нить в тон изделия и контрастная;
- роликовый нож со специальным ковриком;
- специальная прозрачная линейка для раскроя;
- булавки;
- Для квилтинга подходит обычная бытовая швейная машинка при условии установки специальной лапки для стежки: либо скользящей, либо с пружинкой.
- Пропадающие метки, черновик портного, крошка мыла;
- Шаблоны для выкройки деталей при изготовлении лоскутных одеял.
- Перед началом работы тщательно проглаживают все ткани, за исключением наполнителя, с помощью утюга.
- ткань.
Ткани для каждого слоя
Материалы для лицевой стороны
С натуральными материалами – хлопчатобумажными и льняными – работать проще всего. Искусствоведницы чаще всего выбирают ситец и бязь, но можно использовать и фланель, джинсу, а также вельвет. Хлопок Этот материал выделяется простотой ухода: его можно стирать и гладить. Мягкость и доступная цена также являются его преимуществами.
Важно: хлопковые кусочки могут линять и садиться при стирке, что повлияет на вид готового изделия. Лучше пройти процедуру влажно-тепловой обработки перед использованием.
Лён Этот материал отличается большей прочностью по сравнению с хлопком, стоить ему дороже, однако он не растягивается и сохраняет форму. Важное достоинство заключается в том, что при стегании выглядит объемным даже с тонким наполнителем.
Шерсть Хорошо сохраняет форму, но для создания квилтов подходит слабо, уход за ней сложен, начинающим рукодельницам рекомендуется выбрать другую ткань.
С синтетикой и трикотажем Работа с таким материалом сложнее, поэтому его в квилтинге используют редко, преимущественно для аппликаций. Шёлк применяют чаще всего для создания декоративных изделий и вещей в стиле крейзи-пэчворк.
Материалы для наполнителя
Второй слой квилта — наполнитель. Изделие приобретает нужный объем благодаря ему, а в одеялах и тёплой одежде он играет роль утеплителя. По своему составу разные виды наполнителя различны.
- натуральныеХлопковые, шерстяные, бамбуковые, льняные и даже соевые. Гигроскопичные, воздухопроницаемые, но склонны к усадке и быстрому износу.
- синтетическиеТрадиционные синтепон и полиэстер, а также высокотехнологичные материалы, например, слимтекс и InsulBriht. Хорошо сохраняют тепло, износостойкие, а современные – термостойкие, их можно применять при изготовлении прихваток и подставок под горячее.
- смешанныеПредлагают собой разные комбинации синтетики (полиэстера) с хлопком, бамбуком или шерстью. Объединяют плюсы натуральных и искусственных материалов.
- помимо фабричного утеплителяДля изготовления вещей с применением данной техники подойдёт… Устаревшие махровые полотенца, байковые пеленки и шерстяные одеяла. .
Ткани для подкладки
Для нижнего слоя квилта разрешено использовать разные ткани, исходя из назначение готового изделия. Для одежды и одеял подойдут мягкий хлопок или байкуА вот для сумок, пальто и курток необходимы специальные износостойкие подкладочные ткани, наилучший выбор в этой ситуации – полиэстерТонкий, прочный и относительно недорогой по сравнению со сатином или атласом, его легче обрабатывать. Для некоторых швов лучше использовать материал, который хорошо скользит. атлас или креп-сатин.
Виды стёжки
Обсуждая квилтинг, следует более подробно изучить техники, применяемые мастерами при шитье.
Изделие прострачиваем после раскроя и сборки. Слои квилта необходимо сколотить булавками как можно чаще. На больших вещах мастерицы советуют оставлять между булавочками расстояние размером с ладонь и вынимать их по мере работы, чтобы слои ткани не смещались относительно друг друга.
Новичкам в большинстве техник советуют сначала проводить линию для строчек на лицевую сторону изделия, используя исчезающий маркер или мел (строчка проводится только лицевой стороной вверх!). Для этого можно применять специальную лапку на швейной машине.
Прямолинейная
Самый простой вид швов выполняется даже без специальной подготовки машины и обычной лапки. Полотно прошивается параллельными строчками. Подходит для однотонных квилтов или узоров в виде геометрических фигур. Прямыми строчками можно создавать на ткани квадраты, треугольники, ромбы, звёзды различных форм.
Контурная
Техника выполнения аналогична прямолинейной: швейная машина не настраивается, используется обычная лапка. Строчки прокладываются вдоль контуров лоскутков или аппликаций с одной или обеих сторон детали. Интересной разновидностью контурной стёжки является «эхо», по виду напоминающая круги на воде. Суть её в том, что вдоль контура детали прокладывают несколько параллельных строчек с промежутком между ними.
«В раскол»
Задача такого вида строчки – сделать швы незаметными. Шов проходит строго по краю деталей, не бросается в глаза. При выполнении этого вида нить подбирают максимально близко к цвету ткани. Техника выполнения такая же, как и у предыдущих способов, но на машинах с функцией регулировки давления лапки при стёжке «в раскол» лучше уменьшить этот показатель.
Свободная
В другом случае её называют свободно-ходовой прострочкой. Для этой техники простёгивания изделий предварительно настраивают швейную машину, убрав транспортные рейки. Делается это в машинах различных производителей по-разному, поэтому важно ознакомиться с инструкцией. В данном случае сами будете двигать квилт в нужную сторону и с необходимой скоростью, «рисуя» узоры, которые подскажет исключительно фантазия – растительные мотивы, линии, геометрические фигуры, зигзаги. Часто свободная стёжка используется для заполнения промежутков между аппликациями или вышивкой.
При квилтинге плотность стежков влияет на объём и жёсткость изделия. Теплый одеяло лучше простегивать редкими строчками, а сумку или чехол – более частыми для лучшей сохранения формы.
Мастер-классы
Узор «Ромбы»
Пошаговое объяснение выполнения прямых строчек в квилтинге с помощью прямой стежки.
Необходимые материалы и оборудование:
- Образец «бутерброда» из внешней хлопокной ткани, наполнитель средней толщины и подклада, скреплённых булавками.
- швейная машина;
- транспортир;
- линейка;
- исчезающий маркер;
- роликовый нож и коврик;
- Для отделки краев предназначена лента или косой кромка.
- швейные нитки в тон ткани.
Шаг 1. Разметка.
В этот момент стёжки нужно определить угол пересечения линий с помощью транспортира. Чем меньше угол, тем уже и вытянутее будут ромбы. Первую линию проводят исчезающим маркером от левого нижнего угла, а параллельно ей – на ширину линейки – остальные, заполняя всё полотно. При выполнении второй «порции» линий по направлению из правого нижнего угла, пересекающих первые, нужно сохранять тот же угол наклона.
Шаг 2. Стёжка.
Находим среднюю точку полотна – работа начинается именно с неё. Сначала прокладываем параллельные строчки в одном направлении, каждая из которых идёт сверху вниз, при этом снизу обрезаем нить. Только после выполнения всех строчек простёгиваем квилт по линиям, пересекающим уже проложенные строчки, таким же образом. Это способствует более равномерному распределению наполнителя и предотвращает его смещение во время работы. Булавки вытаскиваем по мере продвижения по полотну.
Шаг 3. Завершение работы.
Закрепляем концы всех нитей после стёжки, обрезаем излишки. Роликовым ножом аккуратно выравниваем квилт по линейке, а края изделия обрабатываем тесьмой или косой бейкой.
Ввиду существенных отличий техники свободной стёжки от других видов, рассмотрим её более подробно.
Узоры «Камешки», «Спиральки» и «Меандр»
Необходимые материалы и оборудование:
- Сэндвич из хлопковой лицевой ткани, прослойки наполнителя небольшой толщины и подкладки (при работе в данной технике лучше использовать скользящие материалы: креп-сатин, атлас), скрепленные булавками.
- швейная машина с лапкой для стёжки;
- роликовый нож и коврик;
- Ажурные края можно оформить лентой или косой бейкой.
- хлопковые перчатки по размеру;
- контрастные швейные нитки.
Шаг 1. Настройка швейной машины.
Для работы с квилтом необходимо установить специальную лапку и изменить настройки швейной машины: снять транспортные рейки и установить длину стежка равной нулю. Такое настройка позволяет двигать квилт вручную в желаемом направлении.
Шаг 2. Подготовка к работе.
Квилтеры рекомендуют носить хлопковые перчатки во время работы, чтобы ткань не скользила.
Для начала важно удобно разместиться за швейной машиной: отрегулировать высоту стула таким образом, чтобы руки не касались локтями стола и их приходилось часто перемещать по заготовке. Располагаем ладони на поверхности работы так, чтобы игла находилась между ними: большие пальцы отведены в стороны, остальные вместе. Держим и натягиваем ткань ими, как в пяльцах.
Начало работы ведётся из центра изделия.
Шаг 3. Закрепление нити.
Так как строчка выполняется только с лицевой стороны, нижнюю нитку выводят на поверхность ткани и закрепляют особым образом: иглу вводят в ту же точку, что и в начале, и делают 2–3 стежка. В процессе прохождения по одной строчке можно повторить ее, а затем обрезать нить без опасения, что она разойдется. Булавки из квилта удаляют постепенно по мере работы.
Шаг 4. Узор «Камешки».
Прокладываем сплошную строчку, перемещая ткань и получая на ней иглой небольшие окружности диаметром 1–1,5 см. Прижимаем друг к другу кружочки до заполнения всего участка. Для более яркого рисунка можно прошить каждый элемент по той же линии повторно.
Чтобы стежки были равномерной длины и строчка ровная, нажмите на педаль машины равномерно быстро, а заготовку двигайте медленнее. При необходимости переставить руки или повернуть квилт, снимите ногу с педали, оставив иглу в ткани.
Шаг 5. Узор «Спиральки».
Рисунок создают непрерывной линией, перемещая квилт по спирали с краев к центру. В результате получаются линии, похожие на раковину улитки. При завершении элемента нить не обрезают, а возвращаются по той же строчке и начинают следующую «улитку».
Шаг 6. Узор «Меандр».
Мастерицы иногда зовут это «мозгами». Выполнение простое: непрерывным штрихом, похожим на кривую линию, заполняем нужное пространство в любом направлении.
Если создавать произвольные узоры сложно, сначала можно нарисовать их на тонкой бумаге или кальке, затем приколоть рисунок булавками к слоям квилта и прокладывать строчки по нанесенным линиям. Бумагу потом легко удалить. Этот способ подходит и для более сложных рисунков.
Шаг 7. Завершение работы.
После завершения процесса закрепляют нити: выводят верхнюю из них на изнаночную сторону и связывают оба конца узлом, затем роллевым ножом выравнивают квилт по линейке и оформляют края изделия тесьмой или косой бейкой.
Небольшие и простые узоры можно использовать для заполнения пространства между аппликацией и вышивкой, а также для сшивания больших лоскутов и полос ткани в изделиях из пэчворка.
Ключевые факторы успешного освоения любого вида рукоделия – терпение, стремление творить и постоянные занятия. Усердные тренировки непременно помогут научиться технике квилтинга, а эта деятельность может стать одной из самых любимых.