Кораблик из коры. Продолжение

Знакома вам ситуация, когда вы видите в интернете классную идею, которую можно воплотить с ребенком, и говорите себе – обязательно сделаю, но за суетой так и не находите время? В других заботах проходит один вечер, следом второй и третий. И эта идея плавно уходит на задворки памяти, как уплывающая яхта превращается в точку на горизонте, пока не исчезнет совсем.

У вас еще есть шанс! Этим сообщением я завершаю мастер-класс по изготовлению плавающего кораблика, и больше напоминаний о нем уже не будет. Не сделали кораблик сразу, не сохранили на стену (что конечно хуже, но дольше прослужит напоминанием), и эта идея окончательно ускользнет, подобно уходящему лету. А синоптики как раз обещают потепление, и еще есть время сделать корабль и посмотреть, как он плавает в водоеме.

Продолжаем мастер-класс. В прошлый раз сделали основные детали корабля. Теперь осталось сделать только парусное вооружение и киль для устойчивости кораблика. На рисунке 1 схематично показал, почему выбрал такое парусное вооружение и сделал такой киль. Добавил развертку и схематичный процесс изготовления поворотного механизма реи, описанный в прошлом посте.

Парусное вооружение состоит из одного неподвижного паруса и одного подвижного. Неподвижный парус, размещенный на носу кораблика, играет роль флюгера. Он разворачивает корабль по ветру. Подвижный парус передает силу ветра на корпус и обеспечивает движение.

Груз, устанавливаемый в киле, служит для равновесия и устойчивости кораблика.
Он не дает ветру завалить судно на бок, а при опрокидывании позволяет вернуть корабль в вертикальное положение.
Когда корабль заваливается набок, паруса, сделанные из пленки или другого материала, «прилипают» к воде. И нужно усилие, которое преодолеет силу прилипания и оторвет паруса от воды. Чем больше плечо L (от грузика до центра тяжести кораблика), тем меньше нужен вес балансировочного груза.

Паруса вырезаем на глаз, положив набок корабль с установленной мачтой. Желательно дать небольшие запасы на элементы парусов, которыми их будет крепить к мачте, рее и бушприту. Примерный вид парусов можно посмотреть на картинке.

Маленьким кусочком скотча крепим верх парусов к мачте и обматываем вокруг мачты элемент крепления. Полиэтилен клеится плохо. Поэтому поверх обматываем нитью или плетенкой и капаем капельку суперклея. Работу с суперклеем следует проводить только взрослым в хорошо проветриваемом помещении.

Так же скотчем крепим центральную часть низа паруса на реи и бушприт, обматываем вокруг реи / бушприта и фиксируем нитью или плетенкой с помощью суперклея.

Когда паруса полностью закреплены, осталось только ограничить возможность поворота реи. Для этого привязывают один конец нити к краю реи (или используют нить, которой фиксировали парус, если она была длинной), а другой конец привязывают к булавке, которую втыкают в корму кораблика. Проверяют: рея должна иметь подвижность в пределах 180 градусов.

Парусное вооружение закончено.

Приступаем к изготовлению киля. В этом процессе лучше ограничить участие детей и самим делать с осторожностью – края у листового материала острые. Возможные заусенцы можно снять мелкой шкуркой.

Для изготовления киля использовал кусок латуни размером 20х6 см и рыболовный грузик весом 8-10 грамм. Лист латуни согнул пополам. Положил в центр грузик, обжал плоскогубцами. Затем сделал два подреза спереди и сзади и выполнил загиб. См. фото. Со стороны примыкания к корпусу корабля сделал два усика длиной больше высоты корпуса на 0,8-1,5 см.

Этот кораблик у меня не первый, поэтому я примерно знал необходимый вес для балансировки. Когда делаете впервые, проверьте в тазу, хватит ли веса груза для балансировки.

Латунь вполне может заменить жесть от консервной банки. Если размеры меньше, то изгибать можно не по центру, а ближе к основанию киля. В этом случае усики будут не двойные, а одинарные. Грузиком может быть гайка, винтик или другой кусочек тяжести. Но свинец всё же получше – плотность в 1,5 раза больше, чем у стали.

После готовности киля осталось только доработать корпус корабля и присоединить его. Для начала делаем неглубокий пропил снизу по центру корпуса. Намечаем, где будет киль. Располагается он ближе к корме, а усики крепления должны быть смещены относительно мачты. По получившемуся килю делаем разметку на корпусе и рассверливаем овальные отверстия. Вставляем в них усики киля и разгибаем их сверху в разные стороны.

Для корпуса из коры или дерева усики киля можно разгибать без дополнительных элементов. Если корпус сделан из пеноплекса, то сверху на усики одевают шайбу. Она не даст разгибающимся усикам смять корпус.

Осталось только зафиксировать мачты клеем, и корабль готов к плаванью!

Удачи капитаны!

Понравилось? Поставьте лайк и подпишитесь на группу.