Человеку, как изображенному на картине, так и живому, всегда уделяли особое внимание.
Благодаря ему можно узнать много интересного.
- характер того, кто перед нами;
- его настроение;
- отношение к тому, на что человек смотрит;
- его возраст и жизненный опыт.
От мастерства прорисовки глаз зависит успех всего портрета: получится живой или окажется испорченным. Подробный и понятный мастер-класс научит вас рисовать глаза.
Как рисовать глаза
Чаще всего художники рисуют глаза плоскими, хотя глазное яблоко имеет форму шара, хоть и не идеального. От этой округлой формы зависят все остальные детали: веки, брови, изгиб ресниц и тень. Если пренебречь этим, реалистичности добиться будет невозможно.
Для начала стоит потренироваться в рисовании обычного шара. В чём сложность? Вероятно, вы разметите его как плоский круг, а объём начнёте придавать с помощью игры света и тени. Для правильного выполнения необходимо определить источник света и угол падения на шар.
В дальнейшем требуется выполнить описанные ниже приёмы рисованиа.
- Свет Это просторная, отлично освещенная площадка на сфере.
- Блик В самом выпуклом месте, близком к источнику света, есть маленькое пятнышко.
- Тени На рисунке изображены две тени: собственная тень шара и падающая тень. Собственная тень – это самая удалённая от источника света часть шара, она будет самой тёмной. Падающая тень – это та, которую шар отбрасывает на поверхность (горизонтальную, вертикальную или наклонную). Она также будет достаточно тёмной, особенно у основания. Форма отбрасываемой тени зависит от угла и дальности источника света.
- Полутень Это градиент от освещения до затемнения. Он может быть средне-насыщенным или иметь заметный градиент — мягкое изменение от светлого к более интенсивному цвету. Чем аккуратнее сглажены границы, тем достовернее будет изображение.
- Рефлекс В переводе с латыни это слово означает «отражение». Умение его применять гарантирует живописцу успех, потому что новички часто не знают или не умеют изображать рефлекс. Если речь идет о шаре на столе, то внизу (там, где находится точка касания двух предметов) будет отражение даже не самого стола, а света от его поверхности. Со стороны, где шар хорошо освещен, рефлекса не будет видно, а вот на теневой части он даст более светлое пятно. Грамотная прорисовка такого пятна играет очень важную роль в придании предмету объема. С точки зрения техники, рефлекс штрихуется менее интенсивно, чем тень, но более ярко, чем полутень.
Реалистичным и анатомически правильным глаз делает форма шара.
Века, глазницы и брови точно воспроизводят эту форму.
Как нарисовать веки
Рисуя безжизненные объекты, свет обычно изображают слева. На нарисованные глаза свет может падать прямо спереди или под небольшим углом. Это важно помнить. Глубокие переходы от света к тени мы не увидим в реальности, достаточно будет лишь наметить их для передачи формы и объёма.
Для упрощения задания используйте картинку настоящих человеческих глаз. Найдите фотографию знакомого человека или картинку в интернете. Держите картинку рядом, чтобы иметь возможность сравнивать ее с вашим изображением.
Две опорные перпендикулярные линии также окажут помощь. Проведите их через центр зрачка на фотографии и на то место, где зрачок будет располагаться в вашем карандашном этюде. Эти оси помогут поддерживать пропорции.
Начинайте отмечать границы век. Однако существуют некоторые важные правила.
- Веки прикрывают часть нашего глаза, потому что удерживают его в глазнице.
- Углы (внутренний и внешний) также входят в систему фиксации. Располагаются они близко к грани сфере, но не совсем на ней.
- Углы глаз располагаются ниже линии зрачка, следовательно, отмечайте их ниже горизонтальной линии.
- Самый высокий участок верхнего века располагается точно над зрачком. Независимо от направления взгляда это положение остается неизменным. Точно над зрачком глаз открывается наибольшим образом.
- Сгиб нижнего века создаётся по тому же принципу, но менее выразительно. Именно очертания век подсказывают, куда обращён взгляд человека. Такой прием помогает в ситуациях, когда зрачок не виден издалека, а также на античных статуях, где скульпторы нередко пропускали изображение зрачков.
- Движущаяся часть века – важная деталь рисунка глаза. Веки могут быть заметны сильнее или слабее: верхнее часто скрывают ресницами или тенью (отсутствием света), а не макияжем. Нижнее, хотя и тоньше, может казаться более видимым. В любом случае определяйте границы исходя из первоначальной формы шара и направления взгляда.
- У века имеется также кожаный валик на краях, который тоже нужно нарисовать.
- Покажите также острый внешний и скругленный внутренний угол глаза.
Как нарисовать радужную оболочку
Некоторые люди имеют обычные цвета глаз, а некоторые – редкий зеленый, например. У кого-то глаза с синеватым отливом, меняющим оттенок и яркость в зависимости от освещения. Существуют и обладатели необычных узоров на радужной оболочке. Это не так важно в карандашных рисунках, но при создании портрета нужно учитывать ярко выраженные индивидуальные особенности.
Физиологические особенности и соблюдение пропорций – главное в данном случае. В зависимости от направления взгляда верхнее веко частично закрывает радужную оболочку. Нижнее веко может прикасаться к краю радужки или не достигать его, когда взгляд направлен вверх.
Для выражения испуга или удивления можно открыть глаза максимально широко: при взгляде вдаль веки почти не касаются краев радужки. Такое расположение глаз мы воспринимаем как напряжённое. Чем больше расстояние от века до радужной оболочки, тем ярче эмоция.
Зрачок обычно рисуют тёмным кругом. Его размер может многое рассказать. Расширенный зрачок, почти закрывающий радужку, означает, что человек либо находится в темноте, либо испытывает сильные чувства – страх или любовь. Другие детали портрета помогут понять ситуацию.
Чтобы передать спокойствие, на рисунке глаза можно добавить блик на зрачке. Это придаст ему больше объема. При изображении глаза в профиль нужно помнить, что радужная оболочка выступает над поверхностью глазного яблока, а зрачок находится с ней на одном уровне.
Как нарисовать брови
Первое, что приходит на ум — это неподвижное верхнее веко. У каждого оно своё, и именно поэтому взгляд у всех уникален. Оно может быть как коротким, так и длинным. Также может быть нависшим – частично или полностью скрывая подвижную часть века.
Эпикантус, также известный как монгольская складка, позволяет быстро определить человека восточного происхождения. Состояние кожи век свидетельствует о возрасте, с течением времени меняется и её положение, образуются дополнительные складки. Само яблоко глаза может быть пропорционально больше или меньше.
В ходе практики найдите иллюстрации различных видов строения глаза и попытайтесь воспроизвести каждый из них. Это индивидуальные черты, которые помогают нам узнать человека. Для портретного сходства эти особенности очень важны.
Следующим этапом является работа над бровями. Необходимо учесть форму, густоту и положение по отношению к глазу. Обращаем внимание на объём надбровной дуги. При правильной пропорции внутренние края бровей совпадают с уголками глаз при проведении вертикальных линий. Внешний край располагается под углом 45 градусов от края глаза.
Максимальная высота брови находится в точке золотого сечения, которая соответствует ¾ длине глаза.
Лица не всегда соответствуют классическим представлениям о красоте. Это делает их неповторимыми и захватывающими для художника-портретиста.
Не забываем о нижнем веке и переходе к переносице с углублением, где образуется тень. Нижнее веко немного мягче, но также повторяет форму шара глазного яблока. На нём могут быть складочки, которые усиливаются при изменении направления взгляда.
Как придать объём глазам
Светом и тенью можно работать двумя способами: сначала создавать полутень и тень на белом фоне, или предварительно наносить средний тон и затем выделять более светлые и темные участки.
Положение теней меняется с разными источниками света, но физические закономерности остаются. Выпуклые части (внутренний уголок брови, неподвижное и внешнее края подвижного века) светлее. Углы и переносица темнее. Важно, чтобы оттенки плавно переходили друг в друга.
Чтобы добиться определенного эффекта (например, нахмуренных бровей) можно использовать четко прорисованное пятно тени под уголками глаз.
Работа с тенями придает картинке реалистичности и выразительности. Её выполняют в несколько этапов.
- Наметьте самый яркий блик.
- Светлые зоны всё равно нужно сделать немного менее яркими, чем блик.
- Также укажите тёмные области и выявите самые яркие среди них.
- После растушевки нужно нарисовать наиболее темные участки – в складочках подвижных век и в морщинах, даже тех, что появляются при движении лица.
- Обведите контуры век, где вот-вот проявятся ресницы.
- Можно добавить на поверхности несколько блесток.
- Самой темной линией рисуем радужку: темный круг по краю и лучи, исходящие от зрачка. Количество лучей различно и также влияет на красоту и выразительность глаз.
Как нарисовать ресницы и другие детали
Сначала наметили брови контуром или широкими линиями. Теперь деталями занимаемся. Обратите внимание: середина — гуще, по краям каждый волосок виден отдельно. Начинайте с внешних краёв, прочерчивая внутрь отдельные линии. Следуйте направлению роста волос. Линии, как и в природе, от корня к кончику истончаются.
Перед началом детальной прорисовки волос изучите свой образец. Обратите внимание, как волоски расположены, в каком направлении растут, какова их форма. Головка брови часто заметно светлее и реже, чем ее кончик. Повторите все это на бумаге или холсте.
Для достоверности изображения волос применяют привычные кисти, а также кисточки для нанесения макияжа. В качестве альтернативы подходит простой карандаш.
Ресницы могут быть предметом гордости или же мечтой для разных людей. Распахнутые, пушистые и длинные ресницы украшают и смягчают взгляд, а также могут улучшить или испортить портрет.
Помните изображения юных живописцев. Ресницы всегда выглядят максимально детально проработанными, однако создают иллюзию детской непосредственности. В чем причина такого явления? Ключевые погрешности:
- волоски прямые и плоские;
- Волосок имеет постоянную толщину вдоль всего своего протяжении.
- Веко обладает равномерной длиной и густотой на всем протяжении.
- Волоски растут в одном направлении или расходятся по сторонам как солнечные лучи.
Чтобы этого не происходить, следует изучить анатомические особенности и приемы их отображения на портретах.
- В зависимости от места на веке ресницы отличаются длиной, толщиной и направлением роста.
- Густота ресниц не одинакова. Нередко ресницы собираются в мелкие пучки, состоящие из одной самой густой и длинной ресницы, остальные же ресницы располагаются рядом с ней и уступают ей по размеру.
- Ресницы представляют собой трубообразные волоски. При макросъемке, где важен объем и на микроуровне, это обстоятельство важно учитывать.
- Как и брови, ресницы гуще у корней и уже к концам.
- Ресницы на верхней веках более плотные и длинные, чем на нижних.
- Каждый волосок имеет изгиб, направленный сначала вниз, за пределы века, а затем вверх. Такая форма важна для изображения, так как зритель легко ее воспринимает.
- На ресницах и бровях иногда бывают маленькие блики.
Чтобы учесть все нюансы, следует сначала наметить пучки. Во внутренних уголках их направление – к переносице, над зрачком – вверх, к бровям, а во внешнем уголке – по диагонали наружу. Прорисовывать волоски нужно не из валика века, а как бы из-под него, помня о специфике изгиба: сначала вниз, потом вверх. Для правильной структуры волосков линию следует вести снизу вверх, постепенно истончая. В завершение можно дорисовать основной объем из более коротких ресниц.
Полезные советы
Изобразить человеческие глаза — занятие нелёгкое. Вглядываясь в них в зеркале или в глазах собеседника, замечаем их гармоничное, совершенное и сложное строение.
Не отчаивайтесь и запасайтесь терпением. Тренируйтесь, зная наши правила, и почувствуете разницу сразу же. Со временем сможете всё делать быстрее и совершеннее.
Великие мастера живописи всегда использовали этюдники, даже в зрелом возрасте. Во время обучения великие художники на протяжении длительного времени выполняли рисунки отдельных частей тела или предметов, стремясь к точности и совершенству.
Существуют ещё несколько рекомендаций, которые окажут существенную помощь в ходе изучения.
- Чтобы лучше чувствовать форму глаза во всех тканях, можно использовать в этюдах условные вертикальные или горизонтальные линии. Линии проходят через все элементы и подчёркивают их форму. Вы сразу начнете видеть неточности, а со временем так привыкнете к правильным пропорциям, что контрольные линии уже не понадобятся.
- Работа с формой и светотенью облегчается при помощи штриховки поверхностей. Каждая поверхность имеет собственное направление линий. Такая техника делает все грани выпуклыми, четко видна их форма, что повышает наглядность и упрощает запоминание.
- Чёткое изображение ресниц и бровей актуально только при обучении или в случаях очень крупного изображения. В портретах, особенно на картинах с сюжетом, достаточно слегка затемнить линию ресниц или наметить отдельные волоски, а брови детализировать лишь частично.
Поупражняясь в передаче выразительности взгляда, обратите внимание на ещё одну деталь: само глазное яблоко матовое, а свет от него отражается подобно шару, как описывалось ранее. Радужная оболочка и зрачок представляют собой линзообразные углубления под прозрачной роговицей глаза. Здесь действуют иные законы преломления света.
Свет и тени могут меняться местами. Глаза часто создают в этом месте блики. При более близком рассмотрении видны рефлексы – отражения окружающих предметов. Важно это учитывать, но не перегружать изображение деталями. Несколько выразительных бликов придадут взгляду живость и реалистичность, а также ощущение зрительного контакта с смотрящим на рисунок.
Фото: Shutterstock / FOTODOM