Как уже писала в прошлом посте, я решила теперь варить мыло не совсем привычным способом, чтобы получать более качественный продукт на выходе. В этом мастер-классе расскажу о том, как варила свое новое мыло с добавлением порошкового зеленого чая и чем его технология отличается от описанной в прошлый раз в моем блоге.
Предупреждение: Статья предполагает, что читатель знаком с изготовлением мыла с нуля горячим способом, работает с процентами, с калькулятором щелочи и знает правила техники безопасности.
Я не делаю и не продаю курсов по мыловарению, здесь я просто бесплатно делюсь своим опытом и техникой, которая помогает мне приготовить мыло лучшего качества — твердое, не раскисающее, экономичное, хорошо промывающее и приятное в использовании. Описанная ниже технология взята из книг по промышленному мыловарению и применена в моем домашнем процессе с некоторыми допущениями, т.к. я не химик и в домашних условиях невозможно воспроизвести полностью все моменты, которые возможны только на производстве с нужным оборудованием и лабораторией, но даже в таких условиях возможно получить мыло с большим содержанием самого мыла в составе.
Идея этого мыла пришла во время недавней поездки в Корею, где увидела порошковый зелёный чай местного производства.
Немного фото 🙂



А вот сам чай, который я привезла:

Решила, что сделаю мыло на мацерате кокосового масла на чае. Так выглядит сам чай.

Готовлю кокосовый мацерат на зеленом чае
Растопила кокосовое масло, добавила в него чай (в соотношении примерно 7% чая и 93% масла) и поставила прогреваться в духовку часа на 4 на 60 градусов, чтобы полезные вещества могли лучше перейти из чая в масло. Затем процедила масло через ткань, чтобы максимально очистить его от самого чая, получилось вот так:

В немного остывшем виде масло выглядит так:

Теперь уже можем приступить к приготовлению мыла.
Рецепт мыла
Смесь масел:
кокосовое (мой мацерат на чае) — 25%
пальмовое — 30%
пальмоядровое — 10%
оливковое — 30%
касторовое — 5%
Остальное:
лимонная кислота — 1%
пережир ставим 0%
вода 52% относительно веса масел
Щелочь рассчитывается по калькулятору с учётом 0% заложенного перееда и с учётом дополнительной щелочи для нейтрализации лимонной кислоты (пережир рассчитываю и добавляю отдельно в конце варки).
Я рассчитывала рецепт на 1 килограмм масел, поэтому взяла 520 грамм воды.
Подготовка смеси
Сейчас опишу необычный момент — в растопленную масляную смесь добавила раствор мыла от предыдущей варки (специально делала чистое белое мыло для этой цели таким же способом с долгой варкой около 6-7 часов). Воду (в моем случае 520 гр) разделила на две части — одна часть идет на 40%ый раствор щелочи, а всё остальное идет на раствор мыла. Мыла на свой рецепт брала 130 гр, натерла на терке и залила горячей водой, чтобы мыло растворилось быстрее. После того как оно размягчилось, взбила мыльный раствор блендером, чтобы масса стала однородной.


Одновременно с приготовлением мыльного раствора смешиваю и топлю все масла по рецепту.

Затем вливаю готовый мыльный раствор в смесь масел и перемешиваю блендером. Зачем это нужно? Чтобы получить эмульсию, так как мыло выступает эмульгатором и смешивает масло и воду. Эмульсия необходима на следующем этапе (когда мы добавим раствор щелочи) для быстрого течения реакции омыления, так как в эмульсии получается довольно большая площадь контакта между жирами и щелочью, и они легче вступают в реакцию.

Далее подготавливаем щелочной раствор (я беру пропорции 40% щелочи (где 40% это вся наша щелочь из рецепта) и 60% воды, вода берется из общей массы в 520 граммов в моем случае). Важный момент — остужаю щелочь и смесь масел с мыльным раствором примерно до 70 градусов, и только после этого вливаю половину щелочного раствора в свою смесь. Такая температура необходима для поддержания устойчивой эмульсии, так как при более высоких температурах ее устойчивость снижается. Сразу начинаю перемешивать все блендером, масса в первые моменты может начать распадаться, не перестаю мешать пока смесь не станет стабильной. Температура массы начнет резко повышаться, мешаю пока не увижу нечто, похожее на стадию геля, выглядит примерно так:

Затем отправляю массу в духовку (кастрюлю закрываю крышкой, чтобы не допускать испарения воды) на 100 градусов примерно пол часа, чтобы первая порция щелочи максимально успела отреагировать с жирами. Потом вытаскиваю массу и вливаю вторую половину щелочи, сразу же перемешиваю блендером до тех пор, пока масса снова не станет однородной и стабильной, нельзя допускать расслоения массы.
Когда масса приведена в порядок, снова отправляю в духовку, ставлю 125 градусов и затем наблюдаю, жду, когда масса начнет кипеть.
Когда видим, что масса поднимается и закипает, достаем и начинаем мешать блендером, пока масса снова не станет ровной и спокойной, отправляем обратно в духовку. Я достаю примерно раз в пол часа или час. Перемешивание необходимо для продолжения реакции омыления, так как реакция возможна когда и жир, и щелочь находятся в контакте, перемешивание помогает им найти друг друга в общей массе. Масса принимает примерно такой вид:

Масса жидкая, подвижная, блестящая. Без чая её прозрачность видна в тонком слое. Если взять кусочек массы и охладить, то его можно расплющить между пальцами, прилипать он не должен, превращается в тонкую эластичную пластинку. При правильном начале масса будет в таком состоянии до конца, она не должна ни расслаиваться, ни загустевать комом. Эти ситуации могут быть связаны с избытком или недостатком щелочи. Чтобы контролировать её концентрацию периодически делаю пробу фенолфталеином, чтобы убедиться, что свободная щелочь ещё есть в массе, т.к без неё процесс омыления остановится. Спустя шесть часов варки добавляю пережир — масло ши 5% от веса масел. Вмешиваю в массу блендером и ставлю ещё на пол часа в духовку. Затем достаю, разливаю в формы и оставляю остывать до утра. Утром достаю полностью остывшее мыло, нарезаю и ставлю штампик.

Я оставляю мыло приблизительно на месяц для высыхания, чтобы ушла излишняя влага и мыло стало более твердым, а затем начинаю его использовать.
