Изготовление деревянной заколки-автомата с инкрустацией

Для изготовления заколки потребуется следующий набор инструментов и материалов.

  1. Линейка и карандаш.
  2. Калька.
  3. Ножницы.
  4. Резец с тонким лезвием.
  5. Кусачки.
  6. Тонкое шило (можно использовать острие циркуля).
  7. Бормашина. Я использую микромотор, как у стоматологов, так как им намного легче работать длительное время. В принципе, можно обойтись только резцами.
  8. Наждачная бумага различной зернистости.
  9. Рашпиль.
  10. Клей ПВА (поливинилацетат). Для склеивания основы заколки — полиуретановый клей.
  11. Быстрозажимная струбцина.
  12. Заготовка из бука и деревянные плашки других пород для инкрустации.
  13. Воск.
  14. Отрез хлопка для полировки воска.
  15. Основа для заколки (зажимной механизм).

Ну что же, начнем работу. Возьмем буквеную заготовку и разметим карандашом будущую заколку (рис.1). Важно не перекашивать разметку. Советую предварительно изготовить лекало (рис.2), это не займет много времени, но сильно упростит задачу. Если вам из-за неровностей или дефектов нижней части требуется несколько приподнять разметку, то удобно использовать ровную рейку, например деревянную линейку, на которую можно установить лекало.

Вырежем с некоторым отступом от разметки контуры заколки.

Рашпилем и наждачной бумагой сточим оставшуюся лишнюю древесину. Для удобства лучше изготовить деревянные шаблоны, на которые приклеивается наждачная бумага (рис.4). В дальнейшем вогнутый шаблон будет использоваться для стачивания лишнего материала вставок для инкрустации. Такой подход, по моему мнению, упрощает работу и минимизирует искажение изначально запланированной геометрии заколки.

Далее нарисуем эскиз нашего узора (рис.5). Пусть здесь будут три цветка, а пустое пространство заполним стеблями с маленькими листьями.

Перенесите элементы узора на кальку (рис.6) и вырежьте их ножницами (я использую старые маникюрные ножницы). Удобно пронумеровать вырезанные элементы по какому-нибудь понятному для вас принципу. Это позволит избежать возможной путаницы. Здесь лепестки цветов пронумерованы сверху вниз, от цветка к цветку, а чашелистики слева направо.

Вырезанные кусочки наклеим на деревянные плашки (рис.7). Пусть лепестки цветков будут белого цвета. Для этого используем плашку из бересклета бородавчатого. Неплохой альтернативой также будет можжевельник, хотя его древесина имеет более широкую цветовую палитру. Чашелистики цветков выполним из яблони. При выборе материала вставок лучше использовать твердые и умеренно твердые породы. От ели, липы или сосны лучше отказаться.

Оставим пока наши плашки и приступим к стеблям цветков. Принцип реализации данного элемента схож во многом с тульской всечкой. Вместо металлических полос будем декорировать древесиной базовую поверхность. Разметим шилом или циркулем линии стеблей (рис.8,9).

Просверлим тонким сверлом по намеченным точкам — этот шаг можно и пропустить. Далее аккуратно проделаем резцом канавки. Канавки должны быть равномерной глубины. Не прорезайте все канавки в один заход. Это может привести к смятию древесины, когда линии узора прилегают друг к другу или пересекаются. В тех местах, где стебли будут закрыты будущими лепестками и другими вставками, лучше прорезать канавки немного вглубь пространства этих вставок; лишнее будет убрано, и мы получим хороший стык.

Нарежем деревянных полосок для вставки (рис. 12). В данном случае я использовал древесину абрикоса.

Очевидно, что мы не сможем вставить деревянные полоски в канавки, загибая их, как при работе с металлом. Поэтому будем набирать непрерывную линию из маленьких дискретных кусков. Постепенно заполняем канавку, вставляя полоску узкой стороной (рис.13,14) и обрезая лишнее кусачками, а затем повторяем эту операцию рядом. Вставляемый конец полоски лучше немного заточить наждачной бумаге. Стараемся, чтобы каждый последующий кусочек как можно плотнее прилегал к предыдущему. Также такие вставки лучше вклеивать клеем ПВА. Главное, не сломать полоску во время внедрения в канавку.

Выступающий материал осторожно шлифуем наждачной бумагой (вогнутым шаблоном с наждачной бумагой).

Вернемся к заготовленным ранее деревянным плашкам. Выпилим лобзиком по кальке наши вставки. Там, где вставки будут касаться друг друга, желательно на вставке, которая будет вставляться первой, оставить немного больше материала. Посмотрите на рис. 15 и обратите внимание на то, что центральные лепестки, расположенные на столе чуть ниже заколки, шире, чем должны быть по эскизу. При вклеивании последующих вставок, т.е. крайних лепестков, лишнее будет убрано, но при этом избавим себя от необходимости тщательной подгонки элементов.

Обязательно обведите все элементы цветов (советую поступать так всегда), как бы вырисовывая эскиз заново. Это позволит по необходимости скорректировать вставки. Следует отметить, что грифель карандаша должен быть достаточно острым. Я использую механический карандаш с грифелями диаметром 0,5 мм. И даже эти грифели требуют дополнительной заточки.

Так как оставил излишки на центральных лепестках, то и начну с них (рис.16,17). Вырезание пазов для вставок может производиться разными способами. Здесь, скорее всего, играет роль привычка мастера и имеющийся арсенал оборудования и инструмента. Выбираю середину паза борфрезой и подрезаю края резцом. Окончательную подгонку паза под вставку провожу либо резцом, либо алмазной фрезой. В идеале необходимо выбрать абсолютно ровный паз, но реализовать это весьма трудно, особенно в случае мелких элементов. И здесь надо помнить, что лучше оставить небольшое возвышение на дне паза в его центре, чем оставить там же ложбину, то есть вставка не должна опираться на края паза — это может привести к выдавливанию или, наоборот, к утоплению вставки при дальнейших операциях.

Вклейка вставок осуществляется клеем ПВА. Я дополнительно мешаю его с пылью той древесины, которую вставляю, окрашивая тем самым клей примерно в цвет вставки. Вставки желательно чем-нибудь вдавить в материнский материал. Для этого удобно использовать быстрозажимную струбцину.

После вклейки необходимо подождать некоторое время перед тем как убирать выступающий материал вставки. Лучше не спешить. Можно пойти попить чай, перекусить или заняться другой работой. Длительность паузы зависит от величины вставки, но не может быть менее 30 минут. Дело в том, что ПВА — клей на водной основе. Соответственно, часть воды впитается древесиной вставки, и если её сточить в намокшем состоянии, то после высыхания может образоваться углубление, т.е. вставка уже не будет вровень с материнским материалом, а это противоречит изначальному замыслу.

Затем снимаем излишки шаблона с помощью наждачной бумаги и переходим к следующим лепесткам (рис.18,19).

Далее вставим чашелистики из яблони (рис.20).

Кажется, я что-то забыл. Ах да! Подготовить листья. Для некоторого цветового контраста в композиции используем более темный материал — бубинга (лат. Guibourtia spp.). Все операции с листьями (рис.21,22) аналогичны уже описанным, поэтому не будем останавливаться подробно. Упомяну только, что под самый конец немного изменил расположение левых листьев.

Снимем лишний материал вставок и отшлифуем заживку наждачной бумагой с более мелким абразивом (рис.23). Самая мелкая наждачная бумага, которую использую, имеет 800-ю зернистость абразива. Не считайте этот этап лишним. Хорошо произведенная шлифовка раскрывает фактуру древесины, что в случае инкрустации играет большую роль. И постарайтесь не испортить геометрию заживки на последнем шаге.

После шлифовки покроем нашу заколку воском. Здесь применен коммерческий воск растительного происхождения, но при желании можно приготовить собственную смесь из пчелиного воска и подходящего растворителя, например, скипидара. Место на заколке, где будет приклеена основа (зажимной механизм), необходимо предварительно заклеить клейкой лентой. После испарения растворителя для воска отполируем поверхность. Можно использовать белую хлопковую ткань, натянутую на небольшой деревянный брусок. Качество полировки удобно контролировать, просматривая поверхность заколки в отраженном под малым углом свете от лампы.

Уберём клейкую ленту, вырежем маленькие деревянные крепления для основы заколки и просверлим под них подходящие глухие отверстия. Затем вклеим основу. Деревянные крепления я вклеиваю на тот же ПВА, а остальная часть садится на полиуретановый клей, но здесь вы можете использовать то, что вам более привычно или есть под рукой. Ждём полимеризации, и основа приклеена.

Осталось лишь сделать более приличные фотографии готового изделия (рис. 28–32).

Чистая затраченная на работу время: примерно 15 часов.

Если появились вопросы, отвечу с удовольствием. Удачи в творчестве! С уважением, Андрей.