Изготовление деревянного кулона с инкрустацией

Данный мастер-класс готовился в дополнение к моему предыдущему. мастер-классуВ этой статье показано поэтапное изготовление деревянного кулона. Будет описан процесс создания небольшого изделия из дерева с более подробным освещением деталей рабочего процесса. Само повествование, как и предыдущее, будет законченным и самостоятельным. Надеюсь, что мои труды не напрасны и подвигнут кого-нибудь на создание своего неповторимого шедевра.

Для изготовления кулона потребуется следующий набор инструментов и расходных материалов:

  1. Линейка и карандаш.
  2. Калька.
  3. Ножницы.
  4. Резец с тонким лезвием.
  5. Лобзик (в прошлом мастер-классе я забыл его указать).
  6. Кусачки.
  7. Тонкое шило (можно использовать острие циркуля).
  8. Бормашина. Использую микромотор, как у стоматологов, так как им легче работать длительное время. Можно обойтись только резцами.
  9. Наждачная бумага различной зернистости.
  10. Клей ПВА и полиуретановый клей.
  11. Быстрозажимная струбцина.
  12. Воск.
  13. Кусок хлопчатобумажной ткани для полировки воскового покрытия.
  14. Буковые заготовки и деревянные плашки других пород для инкрустации.

Для начала возьмем буквенную заготовку и нарисуем эскиз (рис.1). Изобразим два цветка и веточку с круглыми ягодами (или семенами).

Перенесем на кальку изображения цветков (рис.2).

Оставим кальку и перейдём к стеблям цветков и веточке. Элементы выполним инкрустируя полосками древесины. Как я отмечал в предыдущем мастер-классе, этот процесс схож с вкладыванием металла в дерево, хотя здесь имеются нюансы, требующие отдельного упоминания.

Наметим шилом или острием циркуля контуры будущих линий. После стерем карандаш; это особенно важно при использовании светлых вставок. Затем просверлим по намеченным точкам глухие отверстия. Я использую сверло диаметром 0,5 мм. Можно сразу вырезать резцом канавки, минуя этап разметки и просверливания, — дело лишь в удобстве и привычке мастера.

Следует сказать несколько слов о используемых мной резцах (рис.5,6). Обратите внимание на то, что тонкие боковые грани этих резцов скруглены, т.е. при поперечном сечении резец напоминает каноэ. Такая форма позволяет более аккуратно прорезать искривленные канавки. Качество канавок будет возрастать с уменьшением их кривизны и с уменьшением ширины резца. С другой стороны, скорость реза при использовании широкого резца будет выше, да и сделать прямую линию в этом случае будет проще. Поэтому советую не ограничиваться одним резцом.

Изготовить резцы под силу каждому. Для этого подойдет сломанное сверло подходящего размера или метчик, можно переточить стандартный резец или стамеску. А можно, как в моем случае, воспользоваться уже сломанной широкой пилкой для лобзика. Честно говоря, делал эти резцы для пробы, но потом как-то свыкся и теперь не горю желанием их менять.

Методика вырезания резцом канавок очень проста. Главное помнить, что по возможности канавка должна быть перпендикулярна заготовке и равномерной глубины. Удобно вырезать канавку следующим образом: пусть первый надрез сделан ранее. Поставим резец под некоторым углом к заготовке так, чтобы где-то одна треть режущей кромки была погружена в уже проделанное углубление (рис.7). Затем одновременно поворачиваем резец и вдавливаем его в заготовку (смотрите стрелочки на рис.7,8). После чего передвигаем резец дальше и повторяем описанную процедуру по всей длине намеченной линии.

Вернемся от общих принципов к описанию изготовления нашего кулона. Прорежем основные канавки (рис.9,10). Не прорезайте все канавки за один раз (рис.9); там, где линии будут соприкасаться или пересекаться, это может привести к смятию древесины и браку, который будет сложно исправить без изменения запланированного рисунка.

В местах, где поверх линий (на рисунке) будут вставки, советую прорезать канавки чуть дальше, как это показано на рис.10. При вырезании углублений для вставок лишнее будет убрано, и мы получим хороший стык без дополнительной подгонки.

Подготовим тонкие полоски древесины, которые будем вставлять в канавки (рис.10). Можно использовать готовый фабричный шпон, но выбор материалов будет ограничен. Можно выпиливать полоски из заготовки лобзиком. Полоски желательно делать чуть толще, чем ширина канавок. Ширина канавок подбирается по правилу: чем больше кривизна канавки, тем уже следует брать полоски.

Пусть веточка с ягодами будет сделана из древесины ипе, а стебли цветов — из абрикоса.

Вставлять полоски будем узкой стороной, как бы набирая непрерывную линию из дискретных кусков (рис.12-15). Сначала подгоним толщину полоски на конце под ширину канавки с помощью наждачной бумаги и смочим этот участок клеем ПВА. Далее под небольшим углом вставим полоску в канавку, прижимая ее как можно плотнее к концу канавки или к уже вставленному кусочку (рис.12), после погрузим полоску, одновременно поворачивая ее до прямого угла (рис.13). По производимым движениям этот процесс очень похож на процесс вырезания резцом самой канавки, только теперь мы наоборот заполняем пустое пространство.

Осталось лишь обрезать лишнее кусачками (рис. 14) и повторить процедуру до заполнения всей канавки. Не старайтесь обрезать полоски сразу вровень с основой, излишек сточить проще, чем выковыривать бракованный элемент тонким острием.

Кстати, если использовать полоски из древесины с ярко выраженными годовыми кольцами (например, платан) или даже с кольцами различного цвета (вяз, сирень, якаранда, карагана и т. д.), то можно добиться довольно интересного художественного эффекта. В таком случае линия будет получаться как бы с периодической структурой.

Заполним все вырезанные канавки (рис.16) и сточим выступающую древесину наждачной бумагой. Удобно наклеить бумагу на деревянный брусок с плоскими гранями (рис.17). Я использую наждачную бумагу с 180-ой и 320-ой зернистостью. Не стачивайте полоски и другие вставки наспех, несмотря на кажущуюся простоту этой части работы, здесь можно серьезно напортачить, сточив край изделия (кулона) и перечеркнув все начинание. Будьте внимательны, двигайте брусок с наждачной бумагой параллельно плоскости кулона и постоянно меняйте направление движения. Особенно сложно стачивать одну вставку, расположенную на краю изделия. Помните также, что материал вставок зачастую имеет большую твердость и абразивную стойкость, чем материал самого изделия.

Поработаем так же с оставшимися линиями узора (рис.18,19). Стыки и пересечения линий нужно делать очень аккуратно. Старайтесь прорезать канавки вплотную к уже вставленным полоскам (рис.18) и даже прорезать чуть вглубь.

Изготовим будущие вставки. Для этого вырежем из кальки элементы по уже нарисованным линиям и наклеим их на деревянные плашки (рис.20). Пусть лепестки одного цветка будут белого цвета, для этого будем использовать плашку из бересклета бородавчатого. Другой цветок будет розовым — из древесины макоре. Чашелистики выполним из яблони.

Рекомендую пронумеровать вставки понятным вам способом. Это поможет избежать путаницы и порчи изделия. Где вставки будут касаться друг друга, на той, что будет вставляться первой, оставьте немного больше материала.

После выпиливания лобзиком вставок очертим их карандашом с тонким заостренным грифелем, как бы вычерчивая заново эскиз цветков. Эта операция позволит увидеть заранее какие-либо несоответствия и другие недочеты.

Вырежем пазы под центральные лепестки цветов (рис. 22). Для этого я использую микромотор с небольшим набором борфрез и ранее описанные резцы.

Лучше сделать паз с небольшим возвышением в центре дна, чем с ложбиной. Вставка не должна опираться на края паза, иначе может произойти выдавливание или утопление вставки при последующих операциях.

Вставки в паз будут склеиваться клеем ПВА, предварительно смешанным для окраски с пылью той древесины, из которой сделана вставляемая вставка (рис.23). Древесную пыль можно запасать при стачивании лишнего выступающего материала вставок или произвести отдельно из ненужного кусочка с помощью наждачной бумаги.

При нанесении клея постарайтесь максимально равномерно его распределить по поверхности паза. Обратите особенное внимание на углы и узкие места, где клей может не покрывать поверхность из-за капиллярных сил.

Вставки желательно чем-нибудь вдавить. Для этого удобно использовать быстрозажимную струбцину, но можно обойтись деревянным или металлическим предметом, например, ручкой резца или стамески. Главное не расколоть вставку, так как в этом случае придётся осторожно удалить сломанные куски, очистить паз от клея, изготовить новую подобную вставку и т. д.

Перед убором лишнего материала вставки надо подождать определенное время (не менее 30 минут), иначе при высыхании вставка может деформироваться и не будет вровень с основой. Изделие утратит эстетические качества.

Выждав положенное время, наконец, сточим лишний материал вставок (рис.24) и проделаем те же операции с соседними лепестками (рис.25).

Затем вставим и третьи лепестки (рис.26,27).

Покончив работу с лепестками, перейдем к реализации ягод (или семян). Для этого в основу просверлим отверстия-пазы. Вставлять в эти пазы будем цилиндрические палочки из древесины падука.

Чтобы сделать аккуратные цилиндры с правильной геометрией можно использовать металлическую пластину толщиной примерно 1 мм, в которой предварительно просверлено отверстие, а на края этого отверстия нанесены насечки (рис.29). Вырежем палочку чуть большего размера и заточим наждачной бумагой один из её концов; вставим этот конец в отверстие и, постоянно вращая палочку, будем продавливать её. Производить эту операцию быстрее можно, зажимая другой конец палочки в патрон дрели, но при изготовлении очень тонких цилиндров такой способ едва ли будет оправдан из-за чрезмерной ломкости палочки, поэтому придется делать цилиндр вручную.

Обратите внимание, что если при инкрустации лепестков и подобных вставок волокна древесины этих вставок располагаются вдоль лицевой стороны, то при инкрустации цилиндров и полосок в итоге будет наблюдаться поперечный срез. Данный момент важен при планировании и разработке узора, так как фактура и цвет поперечного среза и продольного среза древесины по большей части существенно отличаются.

При вклейке палочек в отверстия-пазы не используйте кусачки для обрезания лишнего материала. Древесина при такой манипуляции может чрезмерно смяться или треснуть, что приведет к браку и необходимости исправлять ситуацию. Лучше отделять цилиндрическую вставку от незадействованного участка палочки при помощи лобзика с тонкой пилкой или ножа, аккуратно подрезая по кругу.

Когда ягоды вставлены (рис. 30), можно продолжить работу и приступить к инкрустации чашелистиков цветков (рис. 31).

Осталось инкрустировать листик (рис.32,33). Пусть он будет выполнен из древесины бубинга. К сожалению, древесина и другие натуральные материалы (кроме минералов), пригодные для инкрустации, редко бывают зелёного цвета, поэтому листики, которые получится сделать, будут всегда экзотичной расцветки. Исключением, может быть, является древесина бакаута, но, подержав ее в руках, поймёте, что и этот вариант не столь подходящий, не говоря уже о её далеко негуманной цене. То же касается и синего цвета, не применяемого в данном изделии. Ничего не поделаешь — приходится искать альтернативу и делать некоторые уступки.

После отшлифуем кулон наждачной бумагой, покроем его воском и отполируем хлопковой тканью, натянутой на деревянный брусок.

Не забудем сделать ушко-петельку для шнурка (рис.36). Эту несложную деталь сделаем из проволоки: загибаем её вокруг трубки или стержня подходящего диаметра, или используем круглогубцы.

Вставляем ушко-петельку с натягом и вклеиваем его полиуретановым клеем в глухое отверстие. Образовавшиеся зазоры можно скрыть тонкими деревянными вставками, что дополнительно придаст прочности соединению.

Кулон готов! Осталось сделать более качественные фотографии (рис. 37-39).

Время, потраченное на работу, составило примерно 9 часов.

Если возникли вопросы, отвечу с удовольствием. Успехов в творчестве! С уважением, Андрей.