История и традиции пасхального праздника на Руси

ПасхаСветлое Христово Воскресение – главный и самый радостный праздник в христианстве. Православная Пасха в 2025 году выпадает на 20 апреля. Праздник полон традиций и обычаев, о которых пойдет речь далее.

Задуматься над тем, как наши предки отмечали различные праздники, как воспринимали обычаи и традиции, всегда интересно. Статья посвящена народному празднованию Пасхи на Руси, а не церковному канону и богословию (последнее лучше обсудить с священниками).

Происхождение праздника

Пасха пришла к нам из еврейской традиции, её предшественник – Песах, который празднуют в память об исходе Моисея И народ его из Египта. Название этого дня связано с корнем… паса́х«Миновал» означает, что Бог, разрушая первенцев египтян, обошел дома евреев, отмеченных кровью агнца. В христианство праздник вошёл потому, что на Пасху, по Евангелиям, произошло распятие, смерть и воскресение. Иисуса ХристаТайная вечеря, имевшая историческое значение обычного праздничного ужина, трансформировалась в день объявления нового смысла – пожертвования Сыном Божиим для спасения людей.

Христианский праздник Пасхи вычисляется таким образом, чтобы он приходился на первое воскресенье после полнолуния, которое следует за весенним равноденствием. Чаще всего это апрельское воскресенье, но иногда празднование приходится на май. Такой разброс дат обусловлен необходимостью избегать совпадения Пасхи с еврейским праздником Песаха.

Что касается славян, в праздничном календаре предков Пасха всегда занимала почетное место, не случайно второе название – ВеликденьКак и большая часть народных славянских праздников, Пасха продолжалась не один день – это был цеплый пасхальный период, начавшийся как минимум за неделю до… Светлого воскресенья Продолжался он не меньше недели. Период Пасхи охватывает время с началом Великого поста и до праздника Вознесения – это значит, 40 дней. Великодня В это время приходится много славянских праздников, которые считаются по дате Пасхи нынешнего года: от Масленицы до Семика и Троицы.

Пасха появилась в России из Византии, но стала неотъемлемой частью славянских обычаев и верований. Великодню приурочены ритуальные действия, связанные с новолетиемПраздник, выпадавший на весеннее равноденствие 21 марта, ознаменовал собой очищение и обновление во всех важных сферах жизни: магию первого дня, предсказание будущего года.

Пасха связана с древним славянским культом умерших: люди верили, что в это время усопшие навещают потомков. Предкам полагалось оказывать почести, так как славяне считали, что от них зависит будущий урожай. Такие представления противоречили христианству, и церковь веками боролась с почитанием умерших на Пасху. Впрочем, судя по тому, что и сейчас в этот день на кладбище часто больше посетителей, чем в храме, языческий культ мёртвых победил.

Страстная неделя

Неделя перед Пасхой называется Страстной – в память о страданиях Христа, которые тогда претерпел. В народе эту неделю именовали Страшной Из-за суровых ограничений и по поверьям предков о разгуле нечистой силы рождение или смерть на Страстной неделе считались плохими знамениями: предвещали тяжелую жизнь или невозможность попасть в рай. Вместе с этим, Страстная неделя была благоприятной для начала дел, а предки верили, что удача сопутствовала тому, кто занимался ткачеством или рыбалкой именно во время запрета, несмотря на то, что церковь считали это грехом.

Три последних дня перед воскресеньем Страстной недели оказались самыми важными, особо выделяясь четверг и пятница.
Четверг и пятница были посвящены скорби и очистительным обрядам, а также подготовке к празднованию Пасхи. С четверга начинался строгий пост, но женщины готовили пасхальную еду, а мужчины сооружали качели для праздничных развлечений.
Великдень и в Светлую неделю.

Чистый четверг

Четверг — самый важный день на Страстной неделе. Как следует из названия, день был посвящен различным очищающим действиям. В первую очередь это мытье, подметание жилья, беление стен, чистка утвари и поход в баню. 1В Чистый четверг моют, скоблили и парили молочную посуду и хлебную дежу — кадку для заквашивания теста.

Магические действия служили для изгнания зла, болезней, вредителей, сорняков и защиты пространства и обитателей. Для этого отправляли старую одежду по реке или окуривали дом маленьким костром из веток можжевельника на печной заслонке, заставляя всех домашних переступить через огонь. Также обнажившись, обходили двор и постройки в направлении к выходу, а мусор сжигали, бросали в проточную воду, кидали на ветер или высыпали в чужой огород. Двери крестили свечой принесенной из церкви, углы дома обливали и мазали дёгтем, объезжали дом на помеле или на кочерге.

В Чистый четверг люди стремились привлечь благополучие на весь следующий год: трясли сохой для богатого урожая, звенели деньгами и пересчитывали ценные вещи в доме. В этот день вставали пораньше, чтобы успеть всё сделать, ели и пили непрерывно, чтобы не испытывать голода, и ничего не отдавали из дома, чтобы избежать убытков. Желающим освоить новое дело или достичь успеха советовали в Чистый четверг жестами изображать нужную работу.

Несмотря на христианские учения, в Чистый четверг… правили Перечитывая заговоры, обновляли их силу. В этот же день делали предметы с магической силой: выставляли соль, мыло, золу, воду или яйца. под звезды или на зорюОставляли их на ночь на улице или на окне, вследствие чего получали целительную силу. В Чистый четверг также пряли. четверговую нить За дверью дома вертели её в обратную привычную сторону и пережигали в печи. четверговую соль Оба средства использовались для исцеления людей и животных.

В Чистый четверг, по народным поверьям, души усопших возвращаются на землю. В Средневековье на Руси в этот день топили баню для покойников и оставляли им там на ночь еду. Православные священнослужители с осуждением писали об этом. Считалось также, что в Чистый четверг можно увидеть домового: для этого нужно подняться на чердак с церковной свечой и яйцом.

Страстная пятница

Пятница Страстной недели – день смерти Христа, поэтому весь год пятницу считают постным и скорбным днём. В годовщину распятия ограничения многократно усиливались. Желательно было ничего не есть и даже не пить. Правила поведения в Страстную Пятницу повторяют ограничения, связанные с трауром – до завешивания зеркал. Набожные люди не умывались, не причесывались и одевали чёрное. Всем, включая детей, запрещалось шуметь, смеяться, играть, а разговаривать можно было только шепотом.

В Страстную Пятницу запрещалось работать: ни по дому, ни в поле. Люди считали, что нарушитель рискует подвергнуться несчастьям: урожай не вырастет, скот погибнет. В этот день не красили яйца и не пекли куличи – это делали накануне или через два дня.

Страстная суббота

Этот день был посвящён приготовлению ритуальной еды – крашению яиц и приготовлению кулича, традиционного для восточных славян блюда на Пасху. кулич или паска.

Красить яйца к Пасхе — обычай всех народов Европы. Его истолковывают по-разному: например, выход птенца из скорлупы напоминает освобождение воскресшего Иисуса из каменной пещеры. Популярна и сегодня христианская легенда о чуде святой Магдалины, которая рассказала римскому императору о воскресении Христа. В ответ тот воскликнул: «Скорее яйцо покраснеет, чем я поверю в воскресение умершего!» И яйцо на столе императора в тот же миг покраснело… На самом деле, как считают историки, традиция окрашивания яиц имеет ещё дохристианское происхождение.

Яйцо считается одним из самых популярных сакральных объектов из-за связи с жизнью, плодородием и полнотой.

Яйца применяют во многих ритуалах, как календарных (в основном, связанных с будущим урожаем), так и по случаю праздников. К Пасхе яйца красят чаще всего в красный цвет – в память о крови Христа. После праздника пасхальные яйца и скорлупа от них служили оберегами. Например, освящённым яйцом обходили дом от пожара, им перед первым выгоном на пастбище гладили корову, чтобы она стала такой же «круглой» и гладкой, его закапывали в поле для лучшего урожая и так далее.

Пасхальный кулич ведет свое происхождение от византийского артоса Хлеб, приготовленный из закваски в субботу накануне Пасхи, освящали в храме, а после богослужения раздавали верующим. артосКулич выпекают в форме большой просфоры, а сверху делают крест из кусочков теста. Предки считали, что качество кулича определяется его формой – чем он выше, тем удачнее будет год. Чтобы кулич при выпечке не опал, старались не садиться, пока он находится в печи. Неудачная форма куличей считалась плохой приметой, а если внутри готового кулича оказывались пустоты, это предвещало смерть одному из членов семьи. При изготовлении кулича принято было тщательно запирать двери, чтобы на процесс не смотрели посторонние, иначе хлеб может не удасться. Кусочки кулича после Пасхи сушили и использовали как обереги.

В Страстную субботу освящали куличи и пасхальные яйца. Освящение было не всех покрашенных, но только одного, трех или пяти. Именно этими яйцами семья разговлялась в Пасхальное утро, хранила их как обереги и совершала с ними ритуалы. Остальные яйца ели, играли или раздаривали.

В Страстную субботу разводили костры у церквей – в память о спуске благодатного огня. Огонь добывали трением, а затем его разносили по домам для замены старого огня в печах или очагах. Освящение пасхальной еды и принесение «нового» огня детям обычно поручали.

Светлое воскресенье

Великдень Ночное бодрствование в субботу на воскресенье по поверьям предостерегает от сна. весь год проспишьУ маленьких детей бессонница по этой же причине. Проспавших всю службу в церкви обливали водой. Воскресение Иисуса Христа из мертвых ассоциировалось у людей с всеобщим «пробуждением» и «бодростью», поэтому на Пасху «будили» (трясли) даже не плодоносящие фруктовые деревья.

Пасха являлась прежде всего семейным праздником. В светлое воскресенье утром все члены семьи должны были собраться за завтраком. Перед трапезой тщательно запирали двери и ворота. В гости в этот день ходить было не принято – по крайней мере, не с утра. Завтрак состоял из освященных яиц и кулича. Одно яйцо могли разделить на маленькие кусочки между всеми домашними – это символизировало единство семьи. Именно так делили и кулич, старались его не резать, а разламывать. Кулич нужно было съесть в кругу семьи, посторонних им не угощали – для этого дополнительно пекли ещё несколько маленьких куличей.

На протяжении всей Светлой недели стол оставался накрытым. Считали, что это нужно для предков, которые в это время незримо были рядом с живыми, и ради того, чтобы иметь благополучную жизнь. Славяне верили, что Пасха предопределяет весь следующий год – говорили, что в пасхальную ночь… Бог счастье делит. На Великдень Люди надевали новые наряды и старались обновить домашние иконы новыми образами.

Верили, что в ночь перед светлым воскресеньем случаются чудеса. Говорили, что в Пасху на восходе солнце переливается разными цветами и прыгает, как молодой барашек. Умершие в Пасху, по народным представлениям, сразу попадали в рай. Нечистая сила, бушевавшая во время Страстной недели, теряла силу в пасхальную ночь – рассказывали, будто во время всенощной службы даже слышно стоны чертей. Во время пасхальной службы можно было узнать, кто из женщин — ведьма: такая женщина обходила церковь только один раз, а не три, во время крестного хода.

В ночь Пасхи еретики совершали обряды для удачи в году. На восклицание «Христос воскрес!» некоторые отвечали тихим «У меня гроши есть». !В этот момент счастливчики произносили: « Три туза да козырная!» Тот, кто вернётся с всёнощной службы первым, по поверьям, обречён на особенную удачу.

Светлая неделя

Празднования Пасхи растянулись на неделю после Светлого Воскресенья. Время было насыщено развлечениями, угощениями и визитами к друзьям и родственникам. Великдень Культура празднования Пасхи не предусматривала пьянства и драк. чокались Играли двумя яйцами либо скатывали яйцо по желобку, пытаясь его другими сбить.

Существовало понятие Пасха мертвых Считалось, что одновременно с открытием царских врат в храме на Страстной неделе распахиваются ворота рая и ада, поэтому в пасхальные дни усопшие в некотором смысле возвращаются к своим близким. Люди посещали могилы, чтобы… похристосоваться С усопшими устраивали трапезы иногда прямо на могильнике. навский четвергЗа Светлую неделю дома оставляли незапертыми для душ умерших. В это время запрещалось шить, стирать и плакать. Считали, что покойники ходят по земле сорок дней – до Вознесения.

Пасха и Светлое Христово Воскресение ознаменовали начало отрезка времени. гуляний Потенциальных женихов и невест привлекали танцы и игры молодежи на свежем воздухе, продолжавшиеся до осени. Во многих селениях устраивали «смотрины» девушек в красивых нарядах. В субботу на Светлой неделе происходило «окликание» молодоженов: рано утром к домам, где жили недавно обвенчанные, приходили компании молодых людей и пели. вьюнишные Песни в честь супругов и пожелания им счастья сопровождались пирогами, сладостями и водкой. В Светлую неделю обычаем считалось посещение новых родственников с подарками.

Светлую неделю завершал народный праздник. Красная горкаПраздник был посвящен молодежным хоровым пениям и сватовству. День этот приходился первым после начала Великого поста, когда разрешалось венчаться – в свадьбах, которые справляли на Красной горке, участвовали все жители села.

Праздник Пасха, точнее, система древних представлений и обычаев, связанных с ним, оказалась удивительно долговечной в современном мире. В советское время, невзирая на запреты, его всё равно отмечали. Возможно, такой преданности Пасхе способствует её оптимистический характер, символизирующий вечное обновление жизни и объединение молодых членов семьи со старшими, а живых – с ушедшими в мир иной.

Изображение для объявления взято из Artchive.ru, художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов, работа «Канун Пасхи в старину».