Кто из нас не пробовал в детстве разглядывать мир с помощью увеличительного стекла? И ведь почти каждый старался вырезать узоры на дереве солнечным светом через линзу. А кто не помнит расписные доски, которые парни делали для мам ко Дню 8 Марта на уроках труда?

Пирография,Выжигание по дереву становится всё более популярным занятием, привлекающим как детей, так и взрослых. Эта техника способствует развитию точности движений рук, обучению работе с инструментом, закалки воли и успокоения духа, подобно любому творческому процессу.
Пирографией называют искусство создания рисунков на древесине с помощью нагретого инструмента, обычно из металла.
Существует несколько методик для создания рисунков на древесине.
- КонтурнаяДекоративные элементы создаются путем выжигания линий изображения, без заливки фона и отдельных участков.
- СилуэтнаяРисунок на светлом фоне контрастирует с темной основой.
- ХудожественнаяПирография этого уровня требует мастерства работы с карандашом: плавные переходы от света к тени, реалистичное изображение деталей — все это должно быть заложено на бумаге.
Краткий экскурс в историю
Искусство рисования огнём существует с давних времён. В Перу археологи обнаружили изображения, выполненные таким методом, возраст которых насчитывает около 2700 лет. В России это ремесло известно с IX века. Его применяли для украшения детских игрушек и предметов домашнего обихода: шкатулок, сундуков, ложек, ковшей, мебели и домов. Развитие пирографии способствовали благоприятные природные условия: в лесных странах древесина служила основным строительным материалом, поэтому выжигание идеально подходило для украшения деревянных изделий.
В начале истории пирографии деревом процесс был трудоемким. Жареные на открытом огне железные иглы или прутья быстро остывали, требуя частой повторной нагрева до рабочей температуры. Это делало создание рисунков медленным и кропотливым занятием. Вплоть до XIX века набор для этого ремесла состоял из печи с отверстиями для инструментов, котла и нескольких металлических прутьев или кочерёжек с различными наконечниками и асбестовыми рукоятками для защиты от ожогов. Англичане, где это искусство было особенно популярно, называли его «рисованием горячей кочергой».
В некоторых случаях для быстрейшего выполнения своих творческих задач живописцы прибегали к услугам помощников, которые развозили инструменты из печи. Альбрехт Дюрер, Пабло Пикассо, Рембрандт и даже писатель Виктор ГюгоНесмотря на то, что выжигание было искусством высокого класса, его практиковали немногие из-за длительного времени, которое требовалось для выполнения заказов. Некоторые мастера достигли совершенства в технике рисунка, тщательно подбирая температуру кочерги для получения разной интенсивности линий. В викторианскую эпоху мастерам удалось улучшить оборудование… пирографыМастеры огня использовали инструменты, работающие на газе, спирте и керосине, которые запускались с помощью насоса-груши. Благодаря этому простому механизму выжигатели стали популярны даже среди женщин, сделав искусство живописи огнём доступным широким слоям населения.
В середине XX века появился электрический выжигатель. Несмотря на то, что он был большой и быстро перегревался, он превосходил предшественники по качеству работы. В 1962 году пятнадцатилетний юноша модернизировал его, создав устройство, которое знакомо нам сегодня.
Как устроен пирограф
Несмотря на кажущуюся сложность, современное устройство пирографа достаточно простое. Его основные элементы состоят из:
- трансформатор;
- рукоятка, на которой закрепляется наконечник;
- Провод, связывающий рабочий узел пирографа с трансформатором.
- Устройство регулирующего потока энергии.
- наконечник или перо.
Перья изготовлены из нихромаОснова сплава, состоящего преимущественно из никеля и хрома, может включать латунь и другие аналогичные материалы. Важно, чтобы эта смесь устойчива к высоким температурам и не плавилась при нагревании. Трансформатор подает электрический ток в нихромовую насадку, которая нагревается до требуемой температуры — вот и вся суть работы устройства для выжигания по дереву.
Существуют два типа пирографов. В первом используется нихромовая проволока в форме петли как наконечник, а во втором — твердые насадки, напоминающие перья, имеющие различную форму. Рассмотрим оба варианта более подробно.
Пирограф с твёрдым наконечником

**Фото:** интернет-магазин
Данный прибор по внешнему виду напоминает паяльник и прекрасно подходит для первого знакомства с техникой художественной росписи огнем. Как правило, подобные выжигатели отличаются доступной ценой, компактностью, повышенной безопасностью и простотой использования – им сможет управлять даже ребенок. Однако у таких инструментов есть ряд недостатков:
- Из-за отсутствия ограничителя мощности эти устройства часто перегреваются.
- долго накаляются до рабочей температуры;
- Из-за риска перегрева оборудование вынужденно выключается из сети, что замедляет рабочий процесс.
- Из-за большой длины ручки этот инструмент неудобен для работы с мелкими деталями изображения.
Аппараты такого типа оснащаются наконечниками различных форм. Наиболее популярные из них: универсальная с закругленным концом, линейная с острым окончанием, ножевидная, лепестковая и точечная. Все они упрощают рисование элементов, снижая вероятность ошибок во время работы.
Устройство для гравировки с точилкой, сделанной из тонкого металлического кольца.

Фотография предоставлена интернет-магазином.
Данное оборудование предназначено для работы профессионалами. Выжигатель качественно прорисовывает мелкие элементы рисунка, а плоскогубцы позволяют легко изменять форму проволоки. Регулируемая мощность обеспечивает постоянную рабочую температуру, которую можно изменять по мере необходимости. Благодаря этому часто выключать прибор из сети не требуется, он не перегревается. Перо быстро нагревается и так же быстро остывает.
К минусам данного устройства относится высокая стоимость и частые поломки наконечников, нуждающихся в замене.
Техника безопасности
При работе с любым выжигателем нужно соблюдать эти правила:
- Чтобы не обжечься, действуйте с электроприбором осторожно: хватайте только за ручку, избегая касания металлических частей.
- Во время работы и охлаждения используйте предназначенную подставку, чтобы предотвратить воспламенение столешницы.
- Дети от 8 до 9 лет могут пользоваться выжигателем только при постоянном контроле взрослых. Без вашего присутствия не оставляйте инструмент в руках ребенка!
- В случае отсутствия регулятора мощности аппарат необходимо отключать от электросети каждые 10–15 минут.
- Для замены стержня используют плоскогубцы, невзирая на то, что наконечник кажется холодным. Замену осуществляют только после отключения пирографа от электричества.
- Если нужно прекратить работу подключенного устройства, выключите его из розетки.
Не забывайте об этом и после завершения творческого процесса. - Использование неисправного прибора может быть опасным. Не подключайте его к сети, обнаружив обнаженный провод или поврежденные части.
- Преждевременное изнашивание пера может произойти при сильном давлении – будьте аккуратны.
Материалы для работы

Качество будущего рисунка во многом зависит и от материала, на который он будет наноситься. Не каждое дерево подходит для этой цели. Поверхность должна быть идеально гладкой, тщательно шлифованной, без царапин, трещин или сучков. Древесина должна быть не смолистой, с плотной и равномерной структурой, и не иметь слишком темного цвета. В этом массиве произрастают вишня, тополь, ольха, каштан, липа, береза и осина. ы, а также на фанереДля создания уникального фона можно использовать изображения поперечного и продольного срезов породы.
При работе с МДФ-плитой, особенно если вы ее обрабатываете, необходимо находиться в хорошо проветриваемом помещении — на улице или с включенной вытяжкой. Это важно, так как пары формальдегида, используемые при производстве таких плит, опасны для здоровья человека.
Избегайте работы с поверхностями, имеющими лаки или краски: при нагревании такие материалы выделяют вредные пары.
Для работы художнику потребуются наждачная бумага, простой карандаш с ластиком, лак и кисть, краски для цветных изображений, чёрная копировальная бумага, плоскогубцы, ветошь, металлическая губка (можно использовать кухонную), большое полотенце и предварительно подготовленные эскизы.
Для тех, кто только начинает погружаться в мир пирографии, отлично подойдут готовые наборы разного уровня сложности.
Этапы создания рисунка
Процесс обжига можно разбить на несколько шагов.
Подготовка рабочего места
Для комфортной работы убедитесь, что всё необходимое находится в непосредственной доступности.
Обеспечьте хорошую вентиляцию и достаточное освещение. Поддержите удобную позу, положив локоть рабочей руки на утолщённый валик из полотенец.
Перенос изображения с эскиза надерево
Во-первых, обведите контур будущего изображения графитным карандашом. Затем перенесите рисунок на рабочую плоскость с помощью копировальной бумаги.
Непосредственно выжигание
Чтобы эффективно начать работу, важно изучить некоторые полезные приемы.
- Рукоять этого предмета напоминает по форме карандаш и удобно лежит в руке.
- Можно приступать к непосредственному выжиганию после того, как наконечник нагреется до темно-красного.
- Если вы немного превысили границы или допустили маленькую оплошность, отшлифуйте её мелкой наждачкой.
- Чтобы добиться разной толщины линий, меняйте скорость движения пера: быстро для тонких, медленно для толстых. Для создания яркости или мягкости элементов рисунка воспользуйтесь регулятором мощности. Увеличение нагрева даст тёмный цвет, уменьшение – светлый.
- Чтобы раскрасить большую площадь на рисунке, сначала прорисуйте её границы, а затем заполните внутреннюю часть нужного участка.
- Работая с деревом, помните о его неоднородной структуре: на темных волокнах нужно прикладывать больше силы, так как они тверже.
- Чтобы избавиться от засоров, используйте металлическую губку для очистки пишущего инструмента.
- Чтобы первая линия выглядела гладко, перед ее началом нужно слегка продуть в кончик пишущего инструмента.
Завершающий этап
Отчистите углями и отпечатками огня, а затем при шлифовки картины воспользуйтесь наждачной бумагой. Для цветных рисунков — время ожидания завершилось, раскрасьте их красками, а после высыхания защитите поверхность лаком.
Виды выжигания

Помимо традиционного метода рисования на дереве с помощью разогретого металла, пирография включает и другие техники.
- Глубокое выжиганиеОсновное изображение рисуется прямо на поверхности картины, а фон удаляется с помощью инструментов, похожих на лезвия, называемых штифтами. Так рождается объемное и правдоподобное произведение искусства.
- Выжигание кислотойДля создания изображения сначала на деревянную основу наносят воск. Затем, следуя линиям будущей композиции, его удаляют с помощью инструмента. После этого рисунок выжигается серной кислотой.
- Пирографияна тканиНа искусственных материалах – шелковых платьях из атласа, ацетата и капрона – с помощью пирографа рождаются тонкие орнаменты, схожие с кружевами или вышивкой по технике ришелье.
- ПиротипияГорячий металлический штамп применяется для создания надписей, орнаментов или логотипов на деревянных предметах.
- ВыжиганиеэлектричествомЭлектрическим током рисуют изображение с помощью электролита, а потом по этим же дорожкам пропускают ток.
- Выжигание при помощи линзыЭтот знакомый с юности метод имеет существенные проблемы: работает только при ясной погоде и не позволяет создавать мелких деталей и точных линий из-за ограничений линзы.
- Нанесение картинки при помощи лазера. Современная высокотехнологичная пирография реализуется на специальном станке, позволяющем обрабатывать не только дерево, но и металлы, резину, пластик.
Изображение загружается в память станка с электронного носителя, а оператор следит за его выполнением. Творческий элемент в этом процессе минимален, однако для промышленного производства изделий подобного рода он становится незаменимым.
Чтобы овладеть новым умением, нужна практика. Пирография — не исключение. Придайте неповторимый вид кухонным принадлежностям: разукрасьте орнаментом набор лопаток и разделочную доску, превратив их из обычных предметов в украшение интерьера.
Мастер-класс по выжиганию узоров на дереве

Необходимые материалы и оборудование:
- Набор для росчерков с твердыми фигурами и подставкой.
- Из необработанного дерева изготовлены разделочные доски и кухонные прихватки с ровной поверхностью.
- Твердый, острено заточенный простой карандаш вместе с ластиком.
- Небольшой кусочек фанеры или древесины послужит основой для предварительной работы.
- большое полотенце;
- мелкозернистая наждачная бумага.
Порядок работы:
Шаг 1. Подготовка рабочего места.
Убираем лишнее с рабочего места и собираем все инструменты для работы. Не забывайте позаботиться о себе: подложите под локоть работающей руки валик из полотенца.
Шаг 2. Нанесение рисунка на дерево.
Перед началом работы проверьте действие резцов на небольшой заготовке из фанеры или древесины: определите оптимальный нажим и скорость подачи для достижения нужного эффекта.
На разделочной доске и лопаток обведите карандашом контур будущего рисунка.
Шаг 3. Выжигание.
С помощью насадки-лепестка мы обжигает контур листьев с двух сторон по заготовленной линии на разделочной доске, устанавливая её плоской стороной вниз. После этого тоненькой насадкой рисуем веточку, связывая между собой выжженные листочки.
Точным перьям на первую лопатку придаём контурные точки. Пространство рукоятки закрашиваем этими же точками, хаотично располагая их в начале густо, а ближе к конца ручки – реже.
На втором инструменте ровную линию проводим точечным пером вдоль уже прорисованого очертания. От неё расходятся лучи, созданные ножевидным наконечником, с помощью которых удобно прожигать прямые и тонкие линии.
Что за узоры могут прийти в голову, когда будете пробовать разные насадки?
Шаг 4. Завершение работы.
Счистите сажу с досок и лопаток, нежно отшлифуйте её наждачной бумагой.
Пирография, подобно любой другой творческой деятельности, в начале пути нуждается в терпении и упорстве. Не расстраивайтесь, если не все сразу выходит желаемым образом – регулярные занятия превратят вас в мастера, способного творить настоящие произведения искусства.
Для оформления анонса и обложки использованы изображения из Shutterstock/FOTODOM.