Пальчиковая гимнастика — это представление рассказов или сказок с помощью пальцев. Регулярные занятия способствуют развитию мелкой моторики рук у малышей. Это благоприятно влияет на развитие речи, чувства ритма и подготавливает к рисованию и письму. С самого рождения можно заниматься пальчиковой гимнастикой!
О пальчиковых играх для детей разного возраста мы расскажем.
Для чего нужны пальчиковые игры
Владимир Михайлович Бехтерев – русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог – в своих работах отмечал, что движения рук оказывают непосредственное влияние на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Движения рук способны снимать напряжение в речевом аппарате и улучшать произношение звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Польза пальчиковых игр
- Задействуются участки коры головного мозга, контролирующие речь.
- Развивают мелкую моторику.
- Способствуют образованию чёткой, ритмичной речи.
- Способствуют обучению концентрации и распределению внимания.
- Снимают излишнее нервное напряжение.
- Улучшают память.
- Способствуют развитию умений письма и рисования.
- Развивают фантазию, воображение.
- Развивают эластичность и подвижность детских кистей и пальцев.
- Взаимодействие с взрослыми способствуют развитию подражания и социализации.
- Представляют собой особый тип игры.
- Может быть хорошим способом развлечь ребёнка во время поездки.
4 вида пальчиковых упражнений
Пальчиковую игру можно классифицировать по возрасту игроков.
1. Упражнения для кистей рук
Занятия способствуют освоению расслабления и напряжения мышц, переходу из одной позы в другую, развитию подражания. Начать их можно примерно с полутора лет, когда малыш может сознательно повторять движения за взрослым и выполнять простые поручения.
2. Динамические упражнения
Ребят учат выполнять движения руками — сгибать и разгибать пальчики, чтобы улучшить координацию.
3. Статические игры
Способствуют закреплению навыков, подразумевают внимательность при выполнении. Подходят для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
4. Массаж
Развивает сенсорное восприятие через прикосновения, снижает мышечный тонус и готовит пальчики к выполнению сложных движений.
Совет
- Первые месяцы жизни малыша благоприятны для проведения пальчикового массажа руками родителей — мягкие поглаживания и легкое разминание пальчиков крохи.
- С полугода для массажа применяйте разные по текстуре, форме, размеру и весу предметы. К таким могут относиться многогранные карандаши, резиновые или пластмассовые игрушки, мячи (в том числе рельефные), камешки, грецкие орехи (все эти предметы прокатывайте между ладошками малыша). Дополнительно можно использовать крупные бусы (ребенок перебирает нанизанные элементы по одному) и зубные щетки (массаж выполняется щетиной).
Как правильно провести пальчиковую гимнастику
- С малышом можно начать выполнять пальчиковые упражнения после одного года.
- Чтобы игры были интересными, каждую хорошенько сопровождайте определенным ритмичным текстом – стихами, потешками, сказками, которые «исполняйте» при помощи пальцев и ладошек.
- Ребенку важно говорить словами четко и красочно, чтобы научиться красивой речи.
- Как правило, фантазия детей активно проявляется во время игры, и дети с удовольствием выполняют все задания.
О чем нужно помнить при пальчиковых играх:
- Подержите руки теплыми перед началом занятия.
- Перед гимнастикой выполните разминку для рук, чтобы кисти и пальцы разогрелись и стали более гибкими.
- В играх следите, чтобы ребёнок использовал при выполнении упражнений все пальцы.
- Во время занятий гимнастикой взрослые обязаны контролировать исполнение ребенком упражнений и одновременно воздействовать на ручки малыша, гладя или слегка щекоча.
- Если малыш не хочет играть, не принуждайте его к этому – от этого больше вреда, чем пользы.
- Регулярные занятия – путь к успеху.
ДАВАЙТЕ ИГРАТЬ!
Пальчиковые игры для детей 1–2 лет
Для самых маленьких детей подходят самые элементарные упражнения.
- Разминать пальцы малышу, чередуя растирание, сгибание и разгибание.
- гладить и массировать ладошку;
- Для массажа можно применять прогретые грецкие орехи и шарики-ежики, доступные в ортопедических магазинах.
В занятия постепенно вводим игровые моменты. Начнём с простых игр и действий, которые ребёнок может повторить.
Кулачок
Этот пальчик — маленький,
(загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький,
(загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький,
(загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький,
(загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок,
(загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Руки полусогнуты под углом, кончики пальцев сцеплены. Средний палец правой руки вытянут вверх, а кончики мизинцев образуют прямую линию.
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец каждой руки соединяется с другими пальцами, образуя кольцо, которое подносят к глазам.
Фонарики
Лампашки светят, малышей забавляют!
Внезапно выключились фонари.
Беги скорее домой! (Руки спрятаны за спиной).
Пальчиковые игры для детей 2–3 лет
В этом возрасте детям можно давать задания на координацию, которые сложнее предыдущих.
Про дружбу
Ребенку требуется точно направлять пальчики друг за другом, а также сплетать их.
В нашем дворе дружат девочки и мальчики.
Сейчас разойдём малышки пальцы.
Отсчет повторяется сначала.
Раз, два, три, четыре, пять – счёт закончен, замочки раскрываются, детки шевелит ручками.
Горошки
Раскатились по дорожке
Разноцветные горошки.
Птички весело клюют,
Нам горошки не дают,
Дайте мне горошинку! Я такой хорошенький!
Легкими постукиваниями кончиками пальцев обеих рук по столу имитируем движение раскатывающихся горошин.
Пальцами обеих рук формируем щепоть и будто клюем воображаемые горошинки. Складываем руки лодочкой, выдвигаем вперед и просим горошинку.
В шестой строке двумя руками гладим себя по щекам или по голове.
Кошка
Вот кулак (показываем кулачек)
А вот ладошка (показываем ладошку)
На ладони разместилась кошечка (пальцы малыша).
Тихонечко ползет (2-3 раза пальцы ходят по руке).
Видно мышка там живет (щекочем)
Пальчиковые игры для детей 3–4 лет
С возрастом ребенка выполнять стишки для пальчиковой гимнастики становится труднее. Максимум – использовать пальцы, чтобы продемонстрировать сюжет сказки. Ребенку нужно не просто показать ушки зайца или намазать варенье на блинчики, а создавать из ладоней замысловатые фигуры (птицу с крыльями, мышку с хвостиком) и изображать сложные действия («лепить пирожки», «копать огород»).
Демонстрируя ребенку фигуры, взрослый способствует развитию его фантазии и ассоциативного мышления, а не просто заучиванию образцов.
Осьминожки
Две веселых осьминожки
По дороге у моря ползёт множество осьминогов.
Встретились, удивились, осьминоги останавливаются, приседают, и опять вытягиваются.
Обменялись улыбками, стали друзьями.
И теперь они вдвоем
Изучает озеро.
Паровоз
Движется поезд, движется.
Присоединил вагон, вез.
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез.
Пальчиковые игры для детей 5–6 лет
Используя пальцы, создаём всё более сложные сценки и вплетем туда разные чувства. В результате получаются маленькие представления.
Белка
Белка расположилась на тележке, держа ладони сжатыми в кулаки.
Она торгует орешками.
Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)
Воробью, (разогнуть указательный палец)
Синичке, (разогнуть средний палец)
Толстопятому Мише (разогнуть безымянный палец).
Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)
Вот так! Руки расставь — пальцы в стороны и обратно.
Стол
Сжать левую руку в кулак. Положить сверху на него ладонь правой руки. Локоть правой руки должен быть параллелен полу. Перемещать положение рук.
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Стул
Приблизь кулак к внутренней стороне левой ладони, повернув большой палец внутрь. Изменяй позу рук.
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
Лужок
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот
(загибать поочереди пальцы)
На зелёный на лужок.
Правая рука проводит указательным пальцем круг по левой ладони.
Приходи и ты дружок.
Руки сложены ладонями друг к другу, пальцы согнуты — призываем к себе.
Пальчиковые игры для детей 6–7 лет
Пальчиковые игры помогают детям 6-7 лет подготовиться к письму, развивая руку.
Дом
На лужайке построил домик.
В дом попасть нельзя.
Мы ворота открываем,
Вход сюда приветствуется.
Повар
Повар готовил обед,
Без света стало.
Повар леща берет
И погружает в компот.
Бросает в котел поленья,
Кладут варенье в печь.
Поварёшкой бьёт углем.
Добавляет сахар в суп.
И очень доволен он. (разводят руками).
Моя семья
Я знаю, что у меня (рука поднята ладонью вверх).
В доме живет дружная семья! По порядку согнуты пальцы: сначала безымянный, потом мизинец, указательный, средний и большой.
Это – я,
Это – бабушка моя,
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
Развитие речи и интеллекта ребёнка трудно переоценить с точки зрения важности мелкой моторики. Постоянные упражнения разными видами пальчиковой гимнастики способствуют развитию мелкой моторики и улучшают координацию, память, воображение, концентрацию внимания. Всё это – основа нормального психоэмоционального и речевого развития ребёнка, залог его успеха в учёбе.
Полезных и веселых вам игр!