Фракталы в школе: мастер-класс по скрапбукингу

Приветствую! Первое сентября приближается, пора готовиться, не так ли? Сегодня хочу показать, как создавалась эта школьная страничка.

Эскиз

Все началось с концепции.

В этой работе мне хотелось объяснить/показать/дать почувствовать, как я ощущаю идею обучения. Вряд ли это мое ощущение имеет что-то общее со школой (в которой я проучилась настолько мало, что ассоциативная связь школа-обучение не успела закрепиться). Для меня обучение — красота математических формул и общих законов, книжная пыль и смысл вещей, золотистой нитью прошивающий слова и фразы.

Любой работе нужна главная идея: для этой странички выбрана идея золотого сечения, логарифмической спирали и числа Фи.

Золотое сечение — это прямоугольник с отношением сторон 1:1,618. Отсекая от него квадрат, получают другой прямоугольник с тем же соотношением сторон. Эта операция совершаема бесконечно.

Используют эту схему для построения логарифмической спирали, а при записи её математически получается числовой ряд Фибоначчи.

По моему мнению, золотое сечение является одной из самых точных и красивых метафор жизни и науки.

После идеи последовало подбор материалов. Нарисовав простой эскиз золотой спирали, начинаю выбирать ей окружение.

В качестве фона использовалась бумага из коллекции «Архив».

Составляю эскиз и план расположения надписей. В итоге получились пять фраз (я — настоящий концептуалист, муа-ха-ха). Запишу их здесь специально для вас:

1. Моя школа. (полукругом)

2. Biblioteca est clsvem at misterium. (библиотека — ключ от тайны (латынь))

Фрактал — объект, совпадающий с частью себя самого (рекурсивное самоподобие). Яркий пример — золотое сечение, божественная пропорция, число Фи, применимое в любой области науки и жизни. 1,618

Убегай за белым кроликом сквозь кротовую нору. Любителям фантастики понятно, остальным — поищите информацию в интернете.

Какой смысл, если всё – игра в бисер? (читали Гессе?)

На эскизе изначально продумано расположение элементов и надписей.

Золотое сечение

Настал час взяться за дело! Сперва нужно сделать — ровненькоНарисовать золотую спираль, по которой строится композиция страницы.

Шаблон готов!

Идея состояла в том, чтобы вырезать золотую спираль из трёх слоёв бумаги с малыми отступами, как у паспарту.

Для этой цели взяла плотный картон двух цветов: светло-коричневый и натуральный белый. Верхний слой — лист бумаги из коллекции «Фотоархив».

Теперь нужно переместить золотую спираль на три слоя бумаги и вырезать.

Рисуем по шаблону на среднем листе бумаги.

Не забываем сделать отступы по краям. Так как этот лист будет средним слоем, спираль на нём будет немного больше оригинала.

Вырезаем. По вырезанной спирали чертим ещё две такие же на двух оставшихся листах (постоянно помня, что самый верхний слой — самый маленький, а на нижнем будут большие отступы).

На фотографии я рисую на обратной стороне листа из фотоархива, который станет передним.

В итоге все это выглядит примерно так:

Композиция хороша, но ей не хватает объема…

Чтобы придать объём, вырезаю ещё один слой спирали из гофрокартона. Слой должен быть значительно меньше предыдущих, чтобы гофрокартон не вылезал из-под цветного картона.

Деталь из гофрокартона на фоне белой детали должна выглядеть следующим образом:

Итого четыре слоя:

Примерно так это выглядит в собранном виде:

Обратите внимание: пока что я ничего не приклеила. Просто положила и любуюсь. С нами с этой многослойной абракадаброй ждет еще много интересного, поэтому клеить заранее нельзя.

Проработка деталей

Когда основа картины готова, приступают к проработке мелких деталей.

Лист из коллекции «Отражения»— для надписей.

Сначала мне думалось вырезать карточки просто прямоугольными, но завитки и узоры соблазнили на фигурную вырубку.

Карточки вырезали маникюрными ножницами.

Затем вырезаю подложку под фотографию (используя двусторонний лист из коллекции Автовинтаж).

Когда бирки под надписи и фото готовы, кладу все составляющие будущей картины на лист.

Итак, когда место каждого элемента продумано до мелочей, можно приступить к сборке!

Сборка 1. Паутинки

Первым делом приклеиваю на темно-коричневый фон картонный лист с библиотекой. На него — основу спирали из гофрокартона. Обратите внимание: детали для центрального завитка пока не клею, это место остаётся свободным.

Я решила сделать шесть отходящих от «центра» лучей золотого сечения.

У гитары моей шесть стрел – это вены небесных тел, у гитары моей шесть рун – это блики свинцовых лун, и поют так печально, и поют так надрывно, будто я стою на причале, будто я стою над обрывом. (с) Мглистый заповедник

Да, да, именно поэтому 🙂

Серебристая нить показалась мне слишком тонкой, поэтому решили свить из нее двойную нить. По виду она похожа на витую струну или шнурок. Чтобы сделать такую, достаточно взять отрезок обычной нити, закрутить его по направлению оригинальному кручению нити, сложить вдвое и подождать, пока перестанет закручиваться в обратную сторону.

Чтобы лучше закрепить нити, вырезаю из обрезка картона квадратик-уплотнитель. Привязав к нему нитку, приклеиваю в центр картины (точнее, в правый нижний угол верхнего квадрата будущей золотой спирали). Оттуда и будут выходить нити-лучи. В будущем этот квадрат-заплатка не будет видно под фотографией.

Шилом прокалываю шесть отверстий по краю спирали.

Нанизывая на нитку бисер, вышиваю два луча. Прокалываю дополнительные отверстия в квадратике-уплотнителе для более равномерного распределения нагрузки.

Нити-лучи постоянно исходят из центра квадратика и крепятся по краям, каждый в собственном отверстии.

От самого последнего луча делаю отступление, закрепляя угловую бусину клеем.

В противоположном углу странички вышиваю тонкую паутинку одиночной нитью. По форме она похожа на кристалл (чтобы вам было лучше видно, подложила под неё синюю карточку).

Все вместе выглядит как-то так:

Наконец делаю последнюю заплатку, чтобы закрепить и скрыть узелки и торчащие концы нитей.

Сборка 2. Основные элементы

Слой за слоем приклеиваю золотую спираль.

Под нижнюю струну кладу карточку с кроликом из смеш-блокнота с голубым корешком. На карточку клею квадратик гофрокартона, на квадратик — часики, вырезанные с того же листа из коллекции «Автовинтаж», который послужил подложкой для фотографии.

Приклеиваю кружево, концы загибаю внутрь.

Сборка 3. Надписи

Разрабатываю шрифт на черновике, делаю карандашный набросок и обвожу линером 0,1 мм от Medallion.

Вновь делаю предварительный набросок надписи на черновике. Проверяю расположение фразы на странице. Затем делаю карандашный набросок, обвожу его серым спиртовым маркером от Le Plume. Границы букв обвожу все тем же линером.

В итоге получается как-то так:

И снова та же последовательность действий: разработка надписи на черновике, перенос карандашом, обводка ручкой.

Прикрепляю карточку с фотографией следующим образом:

Складываю серебряный шнурок пополам, нанизываю три бусины. Петельку продеваю в отверстие на карточке, сделанное круглым дыроколом. Другой конец шнурка пришиваю к бирке с надписью. С противоположной стороны таким же способом вешаю металлическую подвеску-ключик.

Приклеиваю фигурную табличку к странице (фотография и ключик остаются не приклеенными и свободно болтаются). Сверху клею фишку «История моей жизни» из набора «Лавка древностей».

Надпись про фрактал должна была быть самой заметной частью картины. Её приклеили на три слоя гофрокартона:

Надпись «Моя школа» выполнена из английских наклеек.

Последний штрих: пришиваю золотистые пуговицы по углам картины с алхимическими символами огня и воды.

P. S. Даже не спрашивайте, откуда они у меня 🙂

И, конечно же, стразы. Куда же без них? Эти взяты из набора «Авто винтаж».

На этом все 🙂