Фонк: подпольный хип-хоп или модернизация классики?

В 1990-е годы в Мемфисе, штате Теннеси, возникло это направление. В то время город страдал от беззакония, состоял из плотно заселенных гетто, где парни из неблагополучных семей создавали банды и группировки. Таковые объединения превращались в враждующие кланы, встречи которых заканчивались драками и перестрелками. Даже спустя тридцать лет Мемфис по-прежнему занимает лидирующие позиции среди городов США по количеству преступлений.

Особенности направления

Фонк отличается мрачной и пугающей атмосферой, которую создают авторы музыки.

Мемфис-рэп, в особенности фанк, похож на старую ямайскую музыку как даб. регги Процесс создания их почти идентичен. Музыка грубоватая и немного демоническая, обладает чётким звучанием. Если даба представляет собой миксы обработанных регги-инструменталов, то phonk – семплинг старых джаз-композиций и мемфис-рэпа.

Фонк отличается ностальгическими семплами фанка, угрюмым, взятым из низкокачественных кассетных записей под аккомпанемент старых вокальных записей в стиле Мемфис-рэпа. В песнях обычно звучат семплы ранних хип-хоп композиций 90-х годов с добавлением джазовых мотивов.

Главное отличие этого направления от других течений мемфис-рэпа – тексты песен. Общие темы схожи, но в фанке отсутствует местный сленг, который сложно понять. В этом поджанре рэпа главное – целостность с битом и общий стиль композиции. Фonk-музыканты прежде всего ставят на первое место само исполнение, а уже потом стихи под музыку.

Исполнители этого жанра обычно поют о жизни в кварталах, наркотиках, конфликтах с властями, группировках и женщинами. В сущности, это музыкальное течение – упрощённая версия трэпаТрэп-музыка отличается от фанка тем, что исполнитель фанка чаще использует в качестве основы музыку классического хип-хопа и старого джаза.

От улиц до большой сцены

Phonk появился как узкоспециализированный локальный жанр в контексте возрождения культуры хип-хопа.
Южные рэперы внесли оригинальный звук, акцентирующий lo-fi, оккультную и демоническую эстетику, мощные вокальные сэмплы и гулкие удары драм-машины.

Кто впервые исполнил музыку в этом поджанре рэпа? Точно неизвестно, так как большая часть релизов тогда выпускалась на кассетах и виниловых пластинках, которые затем исчезли. Существует мнение, что первым в этом направлении выступал… DJ Spanish Flyкоторый в 1990 году представил первый студийный диск.

Музыкальное течение достигло расцвета в 1994 году. Поклонники phonk-музыки отмечают эту дату как знаковую, даже в треках можно услышать отсылки к числу «1994». Группа поспособствовала пику популярности направления своим появлением на музыкальной сцене. Three Six Mafia В те времена коллектив называл себя Triple Six Mafia. Группа сформировалась в 1991 году из трёх музыкантов: Lord Infamous, DJ Paul и Juicy J. Музыканты считались настоящими королями мемфис-рэпа, а их старые треки до сих пор слушают современные поклонники этой музыки.

Недавно фonk обрёл популярность среди более широкой аудитории, вышел за рамки узкого круга любителей. Такое массовое распространение не нравится всем поклонникам направления. Некоторые из них всё ещё считают, что эта музыкальная эстетика подходит не каждому. И исполнять такие песни способен не каждый желающий. Для таких фанатов настоящим фonk-идолом остаётся хип-хоп исполнитель SpaceGhostPurpp и его последователи.

Популярность в России

Современное направление представлено инструментальными композициями, в которых акцент делается на зацикленных приглушенных кавбеллах (афро-кубинские ударные) и цифровых отзвуках акустических инструментов. В России распространение этой музыки во многом связано с сообществами автомобилистов и поклонников… дрифтаАвтомобильные блогеры всё чаще используют автомобильную музыку из ремиксов в качестве фона для своих видеороликов. Такая музыка также присутствует в коротких отрывках с экстремальными вождением и улично racing.

Многие песни российских исполнителей этого жанра посвящены подобной тематике. Дрифт и уличные гонки часто украшают обложки альбомов отечественных phonk-музыкантов, а в песнях могут присутствовать трэп-элементы.

Инструментальные композиции известных артистов пользуются большой популярностью и ежемесячно имеют миллионы прослушиваний, становясь конкурентами востребованной вокальной музыке в жанре хип-хопа.

На русском языке мало записей подобных композиций. Обычно это отдельные произведения, например «КлоуКомы» или «Кейк-Бой».