7 марта 2024 года состоялась премьера экранизации романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина. Не все прекрасные дамы XXI века, равно как и их кавалеры, оценили этот подарок к Международному женскому дню от режиссёра. С каждым днем проката онлайн-битвы между противниками и поклонниками нового фильма становятся всё более ожесточёнными. Нам уже невозможно оставаться в стороне.
Факты о «новорождённом творенье»
Режиссёр и сопродюсер – Сарик АндреасянИзвестен созданием ремейка «Служебного романа. Наше время», сказочной комедии «Тот ещё Карлосон!», сериала о маньяке «Чикатило», современной полудокументальной драмы «На солнце, вдоль рядов кукурузы» и нескольких других произведений, отличающихся жанровым разнообразием.
Сценарист – Алексей ГравицкийРоссийский писатель-фантаст, член Союзов литераторов РФ и писателей ДНР, пишет сценарии для документальных и художественных фильмов.
Главных героев исполняют актеры, недостаточно известные широкой публике. Виктор Добронравов В большей степени он утвердился как театральный артист: в кино и сериалах ему чаще доставались роли второго плана, например курьера в сериале «Не родись красивой» или старого друга героя в фильме «Оттепель». Лишь в 2023 году пришла роль инспектора Гаврилова в одноименном комедийном сериале на СТС.
Молодая жена режиссёра сыграла на экране Татьяну Ларину. Елизавета Моряк В 2020 году она сыграла заметную роль в сериале «Любовь в нерабочие недели», повествующем о трёх парах, стремящихся устроить жизнь и удержать отношения во время карантина.
Денис ПрытковВ 2022 году актер Владимир Ленский исполнил главную роль в медицинско-криминальном сериале «Капельник». Татьяна СабиноваАктриса, исполнившая роль Ольги Лариной, прежде появлялась только во второстепенных ролях в не самых известных российских сериалах «Ресторан по понятиям» и «Место силы».
В числе исполнителей эпизодических ролей наблюдается другая ситуация, где присутствует народная артистка. Светлана Немоляева В далеком 1958 году сыгравшая в советском фильме-опере «Евгений Онегин» юную Ольгу, актриса сейчас носит чепец старушки-няни. Алёна Хмельницкая Некогда сиявшая на экране как Леонсия Солано в фильме по роману Джона Лондона «Сердца трёх», ныне почтённая помещица Прасковья Ларина. рассказчика досталась ещё одному заслуженному артисту РФ, Владимиру ВдовиченковуИзвестный по криминальным фильмам начала 2000-х годов, таким как «Бригада» и «Бумер», а также ролям в экранизациях русской классики («Бесы», «Тарас Бульба»).
Композитор, популярный в данный момент, создал музыку для фильма. Георгий ЖеряковХотя перед кульминационной сценой объяснения в садовой беседки раздаётся женское пение «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин». П.И. ЧайковскогоТакже в честь юбилея поэта написал песню «Мне 225 лет». Леонид АгутинАндреасян снял клип на песню, используя кадры из фильма.
Съёмки прошли в музее-усадьбе Михайловское, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Внимательный зритель может увидеть в кадре Певческий мост, усадьбу Суханово и Большой Гатчинский дворец.
Основные претензии к экранизации
К киноадаптации «энциклопедии русской жизни» высказано множество претензий, которые отличаются разнообразием.
Великое возмущение вызывает расхождение возрастов пушкинских героев и исполнителей их ролей. Согласно подсчётам литературоведов, Онегину на момент развития основных событий романа 26 лет (в начале произведения описывается его светский дебют в 18 лет, затем сообщается: Так пролетели восемь лет, / Погибший самый яркий расцвет жизни. ), Ленскому ещё не исполнилось 18 В восемнадцать лет уже не яркие, словно потухший оттенок жизни, песни исполнял он. Татьяна – семнадцать лет, как следует из письма автора П.А. Вяземскому. Письмо девушки семнадцати лет, которая влюблена! Если Алёне – 18 лет, то младшей её сестре Ольге – не более шестнадцати.
В фильме Сарика Андреасяна исполнителю роли Онегина на момент окончания съемок было 40 лет, Ленскому – 30, Татьяне – 28, Ольге – 23. Разница в возрасте значительна.
Однако у режиссёра есть объяснение: С самого начала мы определились с тем, что возраст наших героев будет на десять лет больше. –Героям моего романа 15 лет, а Пушкину было больше. Это важно, потому что я не представляю своих героев подростками. Жизнь и возрастные критерии изменились, современные 25 лет – это сегодняшние 40. Я не хочу писать историю любви с героями 13 лет. –18 лет. Это была бы совсем иная тональность».
Многие зрители не заметили этот довод и продолжают возмущаться тем, что создатели фильма невнимательно читали первоисточник. При этом это те же самые люди, которые не устают восхищаться традициями советского кинематографа. Он заслуживает восхищения, однако «возрастные» герои в экранизациях классики – одна из его традиций. Съёмки легендарной киноверсии эпопеи «Война и мир» были завершены. С.Ф. Бондарчуком В 1967 году исполнителю роли двадцатилетнего Пьера Безухова было уже 47 лет, а его супруге… Ирине СкобцевойАктриса, сыгравшая красавицу Элен (возраст которой не может быть больше 20 лет), — 40 лет. Предпочтение опыту и профессионализму перед юным возрастом – обычная практика. Интересно, что седину в волосах Онегина можно было бы скрыть.
Не меньшее недоумение вызывает расхождение запоминающихся школьных подробностей: у Ольги волосы не «льняные», а просто русые, у Ленского – короткая стрижка вместо «кудрей чёрных до плеч», Татьяна появляется на балу без «малинового берета» и «испанского посла», а из её вещего сна куда-то исчезли медведь и череп в красном колпаке. И если вспомнить экранизации, считающиеся сегодня эталонами, то полного совпадения деталей не обнаружим ни в одной из них. Людмилы Савельевой Светло-голубые глаза, в то время как в романе Толстой изображает свою любимую героиню… … с черными, глянцевыми глазами, выглядывающими из-под волос. .
Фильм не обязан полностью копировать оригинал, поскольку кино и литература – разновидности искусства.
Кроме того, самые ожесточенные претензии к искажению авторского текста и исторической действительности порой выявляют, что как пушкинский текст, так и исторические труды суровыми критиками изучались не слишком тщательно. Ольга Тумайкина) разбивается о пушкинскую цитату Старики со стайкой детей разного возраста с трёх лет и до двух годиков. Возмущение тем, что Ленского похоронили не «по-православному», «в чистом поле, а не на кладбище», указывает на подлинные обстоятельства гибели героя: убитых на дуэли в царской России приравнивали к самоубийцам. Отпевать и хоронить таких людей в освященной кладбищенской земле было запрещено.
Петербургский митрополит Серафим настаивал на строгости исполнения правил при погребении А.С. Пушкина, но московский митрополит Филарет (позже канонизированный Русской православной церковью) добился, чтобы «солнце русской поэзии» отпели в Храме Спаса Нерукотворного, и похоронили на территории Святогорского монастыря.
Несмотря на наличие в фильме некоторых недочетов, особенно речевых, разнообразию форм вежливого обращения к мужчине-аристократу в дореволюционной России («месье», «мосье», «мсье», «мосьё», «мусье») предпочтительно было выбрать никогда не существовавшее «м». иВ девичестве ее зовут «барыней», а не «барышней», но после замужества – не «княгиней», а «княжной», будто князь усыновил ее.
Преимущества спектакля, выполненного в духе изящной прошлого эпохи.
Фильм, демонстрируемый в настоящее время во всех кинотеатрах России, не претендует на сравнение с литературным первоисточником, скорее всего, такая цель у него не была. В нём ценно бережное, любовное отношение к нему, редкое в наши дни. Стоит только порадоваться тому, что это качественная экранизация в историческом ключе, а не очередной перенос сюжета в современную обстановку; тому, что взаимное влечение героев достоверно передано без откровенных сцен 18+; тому, что авторы стремятся сохранить и передать красоту исходного произведения с помощью киноязыка.
Иногда исполнение получается не совсем уместным. Например, чтение «авторских» частей из Пушкина Владимира Вдовиченкова выходит по-школьному старательным и монотонным. Возникает ощущение, что осознание важности порученной ему задачи парализует мимику и голос довольно талантливого актёра.
Тем не менее, решение сохранить пушкинский текст, хотя бы самые важные его отрывки, заслуживает уважения.
Визуальный ряд очень красив. Природа, интерьеры, костюмы, детали — будь то смятый цветок в руке Татьяны или упавший на паркет кружевной платок — такие, что практически любой кадр можно распечатать, вставить в рамку и украсить обычное пространство.
Нельзя согласиться с мнением о том, что экранизация – это всего лишь набор ярких иллюстраций к учебному пособию. В каждом герое присутствует то, что выходит за рамки традиционного школьного шаблона. В Ольге – неожиданный практицизм и житейский расчёт; в Ленском – зависть к товарищу, уже повидавшему высший свет; в Зарецком, чья роль существенно расширена по сравнению с оригиналом, – печальная житейская мудрость. В идеальной Татьяне неожиданно изумляет завладевающая ею страсть, та самая, что заставляет героиню письменно удостоверить над собою полную власть любимого человека. «То воля неба: я твоя» (слова, на самом деле, плохо соответствующие традиционному образу примерной девочки). В «Евгении Онегине» поражает то, что можно назвать обреченностью. Не случайно в придуманном для него сне Татьяна кричит фразу Сонечки Мармеладовой: «Что вы наделали!» После этого перед героем настоящим образом открывается могила. Он сам не заметил, как чрезмерность и самоуверенность довели его до реального преступления, за которым неизбежно последует наказание – и тут уже ни устрицы, ни щегольской белый цилиндр не помогут.