Часть 1. Вступление и подготовка элементов к разборке стула.
Летом 2021 года я делал реставрацию не
совсем обычного стула. Его необычность
заключалась в том, что стул был не фабричной
работы, а изготовлен в, теперь уже далекие,
послевоенные годы простым деревенским
столяром. Его мне привез заказчик Вадим из
деревни Атолино Минского района со словами :
«Cтул в свое время делал мой дед, которого не
стало в 1982 году. В честь его памяти очень
хочется стул восстановить».
Небольшое вступление
С происхождением стула получился небольшой казус. Заказчик полагал, что этот стул сделал его дед – Лисица Иван Игнатьевич, участник Великой отечественной войны, военные дороги которого закончились в Берлине.
Но, когда я приступил к реставрации и разобрал стул, то на обратной стороне одной из царг, обнаружил простым карандашом надпись «Хмель Петр III- 1947».
Ясно, что это был своеобразный автограф мастера, который делал этот стул с точной датой изготовления – март 1947 года. И, хотя первые буквы фамилии сохранились не совсем хорошо, для меня, как реставратора, это была просто удача. Но меня просто заинтриговал вопрос :«Почему фамилия дедушки и мастера, если стул сделал, по словам Вадима, дед разные?»/
Я связался с заказчиком и рассказал о своей любопытной находке. В ответ услышал : «Странно, в нашей деревне фамилии Хмель не было, но я скоро поеду к матери в деревне и все узнаю».
Поездка Вадима все прояснила. Оказалось, что в деревне жил столяр-любитель Кисель Петр Николаевич. Поэтому обнаруженную мною надпись следует читать : «Кисель Петр III – 1947». Вадим узнал у своих родственников, что для Петра Николаевича столярное дело было увлечением, поэтому, вполне возможно, что Кисель П.Н. сделал этот стул
как подарок после возвращения деда Вадима с войны в 1946 году в свою пустую необустроенную хату.
Могу с уверенностью сказать, что Кисель П.Н. был очень квалифицированным столяром . Его стул по сути является образцовым изделием ручной работы. Все элементы стула были выполнены по классической технологии. Соединения паз-шип были тщательно подогнаны друг к другу и склеены. А затем эти узлы, для надежности, были усилены деревянными шкантами, полагаю, так же на клею. Только в двух случаях мастер применил гвозди (кстати, кованные и из меди) – для крепления сборного сидения с боковым царгам стула и для крепления плоской спинки к задним ножкам-стойкам.
Честь и хвала такому Мастеру!
После такого вступления можно перейти уже к описанию непосредственно процесса реставрации.
Подготовка элементов стула
В начале замечу, что все элементы стула были сделаны из нашей белорусской березы. Это вполне хороший материал для изготовления такой мебели.
Ко мне стул попал в крайне плачевном состоянии.
Он был сильно расшатан, некоторые элементы имели серьезные повреждения и, естественно, требовали замены. Нужен был новый материал – хорошо высушенная береза. Заказчик из своей деревни привез мне два березовых полена из которых я и изготовил доски нужного размера и толщины, чтобы произвести полную, или частичную замену пришедших в негодность элементов стула.
Смею предположить, что какое-то время стул не использовался по назначению и просто стоял вне дома, наверное, в сарае. Поэтому часть элементов стула была сильно повреждена жуком-древоточцем(шашелем).
Особенно сильно пострадали все нижние части ножек. Поэтому я решил, не разбирая стула, привести их в порядок в первую очередь.
Это достаточно сложная работа. При этом, перед ремонтом ножек, чтобы конфигурация стула осталась без изменений, пришлось заменить левую боковую царгу, которая практически была уничтожена жуком .
Затем, сняв шлифовкой слои краски в нижних частях ножек, я определил длину непригодных к дальнейшей эксплуатации их частей. Эти части были аккуратно отпилены с помощью отрезного станка. Из новых заготовок были сделаны недостающие элементы и, с помощью фрезера, в них и в остатках старых ножек были выбраны пазы, чтобы получилось соединение вполдерева (внахлестку). Этот процесс хорошо иллюстрируются на следнющихфото.
Затем – поэтапное склеивание эпоксидным клеем и, после суточного схватывания узлов, усиление их двумя нагелями диаметром 10 мм на клею.
В таком виде стул можно было разбирать. На эжтом первую часть своего мастер-класса заканчиваю.
(продолжение следует)