
БатикНа тканевой основе, покрытой специальными составами, рисуются узоры красками, после чего обработка фиксирует пигмент. С помощью этой техники декорируют одежду, скатерти, предметы интерьера, а также создают гобелены и картины.
Шёлковые полотна с узорами появились сначала в Китае, где умельцы два тысячелетия назад создавали произведения искусства на тонких материалах. Затем роспись по ткани переместилась из Китая в Индонезию, Индию и Японию. Название техники «батик» произошло от яванского языка, где оно означает «восковая капля».
Индонезийцам так понравилось это искусство, что оно стало почти национальным символом. В приданое каждой невесты должна была быть хотя бы одна вещь, выполненная в этой технике. батикВ XVII веке на острове Ява появились европейцы, остров стал голландской колонией. Так роспись по ткани пришла и в Европу.
Виды росписи по ткани

В современном батике множество различных техник. Выбор способа окрашивания определяется вкусом мастерицы, типом ткани и назначением готового предмета.
Горячий батик
Индонезийцы обожают классическую технику роспись по ткани. В ней части полотна покрываются расплавленным воском, оставляя лишь свободные зоны для окрашивания согласно задумке художника.
Холодный батик
Контуры изображения обрабатывают специальным средством, предотвращающим растекание краски по поверхности. Благодаря этому линии получаются четкими, что позволяет детально прорисовывать мелкие элементы без опасений смешивание цветов.
Узелковый батик
Интересный способ росписи тканей, для которого вообще не нужно уметь рисовать. Помните «джинсы-варёнки» из 80-х годов прошлого века? Так вот это и есть узелковый батик. Материал перетягивают нитками, закручивают, завязывают в узлы различные предметы – веточки, камешки, ракушки. В результате после воздействия красителей на полотно получаются причудливые линии, спирали, лепестки и разводы с очень неожиданными переходами цвета.
Свободная роспись
Техника батика с использованием кисти и красок накладывается прямо на ткань. Рисунки получаются нечеткими и размытыми, что идеально для создания «акварельного» эффекта.
Роспись при помощи аэрографа
Краску можно наносить на полотно аэрографом с использованием трафаретов. Это достаточно простой способ, но контуры рисунка не будут идеально чёткими из-за отсутствия резерва.
Материалы для работы в технике батик
Для освоения росписи по ткани необходимо выяснить, какие материалы подходят в качестве основы и чем их раскрашивать.
Ткани
Для батика лучше всего подходят натуральные материалы: хлопок, вискоза, шерсть и шёлк. Синтетика не предсказуемо реагирует на краску: она может растекаться по поверхности, не впитавшись в волокна. Высокие температуры также ей противопоказаны – при закреплении красителя паром или в духовке, а также при выведении воска утюгом, она может расплавиться. Для шерсти горячий способ неприменим (она сядет), и для хлопковых тканей – они остаются жесткими и неудобными в носке.
Для росписи по ткани из натурального шелка с простой фактурой подойдут крепдешин, атлас, креп-шифон и туаль. Несмотря на высокую стоимость, результат окрашивания оправдан. При покупке необходимо убедиться, что шёлк предназначен для батика – неокрашенный и необработанный.
Совет: тканьДля работы требуется постирать изделие в теплой воде и просушить. –Так вы удалите заводскую обработку, которая препятствует окрашиванию волокон.
Инструменты для фиксации

Можно закрепить основу на рамке или пяльцах. Пяльцы подходят для маленьких рисунков, передвигать их по ткани, как при вышивании, не получится. Поэтому, если планируете объёмную работу, лучше приобрести раздвижную раму – её размер регулируется, и она подойдёт для полотен разной величины. К тому же на таких рамках часто предусмотрены крючки для фиксирования материи. Когда таковых нет, крепить её можно канцелярскими прищепками, английскими булавками, а если она довольно плотная, то и кнопками. Избегайте только круглых кнопок с треугольным острием – они сильно повреждают материал.
Совет: полотно прикрепляют к раме, обращая внимание на долевую нить. :Она располагается строго вертикально, значит, поперечная должна идти горизонтально. Этому нужно тканьРисунок сохранил форму при наклоне благодаря расположению по диагонали. Крепление начинается в центре, постепенно продвигаясь к краям и обеспечивая максимальное напряжение материала.
Красящие вещества
При выборе красок изучайте прилагаемую информацию. Обращайте внимание на состав и сферу применения.
Во-первых, у анилиновых и акриловых красок разный способ закрепления. Первые обрабатывают паром в автоклавах или в ведрах, кастрюлях, а для фиксации вторых нужно прогладить расписанный участок утюгом.
Во-вторых, на тюбике с красящим составом может быть пометка «silk» или «textile»: соответственно, предназначены такие составы либо для шёлка, либо для хлопка, шерсти или льна. Если использовать состав не по назначению, результат эксперимента вряд ли вас порадует.
В-третьих, краски разных серий и производителей не всегда совместимы между собой, поэтому лучше не рисковать, раскрашивая изделие из случайных тюбиков.
Резервирующий состав
При работе в технике горячего батика резервом (веществом, не пропускающим краску) служит расплавленный воск, парафин или стеарин. Самый простой способ добыть его – раскрошить обыкновенную свечу из хозяйственного магазина и разогреть её на водяной бане. Пока идёт творческий процесс, воск должен подогреваться, поскольку застывает он очень быстро. А если резерв недостаточно жидкий, он не способен пропитать ткань и препятствовать расползанию красителя там, где его быть не должно.
Для создания рисунка холодным способом применяется контур, изготовленный на основе резинового клея, парафина или растворителя.
Цель контура – предотвратить растекание краски за границу линии, нарисованной им. Контуры могут быть прозрачными (их можно раскрасить), цветными и даже с блестками, последние применяются только для декора готовых работ. Холодный батик нередко использует контуры изготовителей, хотя опытные мастера делятся рецептами собственного изготовления.
Инструменты для нанесения красок и резерва

Для разных видов батика применяют особые инструменты для нанесения воска или обводки.
При горячем способе пользуются чантингом– заимствованным у индонезийцев инструментом, напоминающим крохотную чашку с носиком на длинной ручке. Воск, вытекающий из носика, равномерно покрывает основу и пропитывает её. Для покрытия большой площади можно применять жёсткую кисть, но её больше нигде использовать не получится – волоски пропитываются резервом, и краску в дальнейшем невозможно набрать ею.
Для рисования холодным батиком перед началом работы готовую краску помещают в стеклянные трубочки с резервуаром и носиком. Величина отверстия в кончике трубки задаёт ширину линий рисунка. Лучше сразу приобрести несколько таких трубочек, так как тонкое стекло быстро ломается. В некоторых магазинах продаются готовые резервуары для батика в тюбиках с аппликатором: их можно сразу использовать для нанесения краски на ткань.
Мягкие кисти различных размеров, ватные палочки или губка – таким образом применяются для нанесения краски как при тонкой прорисовке, так и при работе с большими участками полотна. Не экономьте на кистях: дешёвые инструменты имеют привычку рассыпаться, а выпавшие волоски могут испортить рисунок. Кроме того, некачественные кисти быстро теряют форму и становятся непригодными для работы.
После окончания творческого процесса все инструменты необходимо тщательно промыть водой или растворителем в зависимости от типа красителя и контура, и высушить при комнатной температуре. Это продлит их срок службы.
Меры предосторожности
В связи с тем, что некоторые материалы, применяемые в батике, могут выделят вредные вещества и легковоспламеняться, необходимо придерживаться простых правил.
- Помещение, где вы работаете, должно хорошо проветриваться.
- Рядом с рабочим местом не должно быть источников открытого огня: каминов, свечей, газовой плиты.
- Для нагревания воска или парафина допустимо использовать только электроплитку.
- Чтобы избежать трещин от сильного нагревания, на дно емкости с водой ставят тряпку под стеклянную тару, в которой плавится воск.
- Для защиты рук от потемнения и вредных химических веществ рекомендуется использовать тонкие перчатки из латекса или нитрила.
- Чтобы наполнить резервирующим составом трубочку, советуют использовать резиновую грушу. Некоторые пренебрегают этим советом и набирают контур, прикладывая трубку к губам. Это быстрее, но безопаснее ли это?
Мастер-классы
Чтобы освоить любое новое рукоделие, нужна практика. Батик – не исключение. Предлагаем ознакомиться с пошаговыми мастер-классами росписи по ткани в горячей и холодной технике. Так вы сможете определить, какой вид этого искусства вам больше нравится.
Расписной платок « mimosa » в технике горячий батик.

Необходимые материалы и оборудование:
- неокрашенный шёлк для батика;
- рама по размеру будущего изделия;
- Кнопки для бумаги с округлым концом.
- воск или парафин;
- Устройство для подогрева воска (специальный прибор или электроплитка с небольшой кастрюлькой с водой и жестяной банкой).
- банка с водой;
- Краски для батика водорастворимые акриловые («под утюг»): жёлтая, синяя и зелёная.
- Для работы с воском предназначены кисти: одна — широкая с пушистым ворсом, другая — узкая с жесткой щетиной.
- карандаш с круглым ластиком на конце;
- палитра для красок;
- фен;
- утюг;
- гладильная доска;
- Много бумаги пригодится (но лучше избегать газет: печатный текст от тепла может перенестись на ткань).
- ветошь;
- клеёнка.
Порядок выполнения
Шаг 1.
Прежде чем начать творческий процесс, нужно подготовить рабочее пространство. Рабочий стол следует покрыть непромокаемой клеёнкой для защиты от воды, красящих пятен и воска. Разогреваем подготовленную массу на водяной бане до жидкого состояния. В это время натягиваем предварительно выстиранный шелк на раму, фиксируя его канцелярскими кнопками.
Шаг 2.
Смочив ткань водой, получаем на сырой основе нежный ненасыщенный оттенок, который нам нужен сейчас. Распределяем жёлтую краску по всей поверхности будущего изделия ровным слоем и нагреваем феном до полного высыхания – воск наносится только на сухую материю.
Шаг 3.
Щёточкой с грубым ворсом из воска рисуем контуры ветки мимозы – свободно, без разметки ткани. Растопленный воск в подходящей консистенции оставляет на основе тёмную масляную линию. Это указывает на хорошую пропитку волокон и предотвращает попадание краски другого цвета, которые останутся светло-жёлтыми.
Восковым карандашом, смазанным воском, на холсте рядом с веточкой рисуем кружочки в форме цветков мимозы, приближаясь к центру. Там же можно добавить восковые брызги кистью для большей натуральности.
Поверх соцветия широкой кистью наносим ярко-жёлтую краску, а по краям изделия – зелёную, синюю и бирюзовую (смешайте зеленый и синий) в произвольном порядке. Промокните сухой ветошью восковые пятна. Просушите работу феном.
Шаг 4.
Вокруг соцветия мимозы дорисуйте ещё кружочки тем же способом, а фон «восковой» кистью заполните листиками, напоминающими еловые ветви, стеблями, травинками, каплями и брызгами – подключите фантазию. Покройте всё более насыщенной и тёмной бирюзовой или синей краской. Снова просушите. При желании можно нанести ещё раз воск и краситель – интенсивность цвета должна усиливаться с каждым новым слоем.
Шаг 5.
Снимаем изделие с основы, бережно стараясь не порвать ткань, и проглаживаем его утюгом.
Под основу и поверх нее кладем несколько листов бумаги и меняем их по мере насыщения воском до тех пор, пока бумага не станет чистой – это значит, что весь воск из изделия вытопился на нее. После этого можно обработать края платка и вручную постирать его в теплой воде с мылом.
Расписной платок «Розы» в технике холодного батика.

Необходимые материалы и оборудование:
- неокрашенный шёлк для батика;
- рама по размеру будущего изделия;
- Кнопки для бумаг с округлым концом.
- клеёнка;
- Исчезающий маркер или простые карандаши; по желанию – шаблон рисунка или калька с перенесённым на неё изображением.
- контур для холодного батика;
- стеклянная трубочка для нанесения резерва;
- банка с водой;
- Водоразтворимые акриловые краски для батика («под утюг»): жёлтая, голубая, зелёная, розовая и сиреневая.
- кисти разных размеров;
- палитра;
- ветошь;
- гладильная доска;
- утюг.
Порядок выполнения
Шаг 1.
Соберите все для творчества и устелите рабочее место клеёнкой, защитой от влаги. Перед использованием прополощите и высушите ткань, затем натяните ее на раму с помощью кнопок. На неё перенесите рисунок, используя кальку, или создайте изображение самостоятельно, например, букет роз.
Шаг 2.
По линиям рисунка наносим резервирующий состав. Следует следить, чтобы все детали изображения имели замкнутый контур: так краска не будет растекаться и смешиваться.
Шаг 3.
Когда резерв высохнет, начинаем работать с красками. Процесс похож на рисование на бумаге: заполняем рисунок цветом, двигаясь от центра к краям, от светлых к темным оттенкам. Цветочки окрашиваем жёлтым, а лепестки плавно переходят от розового к сиреневому – внутри одного элемента можно смешивать цвета, получая эффект переливов. Листья роз раскрасим зелёным с вкраплениями желтого, а фон – голубым.
Позвольте создать живописный фон, добавив зеленые и розовые разводы, играя с насыщенностью цвета для завораживающего «акварельного» эффекта.
Когда полотно высохнет, добавьте яркие акценты для оживления изображения и придания ему объема. Убедитесь, что кисть чистая и удаляете лишнюю жидкость с ветоши.
Шаг 4.
Чтобы закрепить краску после высыхания, следуйте инструкции: прогладьте утюгом или обработайте горячим паром. Затем ручным способом постирайте изделие в тёплой воде, обработайте края и наслаждайтесь платком.
Батик доступнее, чем кажется. Начинается с терпения, но результат оправдывает затраты времени и усилий: каждая работа — уникальная, а процесс сам по себе помогает снять стресс, отвлечься и сосредоточиться на творчестве.
Фото на анонс: Pexels.com