Батик Это нанесение рисунков на ткань красками с помощью специальных составов-резервирующих средств и дополнительной обработки ткани для закрепления краски.
Шёлковое рукоделие, известное как батик, имеет свою историю в Китае. Два тысячелетия назад китайцы создавали произведения искусства на тонких шёлковых полотнах. Затем роспись по ткани распространилась из Китая в Индонезию, Индию и Японию. Само название «батик» произошло от индонезийского слова «батик», что переводится как «восковая капля».
Это искусство настолько полюбилось индонезийцам, что стало почти национальным символом. В приданое каждой невесте обязательно включалась хотя бы одна вещь, созданная в этой технике. батикВ XVII веке европейцы появились на Яве, остров стал голландской колонией. Через это роспись по ткани попала и в Европу.
Виды росписи по ткани
Современный батик включает разные направления. Выбор техники для каждого случая зависит от вкуса мастерки, вида ткани и назначения готового изделия.
Горячий батик
Классическое направление завоевало особую любовь у индонезийцев. В его основе — покрытие частей ткани расплавленным воском, чтобы краска не попадала на них, а остальные участки раскрашиваются по желанию.
Холодный батик
Рисунок покрывается специальным составом, который предотвращает растекание краски по поверхности. Благодаря этому линии получаются четкими, что позволяет создавать мельчайшие детали без опасения смешения красок.
Узелковый батик
Интересный способ росписи тканей, не требующий навыков рисования. Помните джинсы-варёнки из восьмидесятых годов прошлого века? Это и есть узелковый батик. Материал перетягивают нитками, закручивают, привязывают в узлы разные предметы – веточки, камешки, ракушки. После окрашивания полотна получаются оригинальные линии, спирали, лепестки и разводы с неожиданными переходами цвета.
Свободная роспись
Техника заключается в нанесении рисунка на ткань кистью и красками. Рисунки получаются с неровными и размытыми контурами, что создаёт «акварельный» эффект. Если именно такой результат вас интересует, батик без резервирующих веществ станет подходящим вариантом.
Роспись при помощи аэрографа
Аэрограф с трафаретами позволяет наносить краску на полотно. Такой метод прост, но контуры рисунка получатся неидеально четкими из-за отсутствия резерва.
Материалы для работы в технике батик
Для изучения росписи по ткани стоит определиться с подходящими материалами для основы и средствами нанесения рисунка.
Ткани
Для батика лучше выбирать натуральные ткани: хлопок, вискозу, шерсть и шёлк. Синтетика при окрашивании ведет себя непредсказуемо: краска может растечься и не впитаться в волокна. Она также не выдерживает высоких температур. При закреплении красителя паром или в духовке, а также при выведении воска утюгом синтетика может расплавиться. Горячий способ не подходит для шерсти (она садится), а также для оформления одежды из хлопковых тканей – они остаются жёсткими и неудобными для носки.
Идеальны для росписи ткани из натурального шелка с простой фактурой: крепдешин, атлас, креп-шифон, туаль. Недёшевы, но результат окрашивания того стоит. При покупке важно уточнить, что нужен шелк именно для батика – неокрашенный и необработанный.
Совет: ткань Перед началом работы нужно постирать в теплой воде и высушить. – Так вы избавитесь от заводской обработки, которая препятствует окрашиванию волокон.
Инструменты для фиксации
Основание закрепляется на рамке или пяльцах. Пяльцы подходят для малых рисунков, перемещать их по ткани, как при вышивании, невозможно. Если планируете объемную работу, лучше приобрести раздвижную раму – размер её регулируется, и она подходит для полотен различного размера. К тому же на таких рамках часто предусмотрены крючки для фиксации материи. При их отсутствии крепить её можно канцелярскими прищепками, английскими булавками, а если ткань достаточно плотная, то кнопками. Избегайте только круглых кнопок с треугольным острием – они сильно повреждают материал.
Фиксацию полотна на раме выполняют, обращая внимание на долевую нить. : Располагаясь строго вертикально, первая линия предполагает горизонтальное расположение второй. Это важно для… ткань Изображение при наклеивании не исказилось из-за диагонального смещения. Начало крепления в центре, движение к углам, достижение наибольшего напряжения ткани.
Красящие вещества
При покупке красителей внимательно изучите инструкцию. Уделяйте внимание составу и назначению – это важно.
Анилиновые и акриловые краски фиксируются разными способами: первые обрабатывают паром в автоклавах или в обычных емкостях, вторые проглаживают утюгом.
Во-вторых, на тюбике с красящим составом может быть указано «silk» или «textile»: соответственно, состав предназначен либо для шелка, либо для хлопка, шерсти или льна. Если использовать состав не по назначению, результат эксперимента вряд ли вас обрадует.
Краски различных серий и марок могут быть несовместимы, поэтому при окраске изделия лучше использовать краски одной серии от одного производителя.
Резервирующий состав
В технике горячего батика резервом (веществом, не пропускающим краску), служит расплавленный воск, парафин или стеарин.
Его можно получить, раскрошив свечу и разогрев её на водяной бане. Во время работы воск необходимо подогревать, так как он быстро застывает. Если резерв недостаточно жидкий, ткань не пропитается им, и краситель расползётся там, где его быть не должно.
Для холодного способа применяется контур – вещество на основе резинового клея, парафина или растворителя. Его назначение – не допускать растекания краски за пределы линии, нарисованной им. Контуры бывают прозрачными (их можно подкрасить), цветными и даже с блёстками. Последние используют только для декорирования готовой работы. Резервирующие составы для холодного батика можно приготовить самостоятельно, но часто применяют контуры заводского производства.
Инструменты для нанесения красок и резерва
Для разных типов батика применяются разные инструменты для нанесения воска или контуров.
При горячем способе пользуются чантингом Инструмент, заимствованный у индонезийцев, напоминает крохотную чашку с носиком на длинной ручке. Воск, вытекающий из носика, равномерно покрывает основу и пропитывает её. Для покрытия большой площади можно использовать жёсткую кисть, но в другом месте её применять не получится – волоски пропитаются резервом, и краску далее набирать ею невозможно.
Для холодного батика перед работой резервирующий состав помещают в стеклянные трубочки с резервуаром и носиком. Диаметр отверстия на конце такой трубки задает ширину линии контура. Трубок лучше взять сразу несколько, поскольку тонкое стекло хрупко и быстро ломается. Некоторые производители выпускают резерв в тюбиках с аппликатором, их можно использовать для нанесения состава на ткань без переливания в трубочку.
При работе с полотном в обоих случаях используют мягкие кисточки разного размера, ватные палочки или губку для больших поверхностей. Не стоит экономить на кистях: дешевые инструменты могут осыпаться, а выпавшие волоски испортят рисунок. Кроме того, некачественная щетина быстро разлохмачивается и топорщится, что также негативно сказывается на конечном результате.
После завершения работы все инструменты нужно тщательно промыть водой или растворителем, руководствуясь типом краски и контура. Их сушат при комнатной температуре для продления срока службы.
Меры предосторожности
Материалы, применяемые в батике, могут выделять опасные вещества и быть горючими, поэтому необходимо следовать несложным правилам.
- Где вы трудитесь, необходимо обеспечить хорошую вентиляцию помещения.
- Рядом со столом нужно избегать открытого огня: каминов, свечей, газовых плит.
- Для разогрева воска или парафина подходит только электроплитка.
- Если сосуд для плавления воска стеклянный, на дно посуды с водой под него укладывают тряпку, чтобы стекло не треснуло от перегрева.
- Для защиты рук от окрашивания и влияния химических веществ предпочтительнее использовать тонкие латексные или нитриловые перчатки.
- Для наполнения трубочки резервирующим составом лучше всего использовать резиновую грушу. Некоторым этот совет кажется излишним, и вместо этого они набирают контур, прикладывая трубку к губам. Это, конечно же, быстрее, но кто гарантирует безопасность такого метода?
Мастер-классы
Для овладения новым видом рукоделия необходима практика. Батик – не исключение. Предлагаем ознакомиться с пошаговыми мастер-классами росписи по ткани в горячей и холодной технике, чтобы выбрать подходящий вид этого искусства.
Платок «Мимоза» с росписью в технике горячего батика.
Необходимые материалы и оборудование:
- неокрашенный шёлк для батика;
- рама по размеру будущего изделия;
- Закрывалки для бумаги с круглым кончиком.
- воск или парафин;
- Приспособление для разогрева воска: специальный аппарат, электрическая плита с небольшой кастрюлькой и банкой из жести.
- банка с водой;
- Водорастворимые акриловые краски для батика «под утюг»: желтые, синие и зеленые.
- Существуют две кисти: одна широкая с мягким ворсом, другая узкая с жёстким – для работы с воском.
- карандаш с круглым ластиком на конце;
- палитра для красок;
- фен;
- утюг;
- гладильная доска;
- Много бумаги, но газет лучше избегать — шрифт на газетах может перенестись на ткань при нагреве.
- ветошь;
- клеёнка.
Порядок выполнения
Шаг 1.
Начало любого творческого процесса – организация рабочего места. Сначала нужно накрыть стол непромокаемой клеёнкой, чтобы защитить поверхность от воды, краски и воска. Пока резервирующий состав нагревается на водяной бане до жидкого состояния, натягиваем предварительно постиранный шёлк на раму, закрепив его канцелярскими кнопками.
Шаг 2.
Промывая ткань водой, получаем нежный ненасыщенный оттенок, необходимый нам сейчас. Распределяем жёлтую краску по всей поверхности изделия ровным слоем и нагреваем феном до полного высыхания – воск наносится только на сухую основу.
Шаг 3.
Жёсткой восковой кистью рисуем очертания ветки мимозы прямо на ткани, без предварительного обозначения линий. Если воск растоплен до нужного состояния, кисть будет оставлять тёмные масляные линии на основе. Это указывает на то, что волокна хорошо пропитались воском, и краска другого цвета не проникнет на них, оставив их светло-жёлтыми.
Смочив ластик на карандаше воском, «печатаем» рядом с веткой ближе к центру кружочки, имитирующие соцветие мимозы. В том же месте полотна можно оставить восковые брызги кистью для придания рисунку естественности.
Шерстью наносим яркую жёлтую краску поверх соцветия, а по краям изделия – зелёную, синюю и бирюзовую (смешанные зелёный и синий) цвета в произвольном порядке. Вытираем восковые пятна сухой ветошью. Сушим работу феном.
Шаг 4.
Добавьте кружочки вокруг соцветия мимозы тем же способом. Фон «восковой» кистью заполните листиками, напоминающими еловые ветви, стеблями, травинками, каплями и брызгами – проявите свою фантазию. Покройте всё более насыщенной и тёмной бирюзовой или синей краской. Снова просушите. При желании можно нанести ещё раз воск и краситель – интенсивность цвета должна усиливаться с каждым новым слоем.
Шаг 5.
Снимаем работу с рамы, чтобы не повредить ткань, и гладим её утюгом. Под полотно и поверх него нужно положить несколько листов бумаги и менять их по мере пропитывания воском, пока листы не станут чистыми – это значит, что весь воск с изделия вытопился на бумагу. После этого можно обработать края платка и постирать его вручную в тёплой воде с мылом.
Платок «Розы» с росписью в технике холодного батика.
Необходимые материалы и оборудование:
- неокрашенный шёлк для батика;
- рама по размеру будущего изделия;
- Кнопки для бумаг с круглой головкой.
- клеёнка;
- Угасающий маркер, обычный карандаш, по выбору – рисунок-шаблон или калька с перенесенным на нее рисунком.
- контур для холодного батика;
- стеклянная трубочка для нанесения резерва;
- банка с водой;
- Водорастворимые акриловые краски для батика («под утюг»): жёлтая, голубая, зелёная, розовая и сиреневая.
- кисти разных размеров;
- палитра;
- ветошь;
- гладильная доска;
- утюг.
Порядок выполнения
Шаг 1.
Подготавливаем всё для работы, покрывая рабочее место водонепроницаемой клеёнкой. Перед использованием ткань стирают, сушат и натягивают на раму при помощи кнопок. Затем переносят рисунок с кальки или создают его непосредственно на основе. Сейчас это будет букет роз.
Шаг 2.
По контурам рисунка наносим резервирующий состав, обращая внимание на то, чтобы все элементы изображения имели закрытые контуры: так краска не будет растекаться и смешиваться.
Шаг 3.
После высыхания резерва начинаем красить. Этот процесс похож на раскрашивание рисунков на бумаге.
Заполняем рисунок цветом, двигаясь от центра к краям, от светлых оттенков к тёмным. Сердцевины цветков делаем жёлтыми, на лепестках можно создать плавный переход от розового к сиреневому – при этом в пределах одного элемента допустимо смешивать краски для получения красивых переливов цвета. Листья роз закрасим зелёным с вкраплениями жёлтого, а фон – голубым.
Не добивайтесь однотонного фона, в него можно добавлять зелёные и розовые разводы, варьируя насыщенностью красок для достижения завораживающего «акварельного» эффекта. На хорошо просохшем полотне возможно разместить более яркие акценты, что позволит оживить изображение и придать ему объёма. Не забывайте промывать кисть от краски и ветошью удалять лишнюю жидкость с ткани.
Шаг 4.
По окончании высыхания краски её следует закрепить – как указано в инструкции, прогладить утюгом или обработать горячим паром. Затем изделие необходимо постирать в тёплой воде вручную, обработать края и использовать платок с удовольствием.
Батик не так сложен, как кажется сначала. На первых этапах нужно запастись терпением. Однако результат оправдывает затраченные усилия и время: каждая работа уникальна и неповторима, а процесс сам по себе помогает снять стресс, отвлечься от рутины и сосредоточиться на творчестве.