Приветствую вас на мастер-классе по рисованию ночного пейзажа акварелью. Будем рисовать его не с нуля, а возьмем пример замечательной гравюры японского художника Сёды Кохо, которая прикреплена к данной публикации, и напишем ее акварельными красками.
Мастер-класс доступен в виде видео и статьи, расположенной под записью.
Сразу должна оговориться, техника гравюры и акварели достаточно сильно отличаются, и нет цели скопировать картину до мельчайших деталей. Акварельные работы вообще выглядят не как гравюра просто потому, что у техники рисования акварелью свои особенности.
Сёда Кохо как художник мне нравится своей спокойной и глубокой цветовой гаммой, и мирными пейзажами с симпатичными лодочками. Поэтому я выбрала именно гравюру «Рыбацкая лодка в лунном свете».

Для работы нам понадобится:

В процессе буду тестировать интересное изобретение – холст для акварели. Посмотрю, как он себя ведет, быстро ли сохнет и прочее.

Вот цвета, которые я буду использовать (у меня акварель «Невская палитра»):
К списку можно добавить немного желтого на стадии рисования луны и бликов.

1. Карандашный набросок
Разделим холст на две части. Большая часть на оригинале занимает небо, я сделала побольше воды. Вы тоже можете сместить линию горизонта вниз или вверх, можно сделать количество воды и неба равным.
С луной все просто — это небольшой кружок.
Отмечаем сразу переднюю и заднюю точки лодки, чтобы в пределах этих точек расположить рыбаков. Важно, чтобы голова самого левого рыбака немного выходила за горизонт, это обеспечит интересную композиционную связь между двумя пространствами – небесным и водным.
Определяем место для лунной тропинки и теней от рыболовов.
Тростник можно изобразить несколькими вертикальными линиями, не нужно его подробно рисовать. Когда слишком много карандаша на наброске, всё переходит потом под акварелью краску и в готовой работе очень заметен.

Акварельная заливка неба
Акварельная заливка будет состоять всего из шести этапов с просушкой холста между ними. Я попробовала расположить холст под углом в 30 градусов, использую силу притяжения и капли стекают вниз.
Вокруг луны перехожу от кобальта лазурно-голубого к индиго, при этом слежу, чтобы закрас не был слишком светлым или темным, это корректирую водой.
Если слишком много воды, можно держать около себя салфетку, чтобы протирать кисть или капли воды на холсте.
Когда капли доведены до самого горизонта, попробуем изменить угол холста и распределить краску с помощью силы притяжения. Можно создавать интересные эффекты.
При высыхании цвет почти не меняется, каким был, таким и остаётся, что очень удобно.
Заливка поверхности воды
Смешиваем кобальт, индиго и зеленую краски так, чтобы получился не кричащий зеленоватый цвет и не слишком изумрудный (регулируем этот момент темным индиго). Эту краску будем использовать для работы от краев к лунной дорожке. А у дорожки вмешиваем сиену и делаем более прозрачную заливку. Обязательно оставляем непрокрашенные блики на лунной дорожке.
Если это сложно сделать, вот вам лайфхакМаскирующая жидкость, которой до заливки можно покрыть лунную дорожку, подождать полного высыхания и сверху сделать цветовой переход на поверхности воды. Потом маскирующая жидкость просто стирается ластиком. Только берегите кисточки, маскирующая жидкость их сильно портит. Можете использовать палочку и ей нанести капельки раствора.
После того, как вода высохнет, прокрасим блики очень прозрачной желтоватой краской. Можно добавить немного сиены. Просто придаем теплый оттенок самым светлым участкам.

Вторая заливка неба
Теперь нужно выделить облака и покрыть небо вторым, более темным слоем краски, аккуратно обойдя луну, и сделать края заливки точно по контурам луны и горизонта.
Обратите внимание на линию горизонта с более темной окантовкой. Высушить холст можно в горизонтальном положении, чтобы граница снизу не была слишком темной и бросающейся в глаза.
Лодка и текстура воды
Особенность заливки лодочки в том, что слева она более темная, а справа цвет более прозрачный, чтобы потом тростник выделялся на таком фоне. Поэтому ведём краску слева направо.
Для создания текстуры воды возьмите самую тонкую кисточку. Можете на отдельном листочке потренироваться делать горизонтальные штрихи, потому что рябь на воде состоит из миниатюрных штришков, которые есть даже в косых линиях.
Для большей точности можно отметить карандашом главные участки, где будет располагаться штриховка.
Когда рука уверенно будет делать штрихи, начинаем выводить горизонтальную штриховку везде по дугообразным линиям, идущим от лодочки вниз. Сверху самый темный цвет, снизу более разбавленный сиеной, но цвет должен быть темнее тона воды.
Это очень медитативный процесс, просто расслабленно машем кистью и получается красота.

Прорисовка тростника
Тростник рисуют продолговатыми штрихами и линиями разной толщины.

Покажу на отдельном листочке. Рисуем вертикальную дугу — это стебелек тростника, а от кончиков ведем лист к центру, регулируя при этом нажим, чтобы листья получались разной толщины. Не обязательно в точности повторять наш референс. Когда начинаем немного путаться в листиках, рисуем второй стебелек с листьями и так далее.
Получится красиво и естественно, если сделаем как можно больше пересечений между листьями и стеблями. В конце концов совсем запутаются в зарослях снизу, но несколько стеблей все равно будут выделяться. Подсмотрите, как красиво переплетаются листья на оригинале! Листья уверенно торчат вверх, другие согнулись под собственным весом. Листики больше направлены налево, видимо ветер чаще дует на них с правой стороны.

Акварель готова, на холстике появилась картина, в которую можно вглядеться и помечтать о теплых лунных ночах. Спасибо, что были со мной, всего доброго, до свидания!